Возьмем кота за лапку и перейдем дорогу
Я уже вышел из младшего школьного возраста. Но все равно с любопытством наблюдаю за визитами «кота Леопольда» к ребятам первых-третьих классов нашей школы. Рыжий добродушный Леопольд – для меня это не просто мультяшный герой. Я же понимаю, что под меховой шубкой кота прячется человек – молодой, энергичный, умный и веселый. Кто он, этот Леопольд, на самом деле? Дима БАЛЫШЕВ. Кемерово.
Ростовую куклу – кота Леопольда – действительно рады видеть в детских домах Кемерова, в школах № 25, 21, 40, 17, 31 и других. Даже воспитатели, учителя расплываются в улыбке при виде красивой рыжей фигуры кота, а уж дети – тем более: пытаются дотронуться до мягкой лапки, почесать киску за ушком, заглянуть в глаза. И наверняка у многих ребят возникает вопрос: а кто же это «прячется» под маской?
У Леопольда миссия просветительская: вместе с добровольцами общественной организации «Союз молодежи Кузбасса» Российского союза молодежи он ведет уроки по безопасности поведения дома и на улице. Один из последних уроков назывался так: «Возьмем кота за лапку и перейдем дорогу».
А мягкую пушистую лапку в облике кота протягивали детям Сергей Спирин или Роман Курбаков, студенты КузГТУ, или Константин Якимчук, и.о. начальника отдела воспитательной работы со студентами КемТИППа. Все эти молодые люди – добровольцы Союза молодежи Кузбасса. Из них более продолжительный период работает по программе «Визит кота Леопольда» Константин Якимчук. Что заставляет его, уже не студента, а аспиранта КемТИППа, перевоплощаться в сказочного персонажа?
– Я был бы другим, многое бы упустил, если бы не моя общественная деятельность, которая меня привлекает все больше и больше, – поясняет молодой человек. – В свое время я участвовал во всех программах Союза молодежи Кузбасса, начиная от трудовых десантов и кончая уроками «Мы – граждане России», разными акциями. Помню, как в 2005 году наш студенческий актив КемТИППа, а это человек восемь, стали добровольцами СМК. Поделки ребят-детдомовцев носили мы в больницы ветеранам войны, потом звонили этим детям от лица Деда Мороза и Снегурочки, благодарили за подарки. И было приятно осознавать, что обделенные родительским теплом дети все же верят в чудо, в сказки, в Деда Мороза.
Захотелось быть с этими детьми в контакте постоянно, а не только в новогодний праздник. И мы организовывали игры с воспитанниками.
Сыграть роль кота Леопольда мне никто не предлагал – сам захотел. Увидел маску кота (тогда, в 2006 году, ростовой куклы еще не было), почитал сценарий и понял: это мое. А вообще программа «Визит кота Леопольда» существует с 2004 года, сценарии трех уроков давно написаны, давно мною выучены. Остальное приходится осваивать по ходу. Например, был по осени урок кота в ГИБДД – по профилактике дорожного движения. Для меня это новый сценарий, но помогла склонность к импровизации.
– А что, бывает такое: кот растерялся, забыл свою речь?
– Поначалу так и было со мной, двух слов связать не мог, если ситуация на уроке вдруг пошла не по сценарию. Я вообще робел перед большой аудиторией, даже детской. А чтобы побороть страх, надо постоянно выступать перед людьми. И, представьте, кот Леопольд помог мне не только преодолеть тревожность при выступлении, но и по большому счету – в карьере. Мне сейчас очень нравится то, чем я в институте занимаюсь, – воспитательной работой со студентами.
– Но вы еще и учитесь в аспирантуре. И уже готовый специалист пищевой промышленности.
– Моя специальность – инженер по автоматизации производства пищевых продуктов. Год назад поступил в аспирантуру. Но одно другому не мешает. Я имею в виду работу с людьми.
– Как вам в шкурке кота? Не жмет?
