«Мартовская гусеница» –
так называется областной фестиваль театральных «капустников», который по традиции состоялся в канун Международного дня театра в Кемеровском Доме актера.
Фестиваль «капустников» обычно ждут, к нему готовятся. Ведь победить в конкурсе «капустников» – не просто престижно. Это еще и свидетельство здоровья театра, его творческих потенций и амбиций, без которых не бывает настоящего искусства.
Как и в любом состязании, здесь есть свои признанные мэтры (например, из года в год лучшие «капустники» представляли Кемеровский театр для детей и молодежи, Прокопьевская драма, Музыкальный театр). Но в этом году «Мартовская гусеница» многих удивила.
Скажем, Кемеровский драматический театр отчего-то решил отделаться силами исключительно студентов. Примерно так же поступил и Кемеровский театр кукол. Результат не растрогал жюри (у театра кукол – третье место, драма вообще получила «утешительный» приз – за студенческую самоотверженность и готовность к риску).
Зато весьма впечатлил «капустник» Новокузнецкого театра драмы. Надо сказать, у нынешнего конкурса была сложная тема – «Конец света отменяется». Шутки по поводу календаря индейцев майя редко кому удались. Новокузнечане же пошли по иному пути. Они представили: как будут вести себя актеры, внезапно узнавшие о надвигающемся конце света? Правильно! Прямо посреди спектакля (дурацкой сказки про волка и козлят) каждый попытается «сыграть свою лучшую, любимую роль». И вот волк, отринув маску, сбивается на монолог Отелло, Мама-Коза завывает, как Нина Заречная из первого акта «Чайки», козлятушки-ребятушки, перебивая друг друга, принимаются играть кто Джульетту, кто – Катерину из «Грозы», кто – Гамлета…
Это и впрямь получилось смешно, трогательно, а главное – исполнено высокого смысла. И потому первый приз заслуженно получили артисты Новокузнецкого театра драмы.
Второе место завоевала Прокопьевская драма. Не столько сценарий «капустника» понравился жюри, сколько артистизм исполнителей. Даже «человек закулисья», звукорежиссер театра Валерий Вольф умудрился продемонстрировать публике свои незаурядные вокальные данные. А вставки из спектакля «Горько!», что был недавно показан театром на фестивале «Золотая маска», выглядели в контексте Прокопьевского «капустника »на редкость органично. Надо отметить, что наиболее выигрышные куски из серьезных спектаклей так или иначе вплетали в свои «капустники» многие театры, но, пожалуй, именно прокопчане сделали это наиболее эффектно.
Что же касается «капустных» шуток, запомнилась одна, Кемеровского театра для детей и молодежи:
— Кое-кто считает, что конец света – это «новая драма». Но Прокопьевский театр ставит ее и – ничего, жив пока. Кое-кто убежден, что конец света для театра – это когда здание закрыто на долгосрочный ремонт. Но что вы тогда скажете о Музыкальном театре? Кто-то уверяет: конец света – это отсутствие главного режиссера. Ага, а как тогда жива Кемеровская драма? Кто-то, наоборот, уверен, что конец света — если все спектакли в театре ставит один режиссер. А как тогда выжил Молодежный?
Есть, правда, в Кузбассе, единственный театр, который слушает и думает: нам эти проблемы незнакомы! Ну так с праздником вас, Дмитрий Сергеевич Вихрецкий, директор, главный режиссер и худрук Кемеровского театра кукол!
Аплодисменты коллег поддержали это поздравление.
Присоединимся к ним и мы: с праздником! С Международным днем театра!
Ольга ШТРАУС.
Фото Сергея Гавриленко.