Соцсети:
Актуальное

Альтернатива школе

2 августа 2011 | Газета «Кузбасс»

Окончание. Начало :

Альтернатива школе.Семейное обучение

Альтернатива школе.Надомное обучение.Экстернат

Сегодня мы завершаем эту серию публикаций рассказом об не альтернативных формах получения среднего образования, а об отказе от его получения, а также о проблемах с его получением теми, кто говорит на другом языке.

Анскулинг

Этот термин означает непризнанную в России философию и практику образования, основанную на важности соблюдения в первую очередь интересов ребенка, когда тот обучается без отрыва от семьи, основываясь на опыте своей повседневной жизни, задавая вопросы, получая или отыскивая самостоятельно ответы на них. Анскулинг не предполагает обязательности любых систематических индивидуальных или коллективных занятий с учителями или заменяющими их лицами. Некоторые анскулеры допускают возможность дистанционного обучения по свободной программе, сдачу школьных предметов экстерном. Более радикальные «отказники» вообще отвергают школу и учебную программу. У них есть возможность сдать экзамены сразу за весь школьный курс, чтобы получить аттестат зрелости или его аналог, если это необходимо для поступления в высшее или другое нешкольное учебное заведение, либо для получения работы. Да, высшего образования анскулеры не отвергают, так как не находят в нем тех недостатков, какие они видят в школьном образовании.

У России, как известно, свой путь, где такая философия, с одной стороны, чужда менталитету, а с другой – достаточно широко применяется. Помню, как в первом классе со мной училась девочка-цыганка. Так она весь год проходила без учебников, поскольку в школьной библиотеке не доверяли её семье. Читать и писать она научилась, а во второй класс родители её уже не повели, считая полученное образование вполне достаточным для их образа жизни. Но то древний вольный народ. А современные «гавроши» (а точнее, их родители) разве исповедуют хоть какую-то философию? По официальным данным, сегодня в Кузбассе на учёте в органах управления образованием состоит более 5,3 тысячи детей, находящихся в социально опасном положении. Социальные педагоги, классные руководители регулярно посещают эти семьи, беседуют с родителями об ответственности за воспитание и образование детей, предлагают помощь педагога, психолога, консультации юриста, психиатра. Специалисты контролируют не только посещаемость и успеваемость ребят, проживающих в неблагополучных семьях, но и их занятость во внеурочное время. А если бы не было контроля со стороны государства?

Из этих 5,3 тысячи несовершеннолетних в течение учебного года не приступили к занятиям 130 детей и подростков, систематически пропускают занятия более 200, возвращены за парту 133, помещены в приюты более 160, переведены в коррекционные классы почти 60, а 11 за совершение преступлений направлены в специальную школу закрытого типа.

В Кемеровской области реализуется целый комплекс мер, направленных на борьбу с детской беспризорностью. Например, кузбасский «тихий час», который предусматривает ограничение времени пребывания подростков до 16 лет в общественных местах с 22 часов до 6 часов без сопровождения родителей или лиц, их замещающих. За первые четыре месяца этого года во время проведения профилактических мероприятий на территории области выявлено 962 подростка, находящихся без сопровождения взрослых в общественных местах в ночное время. Более 600 родителей и лиц, их заменяющих, предупреждены об ответственности за появление детей на улице в позднее время, к 50 родителям, чьи дети повторно задержаны в общественных местах после 22 часов, применены штрафные санкции. Из числа должностных лиц четыре предупреждены об ответственности и к четырем применены штрафные санкции, одно юридическое лицо оштрафовано. А сколько нарушений ещё не выявлено?

Понятно, что далеко не всегда в «беспризорности» виноваты сами дети. Когда в прошлом году проходила акция «Семья», цель которой — повышение эффективности профилактической работы с неблагополучными родителями, было выявлено 85 фактов неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенных с жестоким обращением, по ним привлечено к уголовной ответственности 20 человек. В связи с угрозой жизни и здоровью изъято из неблагополучных семей и помещено в учреждения социального обслуживания и здравоохранения 670 детей.

