Составы преступлений
Беловский городской суд вынес приговор членам преступной группы, промышлявшей кражами на железной дороге. На скамье подсудимых оказались двенадцать жителей поселка Артышта.
Остановка в пути
…Не повезло водителю старенького «КАВЗика»: угораздило его автобус «сломаться» в летний солнцепек вдалеке от родной автобазы. Благо на пути следования оказался небольшой станционный поселок Артышта. А на его окраине отыскалась старая эстакада, на которую смог взгромоздиться автобус. Шофер разложил ключи, не спеша занялся ремонтом…
Тем временем банальная дорожная поломка явно заинтересовала местных пацанов. Вокруг автобуса закружил скутер с двумя мальчишками, которые изо всех сил вытягивали шеи, стараясь заглянуть в салон. На ходу отзвонившись по мобильнику, любопытная парочка исчезла. Впрочем, вскоре на мотоцикле приехали двое парнишек постарше. Несколько раз объехав вокруг автобуса, они тоже куда-то позвонили и поехали дальше. Третья пара молодых артыштинцев прибыла в пешем порядке. Один протянул водителю пустую канистру: мол, дяденька, дайте бензинчику. Второй, забежав за автобус, несколько раз подпрыгнул, заглядывая внутрь. Видимо, ничего любопытного ни тот, ни другой не обнаружили, и вскоре оба зашагали к поселку, общаясь с кем-то по сотовому телефону. Только после такого тройного контроля автобус оставили в покое.
Между тем в якобы пустом салоне находилось около тридцати человек – оперативников из Кузбассного УВД на транспорте и спецназовцев ГУФСИН по Кемеровской области. Все «пассажиры» плотно расположились на полу на полиуретановых ковриках, так что снаружи были видны только спинки пустующих сидений. Так и пролежали около трех часов в полной экипировке в наглухо закрытом автобусе в разгар летнего дня.
Это была начальная фаза специальной милицейской (на тот момент реформирование в полицию еще не произошло) операции, проведенной в Артыште.
«Черная дыра» Артышты
«Этот небольшой станционный поселок для транспортных милиционеров стал настоящей головной болью, – говорит начальник Кузбасского линейного управления Николай Кротовский. – Железнодорожные составы, проходившие по этому участку, тоннами «теряли» дорогостоящее металлургическое сырье, металлопродукцию, другие ценные грузы. Стало ясно: хищениями занимается хорошо организованная устойчивая группировка. Злоумышленники всегда действовали наверняка, явно «ознакомившись» с графиком движения поездов, располагая информацией о грузах и нужных вагонах».
Оперативники убедились, что организаторы криминального железнодорожного бизнеса установили жесткую конспирацию. Перед каждой вылазкой «на дело» они выставляли плотное наблюдение. Несколько внезапных рейдов, проведенных милиционерами на «проблемном» участке, особых результатов не принесли: воры всегда успевали скрыться, побросав украденные трофеи. Вскоре милиционеры «вычислили» наблюдателей. Ими оказались местные подростки, которых накануне «выставляли» на всех подъездных путях. Стоило приблизиться к району «криминальной операции» любой посторонней машине или группе людей, как малолетние «разведчики» немедленно предупреждали об этом своих старших подельников.
Поэтому брать «артыштинскую группировку» решили с поличным. Перед оперативниками стояла непростая задача: к моменту очередного криминального набега незаметно переметсить в поселок мощную группу захвата. Так и возник план с «пустым сломавшимся» автобусом. Хитрость удалась. После трехкратной проверки «КАВЗик» оказался «вне подозрений». В это же время на саму станцию подали состав с ферросплавами. Через высокие борта внутрь вагонов перемахнули десятка полтора молодых людей. Поезд тронулся и отошел от Артышты. Скрытые видеокамеры фиксировали, как нелегальные пассажиры стали выкладывать на борта вагонов увесистые комки. Поднялась рука «предводителя»: внимание! Резкий взмах вниз – и все ферросплавы за несколько секунд были сброшены вдоль насыпи. После того, как операция повторилась несколько раз, «пассажиры» на ходу покинули поезд. Очевидно, что сброс грузов происходил в заранее обусловленных местах. А там другая группа, не мешкая, принялась собирать добычу. Ферросплавы погрузили в автомобиль, явно подготовленный для криминального промысла – полноприводный, без номерных знаков. Часа через полтора «грузчики» уже вернулись в поселок на изрядно просевшей машине. Там их поджидали приятели из «поездной бригады». Все вместе дружно взялись за разгрузку машины, перетаскивая тяжелые комки в гараж. Занятые работой подельники не сразу заметили подъехавший автобус. Внезапное появление спецназовцев поразило их, как гром среди ясного неба. Криминальная команда попыталась разбежаться по соседним огородам. Однако через несколько минут всех артыштинских участников импровизированного забега, скованных наручниками, стали поодиночке доставлять к месту старта…
Семейные узы
По словам полковника полиции Николая Кротовского, задержание в Артыште стало лишь начальным этапом комплексной операции. Но к тому моменту оперативные сотрудники уже подкопили информацию о деятельности группировки. А на следующий день шли обыски сразу в нескольких городах. На пунктах приема металла были обнаружены целые залежи алюминиевых слитков, стальных изделий, которые нещепетильные приемщики получили от своих «партнеров» из Артышты. В одной из деревушек милиционеры нашли тщательно замаскированный схрон: на краю огорода под целлофановой пленкой лежали штабеля новеньких железнодорожных накладок. В квартирах задержанных тоже отыскалось немало сюрпризов. Милиционерам, проводившим обыск, показалось необычным звучание старенького пианино. Ларчик открылся просто: инструмент использовался в качестве скрытого шкафа, в нем лежали внушительные пачки ассигнаций, золотые украшения, радиостанции и сотовые телефоны, пухлые тетради с криминальной «бухгалтерией».
