Гречневое наше
Гречка, как известно, продукт не самой первой необходимости.По нормативам, на человека в год должно приходиться всего-то около трех с половиной килограммов этого продукта. Но: «С чисто исторической точки зрения, гречка – истинно русская каша, наше второе по значению национальное блюдо… Когда в контексте русских былин, песен, сказаний, притч, сказок, пословиц и поговорок и даже в самих летописях встречается слово «каша», то это всегда означает именно гречневую кашу, а не какую-нибудь иную. Словом, гречиха – не просто пищевой продукт, а своего рода символ национального русского своеобразия». Это слова кулинарно великого Вильяма Похлебкина.
В прошлом году Россия, когда гречка вдруг стала дефицитом, а цена на нее выросла в пять-десять раз, сразу решила, что без этого «национального русского своеобразия» прожить просто не может. Гречневую крупу, запасы которой в нормальной семье обычно не превышали пачки, стали скупать ведрами. Кузбасс не стал исключением, гречневые скандалы подтолкнули предпринимателей и власть к необходимости иметь собственную гречневую кашу. Итог – с помощью областного бюджета два заводика по переработке гречихи построены в ООО «Калтанское» Новокузнецкого района и в СХПК «Элита» Топкинского района. На покупку оборудования из областного бюджета они получили по семь миллионов рублей, общие затраты – около пятнадцати миллионов рублей по каждому из объектов. Площади посевов гречихи под обещание переработки и из-за прошлогоднего ажиотажа в Кузбассе выросли вдвое, до 5200 гектаров.
В начале октября пробный запуск нового объекта сделали в «Калтанском», в прошедшую пятницу пытались запуститься в «Элите», не удалось, повторный запуск перенесли на сегодня. Но на обоих заводах разъяснили, что до выхода на проектную мощность может пройти не одна неделя.
Мощность заводика СХПК «Элита» – до 40 тонн круп в сутки. Здесь три линии переработки, на которых из гречихи, ячменя, овса, гороха и пшеницы планируют выпускать восемь видов круп разной фасовки: по 900 граммов для розницы и от 10 до 50 килограммов для оптовиков. Производительность калтанского цеха поменьше, 10 тонн крупы в сутки, он специализируется только на переработке гречихи. На начальном этапе будет использоваться лишь крупная фасовка — 25-50 килограммов, в планах – организация фасовки по килограмму.
Специфику зарубинского крупяного завода нам «на пальцах» попытался объяснить Александр Илюшников, директор барнаульского ООО «Ромак», которое поставило оборудование и смонтировало его:
— Зерно различных культур отличается физико-механическими свойствами. У ячменя оболочка срослась с эндоспермом, то есть мучнистым телом, у овса она более легкоотделима. Человечество еще не придумало современных машин, которые бы одинаково хорошо шелушили любые культуры. Сначала происходит очистка зерна от различных примесей, а потом начинается шелушение – каждого вида зерна своими машинами…
По Илюшникову, то, что «Элита» решила заняться производством круп, – естественное желание развивающегося предприятия занять пустующую нишу. Лет пятнадцать-двадцать назад в Кузбассе были крупяные заводы, у нас производили и гречневую крупу, но потом этот вид переработки приказал долго жить, а гречиху повезли на Алтай. Но: «У меня есть опасения, что проект может не получиться. Его нужно выделить в отдельную структуру, чтобы был ответственный человек, чтобы были современные методы подхода, маркетинг…
Если им это удастся – деньги потрачены не напрасно. А если завод создавался, чтобы переработать кучку гороха или овса, убранного собственными комбайнами, – это глупо. Тогда они поработают неделю и остановят завод, а на следующий год и заводить его по новой не захотят…»
Кузбасским производителям круп, уверяет Илюшников, будет крайне непросто конкурировать с алтайскими производителями: у тех не только более чем приличные объемы – по тысяче тонн суточной переработки, но и низкая себестоимость продукции, опытные кадры, десятилетиями заработанные бренды. Ведь именно Алтай производит около половины российской гречки.
Валерий Землянский, директор СХПК «Элита», в будущее пока заглядывать не торопится. С 30 гектаров нынче убрано 30 тонн гречихи, остальное будут закупать у соседей. Складских помещений на 100-150 тонн готовой продукции и тысячу тонн сырья на первое время хватит, а достаточно широкая линейка производимых круп позволит смягчить непредсказуемость рынка. При выходе на полную мощность потребуется решать и проблему зерновых отходов – их ежесуточно будет до 60 кубометров. Часть пойдет составляющей в комбикорм, часть – на подстилку животным, часть – в топку котельной. На следующий год в планах засеять, например, гречихой уже 300 гектаров, причем ее урожайность собираются почти вдвое увеличивать с помощью… пчел.
И главная радость директора: у завода есть возможность при незначительных затратах, докупив шелушилок и плющителей, увеличить мощности в два раза!
Николай Некрасов, главный агроном «Элиты», рассказывает, что хозяйству под новый цех потребовалось пересмотреть сорта выращиваемых культур в пользу сортов крупяного направления: «Например, у
ячменя эндосперм должен быть белого цвета, иначе крупа будет сероватой, нетоварного вида, сразу скажут: что это вы нас комбикормом кормите?!»
По словам Романа Рожникова, директора ООО «Калтанское», гречихой хозяйство занимается семь-восемь лет, продавали ее на Алтай, часть после переработки получали крупой. Собирались заняться собственной переработкой, и серьезным толчком к реализации этого плана стала областная программа, компенсировавшая часть затрат на оборудование для переработки гречихи. На вопрос об окупаемости проекта отмолчался, подчеркнув, что «…вопрос со сбытом давно пробивали, решим, это несложный вопрос»…
Нет, о том, что кузбассовцы уже в октябре наедятся гречневой каши, выращенной в области, говорить пока рано. Крупяной бизнес непрост, алтайцы – крайне сильные конкуренты, ждать, что с гречкой все пойдет как по маслу – наивно. Тем не менее – факт налицо: первый шаг к гречневому будущему, очень серьезный шаг, в Кузбассе сделан.
И то, что наши зерновики пошли, наконец, в переработку – рапса, сои, гречихи, крупяных злаков – естественный процесс развития вчерашних сырьевиков, задумавшихся о собственном будущем и будущем своего края.
Игорь АЛЁХИН.
НА СНИМКАХ:
Александр Илюшников, директор барнаульского ООО «Ромак»; зарубинский крупяной заводик.
Фото автора.