Актуальное

Альтернативная корзина

20 июля 2011 | Газета «Кузбасс»

 

Не верить своим глазам и худеющим кошелькам, видимо, призывает нас один забавный показатель – индекс потребительских цен. Ведет себя этот «столбик», растущий за новыми ценниками в магазинах и на рынках, вполне прилично. За последние два года, согласно данным Кемеровостата, он в Кузбассе не перешагнул и показателя инфляции, не поднявшись выше 8% (7,7% в 2009 г. и 7,9% в 2010 г.). Прекрасные данные для любого отчета о социально-экономическом состоянии региона.

 

Правда, сведения о росте цен у нас все равно свои. Проверенные в походах за продуктами. К тому же в Кемерове есть люди, для которых такие походы уже 9 лет как стали профессиональным делом. Причем наблюдение за ценами порой приводит к довольно интересным выводам не только об индексах и инфляции, но и о вполне прозаичных вещах – о состоянии тех мест, где мы обычно и покупаем продукты

Я – точно не среднестатистический покупатель. Сходить один раз в неделю в магазин мне достаточно. Бегать каждый день за хлебом или молоком необходимости нет. Поэтому сравнить свои траты на продукты 2-3 года назад и сейчас могу корректно, без оговорок и пересчетов на «большие» и «малые» покупки. Так вот, если раньше на практически тот же набор «еды на неделю» я тратила 1 тысячу рублей, то сегодня – 1,5 тысячи. Отсюда мой личный индекс потребительских цен за это время – 50%. Где те самые менее 8% в год? В какой магазинной корзинке?

 

Ну ладно, я – несреднестатистический покупатель. Может, покупаю я не то, что включено в официальную потребительскую корзину (государство, как известно, определяет набор необходимых для жизни продуктов). Но ведь покупаю-то я это там, где живу. В обычных магазинах, не по «спецзаказу». Да и вообще, одинакового набора в магазинных корзинках не найдешь. Такой логикой еще 2002 года решили руководствоваться в Кемеровском филиале РГТЭУ, когда начали свои исследования кемеровской торговли.

По словам инициатора этих исследований профессора Владимира Киселева, для проверки был сформирован список из 12 товаров постоянного потребления. Для привязки к реальной жизни набор не повторял официальную потребительскую корзину. Из статистической в «кемеровскую» попали сахар, хлеб (в условиях Кузбасса – не социальный), молоко, яйца, сосиски, рыба, капуста. Мясо заменили куриными окорочками, добавили пельмени, пиво, водку и сигареты. Выбор спорный. Особенно для некурящих и непьющих. Но такова реальность. В наших пакетах чаще всего именно такое содержание. Причем для исследования были выбраны и самые популярные производители, и сорта продуктов, цена на которые не сильно подвержена сезонным или другим колебаниям.

С 2002 года в одно и то же время в начале декабря (время выбрано по максимальному предложению и умеренным средним ценам) студенты РГТЭУ сканируют магазины и рынки. Всего 600 точек. Когда-то это была почти половина всей кемеровской торговли, теперь менее 10%. Хотя до сих пор такая выборка самая масштабная. Да и самая скрупулезная, потому что, кроме цен, по специальной методике студенты оценивают все: очереди в кассах, чистоту в залах, места на парковке – всего 200 показателей. Но остановимся на ценах.

Кривая изменений кемеровских ценников на выбранные товары, как и следовало ожидать, с 2002 года шла вверх. Но только до 2003 года. Потом откат на

 

позиции даже ниже стартовых. Тоже на год. Затем – резкий взлет вплоть до 2007 года на 10-25 процентных пунктов в год по сравнению со среднерыночными ценами. Потом «кемеровская горка» полетела вниз, и в последние годы «плавает» в районе 20-процентного роста от средних показателей рынка.

Что значат такие виражи? Владимир Киселев считает, что в прямом смысле слова «ничего». Ничего особенного в торговле кемеровской не происходит с точки зрения покупателя! Взлет трех лет – 2004-2006 гг. – время, когда в торговле все было под лозунгом «Больше магазинов хороших и разных!». Но количество, как это обычно бывает, в качество (читай: в низкие цены) не переросло. Причем каких-либо проблем самой торговле это не доставляло: «Народ же покупает!». Другое дело, что именно тогда популярность своими свежими продуктами и продекларированными низкими ценами стали сильно набирать губернаторские рынки и праздничные ярмарки. А когда позже на кемеровский рынок ворвалась красноярская компания «АЛПИ», все встало на свои места. Народу, как известно, деваться некуда. Не на натуральное же хозяйство переходить (хотя есть у нас и те, кто тот же хлеб уже давно сам выпекает): по какой цене продают, по такой и покупаем.