Пожалуй, уже пора представить участников группы. Ее организаторов связывают тесные семейные узы. Три родных брата – Александр, Николай и Алексей (на момент задержания старшему было 24, младшему – 20) жили, что называется, на широкую ногу. Покупали квартиры, украшения, иномарки. А источник их немалых доходов – железная дорога, до которой далеко и ходить не надо. Вот только водить поезда или ремонтировать пути братья не хотели. Зато, по словам заместителя начальника линейного отдела МВД России на станции Белово Натальи Щегорцовой, родственники проявили недюжинные организаторские способности, подобрав подельников из числа молодых и не очень успешных артыштинцев. До мелочей отработали схему криминального бизнеса, систему наблюдения, получения информации о графике движения поездов и грузах, наладили каналы сбыта похищенного.
Печать вины
В маленьком поселке, где каждый человек на виду, источник безбедного существования трех неработающих молодых людей наверняка был известен местным жителя. И многие из них за разовые подачки выходили вместе с братцами на «большую (железную) дорогу». Полковник юстиции Щегорцова отмечает, что с самого начала расследование этого уголовного дела было крайне трудным. Например, вскоре после милицейской операции в Артыште в Беловский суд обратилась многочисленная делегация родственников и знакомых задержанных молодых людей. Они принесли справки и характеристики: дескать, парни все как на подбор хорошие, трудолюбивые, а сами братья-подельники честно трудятся в местном лесхозе. На некоторых документах даже стояли печати местной администрации. Ну, чем не основание, чтобы отпустить заблудших под подписку о невыезде? Пришлось оперативникам, не мешкая, разбираться, как были получены эти хвалебные отзывы. Вскоре выяснилось, что в отсутствие главы местной администрации письменные дифирамбы своим криминальным землякам не глядя подмахнул один из чиновников. Следователям пришлось опросить множество людей, чтобы опровергнуть и липовую информацию о трудоустройстве, и положительные характеристики. В результате организаторы группировки были арестованы. Но даже из-за решетки братья пытались передавать указания «на волю» о том, каких свидетелей нужно «обработать» – кому дать денег, кому в качестве предупреждения подпалить надворные постройки…
О свидетелях разговор особый. По словам Натальи Щегорцовой, во время расследования уголовного дела пришлось столкнуться с крайне сложной обстановкой, сложившейся в Артыште. На первом этапе следствия многие жители этого небольшого поселка отказывались давать показания: дескать, выйдут вскоре братцы на свободу – и тогда нам не поздоровится. Пришлось милиционерам делать подворный обход, проводить беседы, убеждая людей оказать помощь следствию. И постепенно жители Артышты признали, что закон един даже для их некогда грозных односельчан…
Следствие и судебные слушания по так называемому «артыштинскому» делу длились более двух лет. На скамье подсудимых оказались двенадцать человек. Беловским городским судом старший и средний братья-подельники были признаны виновными в совершении грабежей и краж в составе организованной преступной группы и приговорены к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Младший из братьев получил 3 года и 8 месяцев лишения свободы. К различным срокам заключения приговорены и другие их подельники. Кроме того, решением суда в доход государства обращено свыше полумиллиона рублей, изъятых в ходе обысков по этому уголовному делу.
Игорь БЕЛЯЕВ.
На снимке :захват в Артыште членов преступной группы, промышлявших кражами на железной дороге.
Фото автора.