А он вернулся из боя!
Ему уже за шестьдесят. Он художник, хотя отец мечтал выучить Васю на инженера. У него шестеро детей, девять внуков…
Семья жила в Ташкенте, где Василий учился в художественном училище. Хорошо жили, пока не развалился Союз, а русских не стали выживать из Узбекистана.
Переехали в Мыски. Построил здесь с помощью горожан картинную галерею. Организовал множество выставок – как своих, так и своих друзей-художников. Кстати, одна из выставок Василия Елесина состоялась в Доме литераторов Кузбасса в 2011 году, а самая недавняя прошла в феврале 2012 года. Он очень любит путешествовать по Сибири и России. В общем, на судьбу не жалуется. Но порой становится сыну обидно за отца, прошедшего через адские испытания Отечественной войны, но при этом ни в Мысках, ни в Томске, где остались его дети и внуки от первого брака, отец не «фигурирует» как воин. А ведь он, младший сержант Елесин Андрей Сергеевич, 1908 года рождения, сапер 19-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона, наводил переправы от Волги до Берлина. Получается, что он виноват в том, что вернулся живым с этой страшной войны, хотя и с ранениями…
I.
Из архива: «По документам учета безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской Армии за период Великой Отечественной войны 1941-45 гг. установлено, что стрелок 24-й стрелковой дивизии, младший сержант Елесин Андрей Сергеевич, уроженец Самаркандской области Нарпайского района,
с. Джон, призван Хакасским ОВК, погиб 5 сентября 1942 г., похоронен между деревнями Грачи и Кузьмичи Городищенского района Сталинградской области. Родственники проживают: Красноярский край, Хакасская автономная область, прииск «Иннокентьевский».
Основание ЦАМО донесение №30485-с – 1942.
Другими сведениями не располагаем».
В картотеке персонального учета награжденных имеется карточка, где записано: «Ефрейтор Елесин Андрей Сергеевич, 1908 г.р., сапер 19-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона, награжден:
– медалью «За отвагу» приказом 4-й штурмовой инженерно-саперной
бригады РГК №039 от 11.11.1944 г.;
– орденом Славы 3-й степени приказом 45-го стрелкового корпуса №013/н от 10.02.1945 г. Отметки о вручении награды не имеется.
Домашний адрес на момент награждения: Красноярский край, Хакасская область, Балыксинская группа, Иннокентовка».
Самое удивительное, что в этих справках речь идет об одном и том же человеке – участнике Великой Отечественной войны Елесине Андрее Сергеевиче.
Дело в том, что я посылал два запроса в центральный архив МО РФ. На первый из них ответа долго не было. Тогда, для большей важности, я послал второй запрос на официальном бланке Дома литераторов Кузбасса. И год спустя пришли эти две архивные справки в одном конверте!
Если верить первой, то получается, что Елесин погиб под Сталинградом в 1942 году и похоронен там же. По другой же справке сапер Елесин продолжает бить фашистов до конца войны и получает за отвагу высокие награды.
…А еще он вернется живым. Но обвинять работников архива в этой «ошибке» у меня рука не поднимается. Ведь Андрей Елесин оказался в самом пекле войны – под Сталинградом.
9 апреля 1942 года он был еще в Хакасии. А выехав оттуда на фронт, как раз и подоспел к началу Сталинградской битвы в июле 1942 года, где в кровавой рубке людей не жалели. Посылали в атаки на верную смерть без всякой надежды на спасение. Там, в этой военной неразберихе, и «похоронили» сапера Андрея Елесина.
II.
А вот что рассказывает о нем сын Василий:
– Мой отец Андрей Сергеевич Елесин родился в деревне Наумовка Томской области. Хотя если верить архивной справке, то он появился на свет в селении Джон Нарпайского района Самаркандской области…
Зато точно известно, что потом семья отца переехала в Томскую область, где он и женился в первый раз.
У отца в семье было двое детей, но почему-то у него не сложилась жизнь с первой женой и он в 1936 году завербовался в «Артель Ильича», что в Хакасии, где проработал шесть лет. Уже и война шла вовсю, а его не призывали на фронт. Стране необходимо было золото на нужды фронта. Здесь же, на прииске, он и познакомился с Лидой Пестовой – моей будущей мамой. 9 апреля 1942 года отец получил повестку – явиться в военкомат, чтобы отправиться на фронт: больно плохи стали дела там, на войне. А золото мыть могут и женщины. Это Лида доказывала своим самоотверженным трудом.
В тот же день, 9 апреля 1942 года, Андрей с Лидой помчались в загс, чтобы скрепить свои отношения. Вернулся отец домой осенью 1945 года и уже в ноябре устроился в старательскую артель «Горный разведчик» забойщиком, проработал в ней пять лет. Со слов мамы, отец был крепким и коренастым. Тогда они жили на прииске в Верхней Федоровке. Бывало, что отец загуляет, – так мужики все по домам тихо сидят. Боялись его, предупреждая друг друга: «Елесин ходит по деревне!» Уж очень он не любил тех, кто не воевал.
В 1950 году наша семья переехала в поселок Израс, что в верховьях реки Бельсу. Там была геолого-разведочная партия, куда отец и устроился рабочим. Вспоминает бывший его напарник Михаил Кранчов, которому было тогда всего семнадцать лет:
– Пилили мы брус маховой пилой. Устал я сильно. Уже вечер. Хватит, говорю, мне еще в соседнюю деревню на танцы надо сбегать! Но дядя Андрей стал уговаривать: мол, распилим еще кубометра два – тогда и побежишь! Ну, распилили, конечно, и я тут же уснул. Какие после этого девки?!
В 1952 году папа решил построить дом для нашей семьи. Ведь уже было четверо детей. Трое своих и одна, старшая Римма, приемная. Да и мама была на сносях. Заготовил сруб, довольно большой. Связал отец огромный плот и попросил напарника Михаила помочь сплавить его, но Михаила не отпустили с работы. Отец решил сплавить плот один. Ему было 44 года. Сначала прошел горную реку Бельсу, которая впадает в Томь. А потом в районе Мысков нашли его охранники соседнего лагеря для заключенных. Выла где-то на берегу собака. Они вышли на эту собаку и увидели погасший костер, рядом – труп мужчины, а на груди его лежит собака и воет. Она долго жила у нас, звали ее Тэка.
Смерть наступила от того, что отец просто надорвался. От перенапряжения у него не выдержало сердце.
Диагноз врачей – «разрыв сердца». От этой страшной трагедии у мамы случились преждевременные роды, и на свет появилась моя младшая сестра Катя. Это был 1952 год.
Найдя отца, охранники тут же и похоронили его, так как при нем не оказалось никаких документов. Когда же все позже выяснилось, то мама узнала от тех охранников, что рядом с могильным холмиком росла молодая пихта. Через три года нашли мы эту пихту…
Мама воспитала нас, пятерых, а замуж больше не выходила. Работала, чтобы нас накормить, одеть. Я запомнил ее энергичной, сильной женщиной. Мы еще и потому продержались, что в хозяйстве была корова. Выросли на молоке…
III.
…Немного прикоснувшись к этой семейной истории, я подумал, что у Василия, который любит путешествовать, появился серьезнейший повод совершить непростую поездку в Волгоград-Сталин-град и воочию посмотреть на места, где воевал отец и где его «похоронили». Поклониться тем местам, возложить цветы на могилы его однополчан, отдавших свои жизни за свободу своей Родины. И не забыть взять с собой внуков…
Василий ФЕДАНОВ,
член Союза писателей России.