Вспомните, как тогда покупатель пошел (мы с вами пошли) за более дешевым предложением «АЛПИ» на курятину, яйца, колбасу и некоторые другие популярные продукты. Период расцвета этой компании – как раз и есть период снижения темпов роста цен на выбранный для исследования ассортимент.

«АЛПИ», однако, сдулась. Кстати, вовсе не из-за того, что пыталась держать цены на ходовые товары. И рынок зажил се

бе обычной жизнью, регулярно пересматривая цены. Кстати, если кому-то показалось, что в разгар кризиса магазины стали оранжевыми и красными от скидочных ценников, считайте, что вам все это померещилось. Кроме как на яйца и сосиски, реального сниж

ения цен исследователи из РГТЭУ не зафиксировали. Да и поводов к снижению не было. Падение доходов покупателей не будешь же все время брать в расчет, когда у торговли дикие долги и растущие затраты. Факторов же, подобных «АЛПИ», не было. В кризис крупные федеральные компании с более низкими ценами притормозили свое завоевание регионов. Нет, борьба за покупателя, конечно, была. Ее проявлением и стали скидки. Однако далеко не всегда скидочный товар «срабатывал». Но при общих средних показателях игры у нее есть победители. Те, к кому покупатель идет чаще, те, где он больше оставляет денег. И в Кемерове, как выясняется, это не те, кто больше на слуху.

Принято считать, что сети типа «Чибиса», «Мария-Ра», «Кора» и прочих «уже везде», где можно. Кто-то теперь жалуется на то, что «задавили» его любимый магазин «у дома», кто-то – на то, что выбора совсем не осталось и все, что есть, «на одно лицо». Но исследование показало, что по торговым площадям отдельные продуктовые магазины и рынки пока занимают более половины торговых площадей – 55%. А с покупательским потоком все наоборот. В сетевые супермаркеты, гипермаркеты и магазины эконом-класса ходит 55% покупателей, а на рынки и в отдельные магазины – 45%. Но денег в сетях народ оставляет куда больше. 77% товарооборота в Кемерове – это сетевая торговля. Объяснение тому не только цены. За прошлый год, к примеру, в несетевой торговле средние цены были даже чуть выше, чем в сетевых. А в 2009 году – значительно выше. Народ идет туда, утверждают в РГТЭУ (а тут, напомню, готовят кадры для торговли, значит, учат тому, как торговать правильно), где есть не только приемлемые цены, но и выбор. А главное, сетевые магазины – почти везде в пределах доступности.

Что же до покупательских предпочтений, то тут очередной сюрприз. Низкий ценник у нас не всегда означает больше покупателей. Скажем, «Регионмарт» (магазины «Чибис» и «Поляна»), где действительно самый низкий по стоимости набор продуктов, который отслеживают в РГТЭУ, привлек меньше денег покупателей, чем более дорогой «Аквамаркет», и еще меньше, чем «Кора» (она, кстати, в прошлом году заметно «подешевела»).

И под конец о ценах. Самый дорогой кемеровский продуктовый магазин «Континент вкуса», как показало исследование, предлагает стандартные продукты чуть подороже, чем весь рынок в среднем, – на 7,3%. Для сравнения: система с самым социальным названием «Пенсионер» – почти на 28% дороже, а социальный проект холдинга «Сибирский деловой союз» – «СДС-Маркет» – на 14%. А мы-то думали…

Татьяна ДУМЕНКО

.

Другие статьи на эту тему

Идите вы на рельсы!

У семи угольных компаний в Кузбассе нашелся общий проект: они должны отремонтировать автомобильные дороги в…

Своим чередом

Окончание отопительного сезона традиционно снижает интерес к углю. Всплеск до осени будет, понятно, в День шахтера. Тогда и чествовать людей дела будем, и праздновать открытия предприятий, приуроченные к главному для Кузбасса профессиональному празднику. Но на этот раз все немного не так.

День алхимика

Применительно к кемеровскому «Азоту» уже давно употребляют словосочетание «флагман кузбасской химии». Против этого возразить нечего. Только уровень этого лидерства нынче уже не тот

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс