«Ой, простите, ошибка!»
говорят обычно в магазинах доверчивым покупателям уличенные продавцы
В тот день за семейным обедом повод выпить для кемеровчанки Лилии Николаевны, конечно, был. Все-таки ее 70-летняя мама приехала в гости из далекого Екатеринбурга. Впервые за столько лет!
Но долгожданную встречу родственники Лилии Николаевны привыкли отмечать иным способом, нежели распитие крепких напитков. А потому были очень удивлены, взглянув ради интереса в отбитый чек на продукты, приобретенные пожилой гостьей в одном из магазинов Кировского района. Судя по чеку, в доме должна быть только что купленная бутылка водки.
– Мам, а ты вроде бы только за луком-хлебом в магазин ходила, – хозяйка смотрит на дорогую гостью с улыбкой. – А водку кто пить будет?
– Какую водку? Я ее не брала! – не понимает свою дочь пожилая женщина.
Однако, судя по чеку, – брала. И по содержимому кошелька – тоже. За лук с покупательницы взяли всего-то 6,14 руб., за хлеб –15 руб. А еще сотня куда из кошелька пропала? На бутылку водки! Ту виртуальную бутылку, которую фактически не продали, а лишь «вложили» в чек.
– Мама, да тебя надули, – вздохнула Лилия Николаевна и помчалась в магазин.
Разбирательство в магазине на тему «покупала-не покупала» длилось не менее часа. Наконец, деньги за виртуальную водку вернули. Но осадок вся эта история оставила крайне неприятный.
Во-первых, такую долгожданную встречу с мамой омрачил сам факт несправедливости, необходимости отстаивать свою правоту. Во-вторых, никто не извинился за ошибочно пробитую в чеке водку, а должны были это сделать. В-третьих, поразило поведение персонала во время разбирательства: все кассиры как по сигналу перевернули свои бейджики, чтобы в случае чего Лилии Николаевне не на кого было пожаловаться. Имен продавцов-кассиров она ведь не выяснила.
А в-четвертых, нечаянно ли в чеке была пробита водка? Как считает покупательница, это преднамеренный обман. Поэтому Лилия Николаевна и сочла нужным сообщить об этом факте в газету «Кузбасс». «Пусть земляки узнают, как их могут обмануть, – сказала наша читательница. – А лучше не ходить в тот магазин, где дурят и даже не извиняются!»
Кто жертвы обмана?
К сожалению, оказаться обманутым можно не только «в том магазине», но и в любом другом. Это ведь уже наработанная всей нашей торговлей тактика – махинации при расчете. То «забыли» обнулить сумму предыдущего покупателя и впарили вам в чек «его» апельсины, то пробили вместо одной баночки сметаны две, то просто недодали сдачу. И жертвой махинации могут стать не только подслеповатая старушка, мама с орущим ребенком, гость города, но и другие люди, которым сложно или некогда проверять отбитые чеки. Скажем, возвращаетесь вы вечером с работы, уставший и рассеянный. А если еще и очередь в кассу, то тем более не до проверки чека. Сбрасываете все скорей из корзины в сумку – и бегом из магазина. А торговля такие моменты использует. Уже ведь замечено, что самые опасные дни для покупок продуктов – вечер пятницы.
Недавно надули и вашего покорного слугу. Попросила взвесить груши. И только дома заметила, что при взвешивании продавец «перепутала» наименование, а стало быть и стоимость товара. Сравнительно дешевые груши мне продали по цене дорогих. Возвращаться в магазин не стала: на улице уже стемнело и похолодало, и плестись назад «искать правду» уже не было сил и желания. Но для себя взяла за правило: внимательно смотреть, стоя у весов, что и как мне взвешивают.
А вот моя коллега не дала себя обмануть. Увидела в продаже полуфабрикаты «голубцы» с явно чужими ярлычками. На ярлычке значился какой-то салат по бешеной цене. Коллега не стала молчать, позвала продавца.
– Ой, простите, ошибка, – согласилась продавец. Однако прозвучало это не как извинение, а скорее – как заученная фраза. И станут ли исправлять данную «ошибку» в магазине, это еще вопрос. Во всяком случае, на каждую «ошибку» всегда найдется «отмазка». Продавцы оправдаются «замотанностью», кассиры – «сбоем оборудования».
И все эти «ошибки» сходят с рук. Хотя бы потому, что мы порой даже не догадываемся, что нас просто «развели». Есть ведь не только явные способы обмана покупателя, но и научно исследованные маркетинговые приемы.
Уловки торговли
Когда идешь в магазин, например, только за хлебом, а приносишь домой целую сумку явно незапланированной снеди. Потому что пока отыщешь хлебный прилавок, спрятанный в самом дальнем закутке, прихватишь и полуфабрикаты, и какие-нибудь орешки с сухофруктами, оставленные на видном месте будто кем-то из забывчивых покупателей, и много чего еще. Это тактика такая торговая – развести по разным углам товары первой необходимости: хлеб, молоко и мясо. Чтобы покупатель как можно дольше ходил по магазину. И если вы видите, что подход к вашему любимому колбасному отделу заставлен ящиками с консервами, спиртным или еще чем, то не думайте, что это просто не успели разгрузить только что привезенный товар. Это тоже торговый маневр: пока покупатель пробирается через завалы, он решает приобрести еще что-нибудь, кроме колбасы.
Зная все эти уловки, я для себя выработала правило ходить в хорошо знакомый магазин, где расположение секций уже изучено. Тогда не надо рыскать в поисках хлеба или молока по всему магазину, можно даже обойтись без корзины. Идешь строго в определенном направлении за одним лишь продуктом и не набираешь ничего из незапланированного.
А еще я взяла себе за правило при расчете на кассе смотреть на электронное табло, где отображается каждая пробитая кассиром покупка. Это не отнимает ни времени, ни сил. Зато потом не надо перепроверять чек и устраивать разбирательство с кассиром. Бывает, правда, что табло прикрыто бумажкой или оставленным товаром. Требуйте, чтобы табло было видно, так как это уже нарушение.
Чтобы в вашем чеке не оказался лишний товар при покупке большой партии продуктов, приучите себя ходить по торговому залу с калькулятором. Используйте для этого мобильник. Принцип прост: кладете продукт в корзину – сразу вносите его стоимость в калькулятор. И когда вы подходите к кассе – уже знаете итоговую сумму. Правда, даже в этом случае «итоги» ваш и кассира могут не совпасть по одной пикантной причине. Если вы, к примеру, не обратили внимания на еще одну уловку торговли. Замечали когда-нибудь под товаром ценник от такого же товара, но меньшего веса или объема? Я подобных фактов могу привести сколько угодно. И всегда спрашиваю о цене товара именно того объема, который в продаже. Чем, конечно, раздражаю продавцов. Потому что обычно люди не придают таким нюансам значения, и часто у кассы им приходится искать дополнительные деньги за неучтенный объем товара.
С торговыми ценниками вообще непонятные метаморфозы бывают. Ты учел и объем товара, и указанную в ценнике сумму, а с тебя все равно хотят взять больше. Почему? Объясняют это тем, что пока ты шел к кассе, повысили цену на продукт, а ценник поменять не успели. Такие объяснения принимать на веру нельзя.
В полицию и даже – в суд!
Как постоять за себя, если попал в ситуации, описанные выше? Виталий Князев, начальник отдела по правам потребителей администрации Кемерова, советует не оставлять без внимания факты неправильно взвешанных овощей или фруктов, якобы незамененных ценников и лишних продуктов в отбитых чеках. Если покупатель прямо в магазине увидел бы «виртуальную» водку в своем чеке, можно было бы сразу вызвать полицию, и тогда персонал простым «простите, это ошибка!» не отделался бы. Такие ошибки вообще-то наказуемы по закону.
В других случаях можно обращаться в Роспотребнадзор: обязательно письменно, с указанием конкретного факта и адреса магазина. Только по письменной жалобе работники Роспотребнадзора имеют право провести свое расследование. В частности, люди часто замечают двойные этикетки на фасованных товарах (поверх старой этикетки в магазинах клеют новую со свежей датой и новым сроком потребления, что является грубым нарушением), но оставляют это безобразие без внимания, не жалуются. А ведь и в таких случаях надо бить тревогу, обращаться с жалобой, о чем сами работники Роспотребнадзора даже просят граждан.
Нарушения правил торговли сплошь и рядом, подчеркивает Виталий Алексеевич. И уже не один судебный иск был по этому поводу. Наиболее запомнился Князеву иск по поводу подорожавшего на глазах у покупателя творога. Пока человек донес упаковку творога до кассы, на продукт накинули дополнительные 15 рублей. Кто-то бы, возможно, молча доплатил бы эти деньги, но покупатель из Кемерова М-ов оказался принципиальным. Он решил вывести магазин на чистую воду: подал в суд в связи с несоответствием цены, указанной в ценнике на торговом прилавке, и фактически затребованной кассиром. Во время судебного разбирательства, кстати, была выяснена причина такой принципиальности покупателя, затеявшего целое судебное дело из-за всего лишь 15 рублей. Оказывается, в этой самой торговой сети покупателя М-ва раньше очень сильно надули. Человек покупал партию товара для организации похорон, и ему насчитали лишнее. Когда уже дома М-ов взглянул в отбитый чек, то увидел пробитые там… несколько сотен килограммов печенья, которых он не брал. Поскольку во время похорон было не до разбирательств с магазином, он это дело решил было забыть. Но забыть не получилось, так как вскоре опять почувствовал себя потенциальной жертвой обмана. И «несчастные» 15 рублей за творог стали тот каплей, что переполнила чашу терпения.
Елена ЩЕРБАКОВА.