Праздник мира и любви — Пардакай
21 июня 2010 | Газета «Кузбасс»
Шествие по кузбасской земле областных национальных праздников, связанных с началом лета, продолжил телеутский Пардакай-2010, традиционно прошедший в микрорайоне Телеут города Белово.
В добром деле и духи — помощники
Без выкройки не бывает обуви, без рода не бывает человека, говорят телеуты. А без человека и празднику не бывать! Телеутский Пардакай — прежде всего традиционное празднование окончания посевных работ, отмечаемое на новую луну. В этот день телеуты собираются вместе, старики поют песни на родном языке, молодежь состязается в силе, ловкости и меткости. А хранящийся в каждой телеутской семье сондор (оберег — березка) именно на Пардакай обновляется и освящается. Вообще березка – священное для телеутов дерево. Повязать на нее ленточку в день Пардакая — значит защитить себя от всех бед и несчастий.
Праздник традиционно начинается с обряда. Приложиться к чаше со спиртным из рук шамана – значит встретиться с духами и получить их благословение на проведение Пардакая. По словам пожилых телеутов, главное предназначение торжества в том, чтобы встретиться друг с другом, поделиться знанием культурных традиций с молодежью. И, конечно же, отведать горячего бульона с бараниной и кониной, приготовленного в огромном котле на костре.
Пардакай – торжество особенное. Хоть и телеутское, но объединяющее самые разные национальности, проживающие в Кузбассе рядом с представителями коренного телеутского народа. Вот и нынче на Пардакае, кроме телеутских, звучали русские, татарские, армянские и даже индийские мелодии, придающие особый колорит атмосфере праздника, шагнувшего из древности в день сегодняшний.
Двадцать лет вместе
Представители делегаций из д. Шанда Гурьевского района, с. Новобачаты, с. Беково Беловского района, микрорайона Телеут, с. Заречное г. Белово прибыли на Пардакай не только в качестве гостей, но и участников самых разнообразных творческих конкурсов, начиная от «Табак курсагы» – конкурса национальных блюд, заканчивая национальными спортивными состязаниями куреш (борьба на поясах).
Поодаль от борцов расположились стрелки из лука. 20-летняя высокая синеглазая красавица Антонина Сыркашева – третьекурсница географического факультета Кузбасской государственной педакадемии – с такой уверенностью держит в руках лук, что, без сомнений, не оставит мужчинам шансов на победу в этом виде национальных состязаний. Девушка уже была первой в прошлогодней областной спартакиаде коренных малочисленных народов. Вообще-то она с детства мечтала служить в милиции и после окончания академии педагогической попробует учиться дальше с перспективой на милицейское поприще. Вот тут-то ее спортивность и пригодится!
В конкурсе камчи вряд ли найдутся равные в ловкости Марии Федоровне Кочубеевой. Полы ее красного – праздничного – национального наряда так и развеваются на ветру, словно торопясь за движением руки: ударом хлыста она четко, но мягко сбивает один за другим все стоящие на скамейке деревянные чурбачки. Эти мягкость и твердость пригодились ей и в роли председателя областной общественной организации «Ассоциация телеутского народа «Эне-Байат», которой М.Ф. Кочубеева руководит уже десять лет.
Сама же ассоциация отмечает нынче 20-летие. И этот юбилей тоже приурочен к празднованию Пардакая. По словам заместителя начальника департамента культуры и национальной политики Т.А. Акимовой, главной задачей этой уникальной организации является помощь социальному развитию территорий компактного проживания телеутов, защита среды их обитания, сохранения историко-культурного наследия малого народа. Значимы и проведенные ассоциацией социальные мероприятия – официальное признание телеутов самостоятельным этносом и приравнивание их к народам Севера, организация и изучение в школе с. Беково истории, языка, декоративно-прикладного творчества телеутов. Все это стало возможным благодаря совместным действиям ассоциации и областных структур власти.
Улыбнитесь
друг другу!
Улыбка, считают телеуты, обязательный атрибут праздника. Тем более что Пардакай считается праздником мира и любви. И все действительно улыбались друг другу этим солнечным днем – природа, люди в ярких национальных нарядах, множество телеутских малышей – кто держась за руки пап и мам, кто сидя в колясках. Даже забежавшие на веселый шум и гам из поселка сытые и довольные псы бегали между людей и совершенно доверительно и дружелюбно на всех поглядывали и повиливали хвостами. Праздник — так уж праздник для всех!
Кстати, семей с детьми на Пардакае было действительно множество. Практически у каждого зрителя, сидящего перед сценой и наблюдающего творческую часть праздника, «угнездились» на руках либо сновали между родителями, бабушками, дедушками, тетями и дядями малыши. Специалисты говорят, что большие семьи для телеутов – не редкость. Два-три ребенка в молодой семье зачастую только начало.
Директор клуба «Телеут» Людмила Ильинична Колчегошева рассказывает заглянувшей в импровизированную юрту ребятне об ее внутреннем убранстве в древности. Вот кровать, покрытая национальным – лоскутным – одеялом. До сих пор мать невесты перед свадьбой шьет вручную такое одеяло в приданое. Его можно передавать и по наследству. Рядом сундук, в котором хранилась одежда. Здесь же переливающиеся золотым шитьем нагруднички, украшающие наряд замужней женщины. Раньше на них нашивались шарики, переплавленные из серебряных монет, сейчас используются оригинальные бусы и пуговицы. Особо ценятся нагруднички, тканые на старинном телеутском станке. На Пардакай из деревни Шанда приехала одна из последних умелиц этого прикладного телеутского творчества Анна Кирилловна Алагызова. Есть у старейшей искусницы и более молодая ее ученица – Зоя Кузьминична Хамадиярова из села Беково.
Обязательная деталь юрты – младенческая зыбка. Даже если к ней не притрагиваться, зыбка будет укачивать малыша, стоит ему слегка шевельнуться. До сих пор, говорит Л.И. Колчегошева, некоторые используют такие старинные качалки. Хотя все чаще и чаще их заменяют современные коляски.
…Звуки бубна, пение, завораживающее звучание древних легенд и сказаний, дымящийся над костром котел с горячим мясом, распаренная с мукой и сахаром калина, парящие в синем небе яркие воздушные змеи – все это лето, радость, Пардакай!
По чести – и почести!
На празднике чествовали и тех, кто стал лучшим в конкурсах.
В номинации «Лучшее оформление юрты» диплом первой степени получила делегация села Беково Беловского района (руководитель Н.Н.Чебелькова), которая стала лучшей и в инсценировке национальных телеутских преданий и обрядов.
Первой в номинации «Тяраш кыс» («красивая коса») стала участница делегации микрорайона Телеут (руководитель Н.Н. Кузнецова), лучшими в конкурсе «Табак курсагы» («национальное блюдо») жюри назвало представителей д. Шанда Гурьевского района (руководитель З.И. Турзунова), в номинации «От» («костер») — делегация села Новобачаты Беловского района (руководитель Л.В. Кормина).
Среди участников выставки декоративно-прикладного искусства лучшей признана делегация села Заречное (г. Белово, руководитель А.В. Бабарыкин).