Цивилизация начинается с… порядка
Лучшим предпринимателем Кемеровской области в сфере услуг в 2011 году признана Любовь Алексеева, создавшая в Калтане клининговую компанию «Чистюля».
На рынке клининговых услуг Алексеева не новичок. Первый опыт здесь она приобрела в качестве наемного менеджера. Но он оказался неудачным: филиал красноярской клининговой компании «Кристалл» в Осинниках, который она возглавляла, собственники через два года закрыли как нерентабельный.
— Местное население было попросту не готово к оказанию таких услуг. Многие тогда опасались чужих людей на порог пускать, собственное имущество доверять, — объясняет Любовь Михайловна, имея в виду уборку жилых помещений — одну из широкого спектра услуг, оказываемых компанией «Кристалл». Еще одна — чистка ковров и ковровых изделий – спросом не пользовалась, поскольку эта ниша уже была занята муниципальным предприятием «Осинниковские бани». А когда возникала нужда привести в порядок верхнюю одежду, жители двух городов-соседей – Осинников и Калтана – прибегали к услугам новокузнецких химчисток. И далековато, и дорого, но других вариантов не было.
…В ноябре 2009 года, после закрытия филиала, Алексеева осталась без работы. Но отдыхать и предаваться унынию ей не дали.
– Только я собралась на очередную отметку в центр занятости, как мне позвонили из администрации Калтана и предложили организовать собственное дело в сфере бытовых услуг, — вспоминает Любовь Михайловна. – Это расходилось с моими планами — я подумывала магазин открыть, что-то вроде колбасной лавки. Все-таки не один десяток лет в торговле проработала. Но меня переубедили, предложили на выбор два варианта: либо каток в городе обустроить, либо химчистку открыть.
Она рассудила так: каток только зимой задействовать можно, а химчистку — круглый год. Да и обучение, которое прошла в красноярском «Кристалле», приобретенную за два года практику со счетов не сбросишь. А создавать Алексеева взялась не химчистку, а клининговую компанию, т.е. универсальное предприятие, главное назначение которого – наводить чистоту, порядок (от английского слова «сlean» — чистить, убирать).
В администрации города пообещали помочь с составлением бизнес-плана и слово свое сдержали.
Уже через месяц, в декабре 2009 года, при финансовой поддержке местного центра занятости населения Любовь Алексеева зарегистрировала свое предприятие.
Первым капиталом, вложенным в развитие клининговой компании «Чистюля», были предусмотренные законом
58 800 рублей. Затем добавились средства, выделенные центром занятости после трудоустройства на предприятие еще четверых безработных. Но только через несколько месяцев, когда удалось уладить всевозможные формальности, решить проблему с помещением, заключить необходимые контракты на поставку оборудования и моющих средств, коллектив приступил к работе над первыми заказами.
Май 2010 года был для «Чистюли» знаменательным – здесь выполнили два заказа на 5 тысяч рублей – это была генеральная уборка трехкомнатной квартиры и химчистка ковролинов. А уже через месяц за выполнение заказов «Чистюля» выручила 28 тысяч, потом — 40, потом — 70 тысяч рублей, дело пошло.
Сработала не только реклама в СМИ, но и «сарафанное радио» – горожане узнавали о «Чистюле» от соседей, знакомых, родственников. Людская молва сослужила компании добрую службу – о ней заговорили, и заговорили одобрительно. В первую очередь клиенты отмечали высокое качество исполнения заказов, что вовсе не удивительно. Именно качество Любовь Алексеева сочла главной предпосылкой успешного продвижения на рынке клининговых услуг. В этом же убедила и областную конкурсную комиссию, определявшую, кто из начинающих предпринимателей Кузбасса достоин грантовой поддержки. А получив грант в 115 тысяч рублей, первым делом отправилась в Новокузнецк, в торгово-сервисный центр «Tark», торгующий оборудованием немецкой фирмы «Karcher», и заключила соглашение о сотрудничестве.
Для начала приобрела моющую машину для ковров, сушилку, которая осуществляет сушку холодным воздухом, пароочиститель для кафельной плитки, машину для мытья пластиковых окон, современные моющие средства. Когда число заказов увеличилось, ее «техническая база» пополнилась еще одной сушилкой, моющей машиной для мягкой мебели, профессиональным пылесосом, турбощеткой, позволяющей очищать ковры от шерсти домашних животных и от пылевых клещей. И ковры, и мягкая мебель после такой чистки и в самом деле мягкими становятся. В прямом смысле на ощупь. Многие это оценили, особенно жители поселков, переживших наводнение. Представляете, в каком состоянии было их имущество после стихийного бедствия?!
— Импортные машины, новейшие моющие средства… Наверняка и расценки на услуги «Чистюли» немалые? – интересуюсь у Любови Михайловны.
— Наши расценки всем по карману. Разработана система скидок для пенсионеров, ветеранов войны и труда и других льготных категорий горожан. И учитываем мы не вес изделия, а его размер. В среднем чистка искусственного ковра обходится в 100 рублей за 1 кв. метр, шерстяного – в 120 рублей, ковра с высоким ворсом – в 160 – 170 рублей за 1 кв. метр и т.д. Разве это не преимущество? Еще одно – в том, что компания взяла на себя доставку: забираем ковры прямо из квартиры и через несколько дней возвращаем назад. Как новенькие, в упаковке. Эта услуга стоит раза в полтора-два дешевле, чем доставка обычным способом — грузовым такси. Третий плюс – даже после тщательной обработки ковры и ковровые изделия не садятся, не теряют ни цвет, ни форму, и уж тем более, ничего не рвется и не отклеивается. А ведь именно этого клиенты химчисток опасаются больше всего.
Впрочем, опыт показал: для клиента важны даже мелочи, вплоть до внешнего вида сотрудников компании. Поэтому Любовь Михайловна вместе с оборудованием заказала и униформу для сотрудников своей компании. Долго не раздумывала: решила использовать цвета фирмы «Karcher» — черный и желтый, и теперь ее работники носят черные брюки или леггинсы и желтые майки с надписью «Чистюля». Как говорится, по одежке встречают…
— Когда новых сотрудниц принимаю, первым делом смотрю, как они выглядят, умеют ли за собой следить, потом наблюдаю за тем, насколько тщательно, аккуратно и расторопно с работой справляются, — поделилась Любовь Михайловна. — Но главное для меня – понять, можно ли на них положиться, ведь мы чужое имущество им доверяем, а значит – деловую репутацию предприятия. Если честно, неподходящих я сразу вижу, ведь столько лет с людьми общаюсь, а подходящие – они и работу свою ценят, и тот немаловажный факт, что зарплату им «по-белому» выплачивают.
В «Чистюле» сейчас трудятся 26 человек, в том числе 24 бывших клиента биржи труда, инвалид и многодетная мать. Их заработок напрямую зависит от того, как они работают, т.е. к твердому окладу доплачивается премия за выполненные заказы.
— Получается до 8-10 тысяч рублей в месяц, а то и больше. Больше получают уборщики помещений, имеющие постоянную клиентуру, те, которые хорошо себя зарекомендовали, пользуются полным доверием. Обслуживаем мы в основном клиентов частных (причем постоянных – около 10-15% от общего количества), но в последнее время выходим и на корпоративных. К примеру, приводили в порядок помещение магазина «Мария-РА» перед сдачей в эксплуатацию, производили генеральную уборку в бизнес-инкубаторе, который недавно в Калтане построили. Сегодня работаем над тем, чтобы таких клиентов стало больше.
Взглянув на визитку, которую мне вручили в «Чистюле», обратила внимание на одну из услуг, клинингу не свойственную: «Производим ремонт и обтяжку мягкой мебели».
— Мы с самого начала столкнулись с тем, что у многих мебель не только в чистке, но и в ремонте нуждается, – пояснила Любовь Михайловна.
– Тогда я нашла в Калтане предпринимателя, который эту работу выполняет, и заключила с ним договор. На соглашение он пошел охотно, потому что заказчики и самому нужны. Обычно мы делаем так: «чистюли» приезжают к клиенту, производят химчистку мягкой мебели, а наш партнер по бизнесу эту мебель реставрирует.
По просьбе горожан на предприятии стали принимать в чистку верхнюю одежду, пледы, костюмы, головные уборы и т.д. Правда, занимаются этим не сами: Алексеева подписала договор с новокузнецкой химчисткой «Леда» (точнее, возобновила договоренность, существовавшую между «Ледой» и «Кристаллом») и отвозит вещи туда на приемлемых для всех сторон условиях. Отправляла в Новокузнецк подушки и одеяла, но потом решила, что такая работа под силу и ее коллективу, поэтому приобрела машину для чистки и реставрации пухо-перовых изделий, и теперь эту услугу «Чистюля» оказывает на месте – по более дешевым расценкам и в кратчайшие сроки. Вдобавок к калтанскому офису в апреле нынешнего года открылся филиал в Осинниках, а следом планируется открытие еще одного – в поселке Постоянный.
Между тем у Любови Михайловны новые планы – она собирается оказывать услуги по дератизации помещений, ведет переговоры с бюджетными учреждениями Калтана, намерена отправиться с таким предложением в близлежащие поселки. Чем не решение проблемы сезонности, неизбежной для клининговых компаний? Сегодня в Осинниках и Калтане дератизацией занимается единственное частное мероприятие, но Алексееву это не смущает – она готова составить достойную конкуренцию местному монополисту:
– И у нас рано или поздно конкуренты появятся, для компании такое соперничество стимулом станет, постараемся работать еще лучше, что-то новое придумывать.
— Каким вы видите свой бизнес через 5 лет?
— Мы очень рассчитываем сохранить компанию, — ответила Любовь Михайловна. — И даже больше – планируем реорганизацию. Думаю, к тому времени «Чистюля» будет уже ООО. Мечтаем о стабильности, о популярности у населения. Надеемся, даже люди со скромным достатком усвоят правила, по которым живет весь цивилизованный мир: в выходные дни отдыхать будут, а домашние обязанности доверят специалистам.
Елена
ЭРГАРТ.