В стороне от одной медали
В дни, когда конькобежцы уже приступили к своим ледовым тренировкам, мы встретились с самой именитой кемеровской спортсменкой в Зимних Олимпийских Играх Натальей Шиве (Глебова). Двадцать семь лет назад на треке знаменитого сараевского спорткомплекса «Зетра» Наталья заняла третье место в забеге на 500 метров. Это была программа-минимум: Шиве ехала за «золотом» на «тысяче». И быть, наверное, новому мировому и олимпийскому рекорду (соперница Карин Энке из ГДР, которая и показала лучшее время, отставала от нашей землячки), как вдруг…
… неправильно вошла в поворот и зацепила коньком пятку, — вспоминает 48-летняя Наталья Григорьевна, — после падения ощущения из разряда незабываемых: словно на Луну прилетела. Доезжала как в тумане. Настроение было такое паршивое, что даже на церемонию награждения идти не хотелось.
— Сараевская Олимпиада хоть какие-то положительные эмоции все же оставила?
— Это были мои первые Олимпийские Игры. Я же совсем девчонкой туда приехала, 21 год всего. Знаете, словно бы моя мечта взяла и осуществилась. Сам факт нахождения в Югославии был сродни празднику. И хотя у нас был режим тренировок, мы все равно старались куда-нибудь выходить. А «кагэбешники» следили за нами, постоянно следом шли. Так мы над ними издевались: каждая уходила в свою сторону – этих просто ступор охватывал. Не знали куда бежать. Один агент совсем был туповатый, но такой настырный – часами был готов нас караулить у магазина.
— Калгари-88 уже не так запомнилось?
— После Сараево наши результаты, три третьих места, посчитали плохими. И весь тренерский штаб во главе с Борисом Андриановичем Стениным разогнали. А это был человек с большой буквы. Дипломатичный, интеллигентный, умный, неконфликтный, он понимал спортсменов с полуслова, сам на Скво-Вэлли-60 взял «бронзу». Был лично знаком с Хуаном-Антонио Самаранчем. Стенина часто приглашали на международные симпозиумы. А наши его не ценили. В итоге, те, кто пришли ему на замену, не знали, как построить подготовку. Так что в Калгари откатались в ноль.
— Что было дальше?
— Я закончила со спортом. Обидно было за бесцельных четыре года. Помню, пришла в спорткомитет за стипендией, и вижу, что нас всех сократили. И я спрашиваю, а что мне теперь делать, ведь я кроме бега ничего не умею. А мне в ответ – иди куда хочешь. И я вышла оттуда на ватных ногах, а мне муж (Александр Шиве – тренер по вольной борьбе – прим.авт) говорит, ну что ты переживаешь? Сейчас найдем деньги и будем жить как все. Выучилась на швею, затем открыли ателье, еще парикмахером была, а теперь детей воспитываю.
— Как вы познакомились с мужем?
— У нас были спортивные лагеря, там и встретились. Но еще не дружили. А потом помню, было первенство Европы в 1981 году, и меня в кемеровском аэропорту встречала делегация. Так он туда с цветами приехал. И я так обрадовалась, что он мне внимание уделил. И тоже решила конкретно уделить ему внимания (смеется). В сборной, конечно, были против моего замужества. Долго отговаривали.
— В областном департаменте о вас помнят?
— Да, регулярно приглашают на всякие мероприятия. А я прихожу – мне интересно. Да и наград у меня за последние пятнадцать лет прибавилось, стало даже больше чем за спортивную карьеру. А ту «бронзу» я не люблю, и очень редко достаю ее из коробки. Она мне как напоминание о падении на «тысяче». Слезы с горечью.
— За третье место в Сараево вам полагалась денежная премия?
— Чемпионам тогда платили по тысяче. А мне что-то порядка 150 рублей. Так мы как в Москву прилетели, то сразу всей сборной по конькобежному спорту зашли в первый попавшийся ресторан и там отметили Олимпиаду как надо.
— Спортом сейчас занимаетесь?
— Так, немного физкультуры. Беговая дорожка, велосипед, эллипсоид, разминка и растяжка. Я же спортом так назанималась – по четыре-пять раз в день были тренировки. Эту «кашу» даже видеть просто не могу. А вот мои дети со спортом на «ты». Средний сын завоевал третий взрослый разряд по горным лыжам и выиграл область по вольной борьбе.
— Какая жизнь получилось счастливей: конькобежная или постспортивная?
— И там была я счастлива – все-таки восьмикратный призер Европы. Хотя и без звания «заслуженного», так и осталась «международного класса». И потом, когда у меня родилось двое сыновей. Так что и здесь счастлива. Еще бы мне младшего на ноги поставить, и тогда у нас все совсем будет хорошо.
Беседовал Сергей СПИЦЫН.
Фото Кирилла Кухмаря.