– Нет, «костюмчик» Леопольда как раз рассчитан на мой рост – 1,82 метра. Носил я его в свое время попеременно с Андреем Кирилишиным, студентом КемГУ, Владом Семеновым, выпускником медакадемии. Сейчас – с другими добровольцами Союза молодежи Кузбасса. Помню, однажды кто-то из парней-волонтеров не смог сыграть роль Леопольда, и ростовую куклу пришлось оживить невысокой девушке. Костюм так комично на ней сидел, смотрим – наш кот уже и не кот, а больше на собаку шарпея похож—весь в глубоких морщинах.
А вообще в костюме жарко, потеешь, в горле пересыхает, трудно говорить и плохо соображаешь, что надо сказать. Но выручает командная поддержка: кот забыл свои слова, а кто-то из добровольцев вспомнил. И наоборот. Урок длится 40 минут.
– А вам, как коту, когда-нибудь делали больно? Дергали за хвост, пытались сдернуть маску?
– Я к спине, где прячется молния, обычно никого не подпускаю. Но однажды под застежкой одному из пацанов удалось разглядеть часть моей шевелюры, далеко не рыжей. И тут началось: «А-а-а! Кот Леопольд – не настоящий!» Но я нашелся, пояснив, что темное пятно на затылке (часть моих волос) – это родимое пятнышко кота. И дети рассмеялись. Они ценят кота, думаете, за что? За лапки и хвостик? Нет, за находчивость и чувство юмора!
– Может быть, эти уроки для детей и без мультяшного героя были бы хороши?
– Не согласен. Многие дети не верят в сказку. Но когда к ним в класс приходит не просто группа добровольцев РСМ, и еще и большая кошка, урок проходит веселей, активней – в другом эмоциональном настрое. Лично мне кот помогает лучше ладить с детьми, удерживать их внимание. А еще я у кота научился некоторым правилам. Например, я теперь не перехожу дорогу на красный свет. Даже если машин нет, стою, жду зеленый.
И уже без «кошачьего» костюмчика веду себя на публике раскованно. Игры интеллектуальные, например, в нашем институте веду, ничуть не смущаясь.
– Но не век же быть котом. Какие планы?
– Планы? Я их никогда не строю. Ориентируюсь по ситуации, вернее – по своим желаниям-ощущениям. Я и здесь – в отделе воспитательной работы КемТИППа – случайно оказался. Предложили поработать – согласился. Когда человек активен, всегда всплывает что-то новое в жизни. И тогда ты решаешь: принимать – не принимать. Я принял для себя эти новые роли. Приму и последующие. Пока что хотелось бы окончить аспирантуру.
– Некоторые ребята, повзрослев, из Союза молодежи Кузбасса уходят…
– Мне 23 года, и я рад, что 16 мая 2006 года был официально принят в этот Союз. Кстати, 14 ноября СМК исполнилось 20 лет, и мы в институте, конечно же, отметили юбилей. Пока я себя не чувствую этаким выросшим мальчиком, чтобы выйти из добровольцев Союза. Пару раз в месяц работаю ростовой куклой (кстати, в программах РСМовцев их две – «кот Леопольд» и «Капля крови»). Мой труд на общественных началах уже оценили – имею ряд областных наград, медаль к 65-летию Кемеровской области, грант губернатора «За реализацию социально важного проекта», поощрен поездкой в Эмираты, вручили мне и серебряный знак РСМ II степени «За заслуги». За награды, конечно, я благодарен. Но работаю не ради них. Просто кот Леопольд и многое другое – это то, что для меня уже не просто увлечение. Это стало потребностью – людям помогать, расширять и дальше круг друзей и знакомых, приобретать опыт в различных сферах деятельности – от работы дворником (спасибо трудовым десантам!) до организатора массовых мероприятий.
Беседовала Елена ЩЕРБАКОВА.
НА СНИМКАХ: кот Леопольд знает, как интересно проводить уроки; вот такой он – Костя Якимчук – молодой, энергичный, умный, веселый.
Фото автора.