Актуальное

Масло масляное

1 сентября 2011 | Игорь Алехин

Сергей Лештаев – один из главных кузбасских пропагандистов рапса. Но в последнее время в сфере его интересов прочно обосновалась еще одна масличная культура – озимая сурепица. В области в прошлом году ею засеяли почти шестьсот гектаров и, получив урожайность в среднем по 15,2 центнера с гектара, нынче посевные площади увеличили более чем в пять раз. В Кузбассе переработкой масличных культур занимаются два предприятия – крапивинское ООО «ВЕММА» и промышленновское ООО «Темп». О сурепице – наш разговор с генеральным директором ООО «ВЕММА» Сергеем ЛЕШТАЕВЫМ.

— Сергей Витальевич, что там с сурепицей? Давится?

— Да, мы давим из нее масло уже больше месяца, с 26 июля, сразу, как только обмолотили. Давим не только выращенную на своих полях, но и чужую – от «Златозары», крапивинского «Колоса», юргинского «Агрокома». В том году отдавили всего тонн сто, получили тридцать тонн масла, – о чем можно серьезно говорить? А нынче объемы солидные, три тысячи тонн зерна.

— Сурепица оказалась культурой, удобной для завода?

— И для завода, и для тех, кто решил ею заняться. Производителю она позволяет приступить к уборке задолго даже до озимых зерновых, соответственно снижает нагрузку на основную уборку. Заводу сурепица дает цикличность производства. Рапса до нового урожая по-любому не хватает, весной его все равно продадут. А сурепица дает заводу сырье с июля до сентября.

Благодаря ей мы за два месяца до нового урожая рапса заняты, можем спокойно работать.

— Какая цена на сурепицу сложилась в июле-августе?

— Мы начинали принимать ее от семи и выше тысяч рублей за тонну, все зависит от качества зерна.

— Кто стал потребителем этого масла?

— Для пищевки в основном берут алтайцы и новосибирцы. Томский «Провансаль», наш традиционный покупатель рапсового масла, пока лишь спрашивает, знакомится с новой продукцией, делает анализы.

— Какие плюсы сурепицы по сравнению с другими культурами можете назвать?

— Повторюсь: самый главный плюс – ранняя уборка. Для «ВЕММЫ» снимается проблема дефицита сырья для летне-осеннего периода. По всем показателям это масло примерно соответствует рапсовому. Культура интересна и животноводству, и, с агрономической точки зрения, как прекрасный предшественник. Потребитель масла – пищевая промышленность, но в этом году даже в нашей области были случаи, когда рапсовое масло, из-за сырья невысокого качества получившееся не лучшим, использовали как биотопливо вместо дизтоплива. Так же можно использовать и сурепное масло.

— С какими проблемами вы уже сталкивались?

— Проблем нет – перерабатывай да продавай. Есть вопрос со жмыхами. Хозяйства, которые занимаются крупнорогатым скотом, начали его брать, а птицефабрики пока боятся. Жмыхи берут алтайцы, новосибирцы, для их животноводства это привычный корм. Привыкнут и наши.

— Сколько масла получают из тонны сурепицы?

— Выжимаем где-то 32-33 процента, в зависимости от качества сырья. От разных хозяйств масличность зерна сурепицы идет на уровне 42-46 процентов, в среднем с тонны давим 330-340 килограммов масла.

— Как вы считаете, может ли случиться проблема перепроизводства? Что все кинутся на рапс и сурепицу?

— Ну, и пускай кидаются. Почему-то на зерновые не кидаются, молчат. А если в рапс кинутся да в сурепицу, думая, что это панацея – ну, какая это панацея? Да, сегодня все ездят, все покупают масличные. Но кто скажет, что будет завтра?!

В любом случае, меня интересуют три-четыре клиента, с которыми я постоянно работаю. Они сейчас увеличивают площади под масличными в расчете на мои потребности. Да, мы работали и с другими поставщиками, но далеко не все из них оказались надежными партнерами. Было, что мы делали предоплату, а потом цена изменилась, и нам возвращали деньги вместо сырья, оплаченного и обязательного к поставке по договору… Люди живут сиюминутно, в будущее не заглядывают, в результате подводят завод, и я с ними просто не стану работать. Поэтому предпочитаю работать с теми поставщиками, с которыми у меня сложились партнерские отношения, которые нас не подводили в трудные времена. И которые не пытаются каждые пять минут менять условия, проговоренные в договорах…

Нынче «Златозара» увеличила клин под масличными культурами, «Спутник» увеличил почти в три раза, я сам увеличиваю площадь посевов. А сурепицы нам на три месяца надо где-то четыре тысячи тонн.

— Слышал, что в ближайшее время на кузбасских полях появятся и другие масличные культуры?

— Мы уже в этом году засеяли на пробу 60 гектаров редькой сизой масличной, скоро начнем молотить. Уберем, сделаем пробный отжим и посмотрим, что за масло получится, а потом решим, что делать дальше. Это однолетнее растение до двух метров высотой можно сеять и на зерно, и на зеленую массу, редька масличная хорошо связывает азот и, как говорит наука, в смеси с бобовыми накапливает до 200 килограммов биологического азота на гектар… Есть у нас интерес и к горчице, это тоже масличная культура. Так что будем пробовать…

Игорь АЛЁХИН.

НА СНИМКАХ: поле, экспериментально засеянное сизой редькой, Крапивинский район; Сергей Лештаев, пропагандист масличных культур.

Фото автора.

 

 

 

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс