Альтернатива школе
Каникулы – это время, когда и уже, и ещё не надо ходить в школу. Дети радуются долгожданному отдыху. В конце лета они разделятся на тех, кто не слишком рвется в школу, и тех, кто с удовольствием снова переступил бы ее порог. Но у них сентябрьская эйфория, как правило, скоро проходит, и опять начинается ожидание лета и каникул. Так было и так будет всегда. Но не для всех. Некоторые дети получают образование
вне школьных стен – кто добровольно, а кому и судьба так предписала. Но и те, и другие получают полноценное образование с полноценным аттестатом.
Надомное обучение
В дореволюционной России образование вне школы было очень популярным. В советское время для наших сограждан оно было недоступно. С принятием в 1992 году Закона об образовании (он действует до сих пор), каждая семья получила право не только самостоятельно выбирать школу — государственную, муниципальную, частную, общественной или религиозной организации, – но и решать, как ребенок будет учиться: каждый день ходить в школу, получать образование в семье или в форме экстерната.
Среди альтернативных форм получения среднего образования особняком стоит надомное обучение. Право на него имеют только дети с нервно-психическими или соматическими заболеваниями, не позволяющими им посещать общеобразовательные учреждения, в том числе дети-инвалиды. Их родителям необходимо оформить медицинскую справку с заключением комиссии и написать заявление на имя директора школы. В этом случае для каждого ученика составляется индивидуальный учебный план, с учетом его возраста, класса и состояния здоровья. Ребенок может обучаться по общей или вспомогательной программе.
Дети, которые учатся по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники, обучающиеся в школе. Но расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям, конечно, удобнее проводить несколько уроков за раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше трёх предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом: для 1-4-х классов — 8 уроков, для 5-8-х классов — 10 уроков, для 9-х классов — 11 уроков, а для 10-11-х классов — 12 уроков в неделю.
Вспомогательная программа разрабатывается индивидуально, исходя из состояния здоровья ребенка. Если по окончании обучения по общей программе выпускнику выдается аттестат зрелости общего образца, то при обучении по вспомогательной программе – аттестат особого образца с указанием программы, по которой ребенок проходил обучение.
В Кузбассе все дети-инвалиды, которые имеют физическую и психологическую возможность учиться, получают образование. Сегодня в нашей области 5359 таких учеников. Из них 4203 ребенка учатся в школах, а ещё 1156 детей реализуют свое право на образование в форме надомного обучения. Учителя приходят к ним домой или же дети учатся с использованием дистанционных образовательных технологий. На сегодняшний день 219 детей-инвалидов получают образование в дистанционной форме, т.е., помимо прихода домой учителей, у них установлено специализированное оборудование, которое позволяет общаться с педагогами в режиме онлайн. В следующем учебном году в Кузбассе планируется включить в программу дистанционного обучения ещё 150 детей-инвалидов. Кстати, несмотря на обучение на дому, дети-инвалиды могут посещать школу для выполнения практических и лабораторных работ и получения консультаций от педагогов.
О том, как организовано обучение на дому в кемеровской лингвистической гимназии №21, рассказала её директор Зоя Демуцкая. В прошлом году, например, у одного ребёнка была травма позвоночника. В этом году второклассница всю четвёртую четверть не посещала школу из-за травмы. К ней приходили учителя, занимались с ней, как и положено при такой форме обучения. В результате ребёнок не только не отстал, но даже и преуспел в освоении программы. Это показала промежуточная аттестация, на которой, кстати, никаких скидок на плохое здоровье не делается. В «началке» дети учатся с удовольствием и переживают, когда случается такой перерыв. Да и здоровые дети скучают и беспокоятся о тех, у кого случилась беда. Например, тот ребёнок, у кого был травмирован позвоночник, не стал до конца лечения учиться дома. Дело в том, что после такой травмы в течение полугода нельзя сидеть, а в остальном это полностью здоровый ребёнок. Было принято решение, что он будет учиться в классе, только не сидя, а стоя за партой, которую ради такого случая смонтировали так, чтобы за ней было удобно заниматься стоя.
Экстернат
Ну, надомное обучение – это всё же вынужденная мера. Настоящими же альтернативными формами считаются семейное обучение и экстернат. Экстерн (от лат. externus — внешний, посторонний) — лицо, самостоятельно изучающее программы начального, основного и среднего общего образования, сдающее промежуточные и итоговые (государственные) экзамены. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 10) и в приказе Минобразования РФ от 23 июня 2000 года № 1884 четко определено, что экстернат — это бесплатная форма получения образования. Выбор данной формы — право каждого учащегося, независимо от возраста, а предоставить возможность выбора — обязанность каждого образовательного учреждения. В основе экстерната — самостоятельная образовательная деятельность. Но в нашей стране и его содержание четко определено стандартами, а государство контролирует качество усвоения программ. Существует Положение о получении общего образования в форме экстерната (Приложение № 1 к приказу Министерства образования РФ от 23.06.2000 № 1884), опубликованное в СМИ (в журнале «Открытая школа» и на сайте Минобрнауки). Государство при этом материальные издержки родителей не компенсирует.
Обучаться экстерном может даже первоклассник. При этом в списках школы он не значится. Экстерн самостоятельно, без посещения школы, осваивает общеобразовательную программу. У такого ученика есть только право на получение двухчасовой консультации перед каждым экзаменом. Но он может пользоваться учебно-методической литературой из библиотеки школы, к которой прикреплен. Он сам может выбрать себе для изучения иностранный язык, в отличие от тех, кому заморский язык «спущен сверху по разнарядке». Экстерн может ускоренно осваивать программу, вот только количество экзаменов не должно превышать двенадцати в год. Если ребенок не справляется с самостоятельной учёбой, родители без проблем могут перевести его в обычный класс. В Кузбассе есть те, кто выбрал экстернат. Правда, их немного. Например, в 2010-2011 учебном году в кузбасских школах в форме экстерната обучались 54 человека в обычных школах, и 95 — в вечерних.
Причины, по которым выбирают эту форму обучения, разные. Возраст и уровень подготовки тоже разный. Нам удалось выяснить, как обстоят дела с экстернатом в столице Кузбасса. Оказалось, что в Кемерове такая форма обучения возможна только в школе №45. Помимо обычных школьников, там экстерном обучаются те, кто своевременно по каким-либо причинам не получил основное общее или полное среднее образование. В 2010-2011 учебном году в этой школе было девять экстернов. Из них одна выпускница сдала экзамены в форме ЕГЭ. Девушку звать Зоей. Она рассказала, почему выбрала экстернат.
По её словам, после девятого класса она перешла в 45-ю школу. У Зои была установка получить среднее, а затем и высшее образование. Но отношения с новым коллективом как-то не очень складывались. Она стала часто просыпать, а то и пропускать занятия. Кроме того, и простуда донимала. Прошло полугодие, и классная руководительница предложила ей перейти на экстернат. Это бы сэкономило время обучения: ведь если бы Зоя перешла из обычной школы в вечернюю, то она бы там училась на год дольше. А так год за год, да и конфликтов меньше было бы, и предметы она самостоятельно могла бы более углубленно изучать. Далее заключили со школой договор, и оставшиеся полтора года Зоя проучилась экстерном. Оценки, правда, были несколько ниже, чем рассчитывала Зоя получать, если бы училась по обычной форме.
— Экстернат тяжелее, — признаётся она.
Но теперь всё в прошлом. Впереди год учёбы на фотографа в губернаторском училище народных промыслов. Затем по тому же профилю планируется учёба в университете культуры.
— В основном экстернат выбирают те, кто в материальном положении отличается от своих сверстников, — говорит директор школы №45 Ирина Максимова. – Как правило, они не такие обеспеченные, как большинство. Им неуютно с остальными. К сожалению, чувство превосходства большинства над теми, кто не такой, как они, среди детей бывает.
По словам Ирины Ивановны, есть у них на экстернате и ученик «в возрасте». Ему за тридцать. Николай жил в сельской местности, и в силу сложившихся семейных обстоятельств получил лишь начальное образование. Но он преодолел сложности жизни, не отчаялся и в дальнейшем даже планирует получить высшее образование. Правда, будет это совсем не скоро. Дело в том, что он возобновил школьное обучение экстерном только в прошлом году. Год успешно проучился и аттестовался за пятый класс. Впереди ещё долгие годы учёбы.
Ирина Ивановна сказала, что экстернат выбирают и те, кто всего год-два не доучился до девятого класса, а в вечерние школы принимают только на базе девяти классов с аттестатом об основном общем образовании.
А вот в 21-й кемеровской гимназии экстернат проходит весьма своеобразно, о чём рассказала директор Зоя Демуцкая. Школьники участвуют в международных лингвистических конкурсах. Победители едут за рубеж, где учатся год в тамошней школе и живут в местной семье. Но ведь они считаются учениками гимназии №21. Им нужно проходить аттестацию, как этот делают каждую четверть российские школьники. Но, живя за границей, как можно аттестоваться здесь? Вот и пошли на экстернат, при котором ученики высылают сюда по Интернету свои аттестационные работы, которые тщательно проверяют и ставят по ним оценку. По приезде на родину подростки не остаются на второй год, а переводятся в следующий класс.
(Продолжение следует.)