Благодаря проводимым мероприятиям, направленным на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в течение трех лет в Кузбассе удалось добиться значительного снижения уровня подростковой преступности – с 11,6% (от общего числа преступлений) в 2006 г. до 6,5% — в 2010-м. По итогам 2010 года на 4,7% (с 2618 до 2494) сократилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Не хочу сказать, что во всём виновата школа, не хочу сказать, что асоциальные элементы в России и есть те, кто исповедует своеобразный «анскулинг», но если бы в государстве семья действительно была защищена, то ни особых споров об образовании не было бы, ни описанных выше ужасов (причём только по официальным данным).

Языковой барьер

Помимо этого, проблемы в образовании ещё будут и от увеличивающегося числа гастарбайтеров. Не всегда они приезжают к нам без детей. Помню, в одной школе несколько лет назад учился мальчик – монгол. Хотя «учился» – это громко сказано. Он совершенно не понимал по-русски, но прекрасно рисовал. Кулуарно учителя решили, что на их уроках он будет только рисовать, за что и оценки ему будут ставить. Дома он не мог учиться: отец был постоянно на работе, да и учебной литературы на монгольском языке не было. Впрочем, через год семейство отправилось восвояси.

Сегодня в школах области, по данным департамента образования, обучаются 348 детей мигрантов, плохо владеющих русским языком, из них: в 1-4-х классах — 189 человек, в 5-9-х классах — 136 человек, в 10-11-х классах — 23 человека. Наибольшее количество детей мигрантов в городах Новокузнецк (106), Кемерово (51), Прокопьевск (44), Белово (25) и Новокузнецком районе (24). Там, правда, практикуются индивидуальные или групповые занятия или разрабатывается индивидуальный учебный план, где большое количество часов отводится на изучение русского языка. Думаю, что семейное образование таких детей решало бы многие проблемы. Индивидуальное изучение русского языка – это, конечно, хорошо, но пока русский язык изучается, и сумятица в классе из-за этого может быть. Возвращаясь к монгольскому мальчику, скажу: ему завидовали его одноклассники, потому что его не спрашивали и ставили «пятёрки» только за то, чтобы тот тихо сидел и рисовал.

В столице Кузбасса очень хорошо языковая проблема решается в двух школах – в 16-й и 80-й. Там сконцентрированы дети, плохо знающие русский язык, что позволяет организовать, помимо индивидуальных, и групповые занятия. Более того, в летний период в этих школах организованы два лингвистических отряда при лагерях дневного пребывания. Из разных школ города в них собраны обучающиеся (всего – 41), слабо владеющие русским языком.

Организуя учебно-воспитательную работу в лагере в условиях многонациональной среды, педагоги решают две задачи: обеспечить интеграцию таких детей в единое русскоязычное и русскокультурное пространство и создать условия для сохранения культурной самобытности этих детей. Лагерь для них – это как венец учебного процесса в течение года. Подробнее об этом рассказала директор школы №80 Ольга Галушкина. По её словам, таких крайних случаев, как с упомянутым монгольским мальчиком, здесь нет, так как семьи приезжают из стран ближнего зарубежья, где дети всё-таки изучают хотя бы основы русского языка. Лучше всего обстоят дела с этим в республиках Средней Азии. В частности, в прошлом году в связи с волнениями в Киргизии, оттуда приехало несколько семей. Поначалу у детей был сильный акцент, а затем русским они стали владеть не хуже, чем коренные кемеровчане. Да и литературу они знают на высоком уровне. Например, ребёнок из семьи Сабировых, которые приехали из Оша, очень порадовал своими успехами по прошествии этого учебного года. Причём «приезжие» учились не в семье, не экстерном, а в обычных классах. Возможно, именно это и помогло им в освоении языка.

Так, может, вовсе и не так важно, в какой форме ребенок получал образование, главное – чтобы он получал его качественно. Тогда и непонятные термины вроде «надомное обучение», «семейное обучение» или «экстернат» никого не будут особо пугать. Тем более что в аттестате не указывается, по какой форме ребёнок обучался. По закону у нас все формы среднего образования равны.

Сергей БРЫЗГАЛОВ.

 

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс