Белоруссия родная…
Не стала спрашивать у инициаторов проекта создания в Кузбассе российско-белорусского предприятия по сборке большегрузных самосвалов «БелАЗ», как будут называться эти машины. А называться они точно должны как-то по-особенному. Ну и что, что Россия с Белоруссией в Таможенном союзе, потому без особых границ. Зато производство это первое в России. Пробовали белорусы открыть подобные предприятия в других регионах. Не вышло. С тем же результатом пытались создать СП в ряде стран СНГ, дальнего заграничья. Так что Кузбасс, кажется, вполне заслуживает особого названия для самосвалов пусть и одной из самых известных марок самосвалов в мире. Вон, даже автобусы южнокорейского автогиганта Hyundai ходят под «нашим» названием, и ничего. Но дело, понятно, не только в названии.
Месяц назад после очередной поездки кузбасских чиновников и представителей бизнеса в Белоруссию было объявлено о создании совместного предприятия. С одной стороны, это гигант (и по советским, и по современным масштабам) БелАЗ, с другой – отраслевой холдинг компании «Сибирский деловой союз», крупной не только по кузбасским меркам. Опуская детали политических хитросплетений отношений России и Беларуси, особенности бизнеса компании СДС, признаемся, что открытие любого производства конкурентной и востребованной продукции – это плюс. И раз уж до сих пор никому не удалось записать этот плюс в свой актив, то договоренности белорусов с кузбассовцами явно довольно серьезное достижение. И явно шли к нему обе стороны не один день.
Готовилось все лет пять, признаются сегодня те, кто в апреле вернулся в Кемерово с новостью о создании СП. Сегодня тоже готово еще не все. Но процесс уже, похоже, не остановить. В Прокопьевске на заводе «Подземтрансмаш» идет подготовка производственных помещений для сборки большегрузов, а в Белоруссии – правительственного решения о создании совместного производства. Все планируется подготовить к концу лета. Есть даже идея выпустить первый кузбасский «БелАЗ» к Дню шахтера. Задумка знаковая. Один из символов в эмблеме профессионального праздника в этом году – именно «БелАЗ». Вот и будет, как говорится, сбыча мечт, сказка станет былью.
В этот вторник на заседании коллегии обладминистрации при большом собрании чиновников и прессы представители СДС рассказали, как будут воплощать мечты. Выглядит все очень стройно. Уже в текущем году 10 самосвалов, в 2013-м – 60, в 2014-м – 150, а потом – 250. На первых порах сборка будет налажена на «Подземтрансмаше», потом предусмотрено строительство нового производственного комплекса. Сначала запланирован выпуск самосвалов грузоподъемностью 90 тонн, затем в зависимости от потребностей угольщиков (а именно на них как главных покупателей «БелАЗов» в Кузбассе и ориентирован проект), модельный ряд может быть расширен. Дополнительные налоги в бюджет области и Прокопьевска, рабочие места в городе со старыми проблемными шахтами. Все крайне привлекательно. Потому давайте посмотрим на это в приближении, задавая простейшие вопросы. Ведь дружба между россиянами и белорусами дружбой, а бизнес… Бизнес любой страны всего лишь бизнес, желающий получить свою прибыль.
Во-первых, почему, собственно, «БелАЗы»? Ежегодно кузбасские угольные разрезы приобретают самосвалы примерно на полмиллиарда долларов (для сравнения, весь объем белорусских товаров в Россию в прошлом году составил почти 13,7 млрд долларов). А там, где большие траты, всегда есть желание сэкономить. Сборочное производство, тем более, удешевляет конечную продукцию для потребителя.
Вопрос второй и, наверное, главный. Почему, собственно, 90-тонники? Таких, замечу, в Кузбассе лишь 4 штуки из более чем тысячи самосвалов. Дело в том, что сам БелАЗ на своей основной площадке все больше ориентируется на выпуск машин очень большой грузоподъемности: от 200 до 320-тонников (такие сегодня самые мощные в Кузбассе) и 360-тонники. Сама модель 90-тонника на БелАЗе считается новой. Ее начали производить несколько лет назад, но до широкого выпуска дело не дошло. И это несмотря на то, что модель восстребована. Угольные разрезы-«середнячки» да и предприятия покрупнее на определенных участках используют экскаваторы с не самым большим объемом ковша. К ним в пару как раз подошел бы 90-тонный «БелАЗ». Но вот свободно купить такую машину было нельзя. Повторю, дело в ориентированности завода-производителя на очень мощную технику. Кстати, в России с 90-тонниками Белоруссию опередила японская Komatsu, построив недавно сборочное предприятие в Ярославской области. На кузбасских разрезах уже появились первые «японцы».
Однако в регионе не «сдаются». Упомянутые выше 250 самосвалов в год – это ориентир по потребностям всех российских угольщиков, без учета присутствия на рынке конкурента. При таких обстоятельствах, естественно, выиграет тот, кто завоюет рынок приемлемой ценой и достойным качеством. Инициаторы проекта сейчас уверены, что смогут достойно конкурировать с «японцами». В том числе за счет постепенного сокращения доли белорусских комплектующих в самом самосвале, что, как планируется, будет снижать стоимость самосвала. Если сегодня в Кузбассе уже выпускается платформа с козырьком для большегруза, и это составляет 5% от всего производства, то после 2015 года это может быть и за 90%. Расчет тут такой. Белорусский завод, конечно, не отдаст свои ноу-хау российским партнерам. Но это будет доля лишь 7-10%. Остальное можно выпускать самим или покупать готовое на рынке. Кстати, чиновники на заседании коллегии предлагали расширить список площадок, на которых можно было производить разные комплектующие для «БелАЗа».
Почему такая уверенность? Затеяно с нашей стороны это изначально угольной компанией, где знают все прелести и проигрышные стороны «БелАЗа». Будущее СП только сблизит производителя и потребителя. Технику будут делать со знанием возможных претензий до тонкостей.
Что же нам от всего этого угольно-белазовского счастья? Почему вполне логично решение областных властей способствовать продвижению этого проекта преференциями и льготами? Никто, конечно, не знает, вырастет ли горняцкая зарплата, если угольщики будут покупать «БелАЗы» дешевле. Не забудем, правда, про налоги от нового производства и рабочие места (занять здесь при максимальной мощности можно более 600 человек). Этого, в принципе, достаточно. Но белорусская история в Кузбассе, похоже, только начинается. Другое сборочное производство – трамвайных вагонов – тоже создается в регионе с участием белорусов. Первые вагоны с белорусским кузовом и отремонтированной кузбасскими силами тяговой тележкой уже бегают по рельсам в Кемерове и в Прокопьевске. Уже перевозят пассажиров. Всего в этом году на линии выйдут 12 российско-белорусских трамваев.
Еще не верите в выгодность российско-белорусских отношений? Это уж как пожелаете. А пока региональные власти горячо поддержали проекты. В том числе деньгами. На покупку тех же трамваев уже выделены бюджетные деньги. Может быть, потом выяснится, что это были на самые лучшие решения. Но что в случае с «БелАЗом», что с трамваями, лучшей альтернативы сегодня на рынке нет. По соотношению цена-качество. По самой возможности организации какого-либо сборочного производства продукции известной марки в регионе.
Татьяна ДУМЕНКО.