Герои для нашего времени
На этой неделе в Кузбассе появились новые «имена». Им нет и тридцати пяти. Они студенты и аспиранты. Словом, молодые и умные. На губернаторском приеме в честь Дня молодежи их назвали победителями конкурса на соискание премии в 500 тыс. рублей от губернатора. Победителей (конкретных людей и целых коллективов) всего десять. Прошла эта «золотая» десятка через довольно редкое сито: жюри выбирало из 82 заявок. Потому, без всяких оговорок – они своего рода герои нашего времени. А вот о том, что может быть с ними завтра, как раз в эти дни рассказывали в Москве. Причем не только те, кого не кто-нибудь, а президент России чуть больше двух лет назад призвал помочь стране получить побольше таких молодых и умных, но и сами герои уже российского полета.
Премия губернатора – далеко не первое поощрение для некоторых победителей конкурса. Не умаляющее, впрочем, значения губернаторского конкурса. Тем более что премией забота об умной молодежи у нас не ограничивается. Опять же, премия, конечно, сумма «к зарплате». Хотя, зная эту молодежь, уверена, что большая часть денег пойдет в «дело». Так что ничего, кроме пользы, от такой поддержки не вижу. Хотя суть тут вовсе не в деньгах, а в самом конкурсе. И вот почему.
На этой неделе в Москве комиссия при президенте России по модернизации и экономическому развитию представляла региональной прессе молодые детища российских инноваций (для тех, у кого аллергия на слово «инновации», назову их «умными штуками», меняющими нашу жизнь). Одно – плод труда выпускников и профессоров физфака МГУ, другое – научных работников, в начале 90-х годов прошлого века попытавшихся сделать бизнес на своих знаниях и научных степенях. Детища понятные и не очень.
Суть первого уловит любой, кто хоть раз слышал о том, что чаще всего в России умирают от заболеваний сердечно-сосудистой системы. Ученые придумали прибор, который помогает прогнозировать тромбофлебит. Достаточно всего получаса, чтобы проверить кровь на свертываемость, чтобы заранее сказать человеку, есть ли у него склонность к образованию тромбов. Технология, кстати, уже помогает спасать людей. Со вторым сложнее. Крошечная, в несколько граммов, пластинка заменяет огромные охлаждающие системы. Принцип ее работы, говорят, известен уже лет 150, потому что основан на фундаментальных законах физики: при пропуске тока через полупроводник одна сторона его будет нагреваться, другая охлаждаться. Работает пластинка, правда, на обратном эффекте… Но «скучным» описанием утомлять читателя не буду. А для «красоты» лишь скажу, что российская штучка-«холодильник» стояла на детекторе американского марсохода во время экспедиции на Марс в 1997 году. Круто? И на Марс нам вход, оказывается, не заказан. Оба проекта поддержаны большими деньгами от госкорпорации Роснано и крупных российских частных инвестфондов. Счет идет на сотни миллионов рублей. Прибыли от проектов просчитаны на миллионы долларов и весомые доли рынка, не только российского, но и мирового.
Вы, наверное, уже готовы возразить. Примеры единичные, да и скорее всего «московские». Отвечаю. Да, примеров таких мало. Но они не единичны. В Роснано проектов, которым одобрено финансирование, уже не один десяток, у частных инвесторов – на порядок больше. Что же до московской «прописки» этих героев, то так уж сложилось, что родились идеи в московских вузах. Но распространяются они сейчас в регионы. Приборы для «сканирования» крови дают, причем бесплатно, всем заинтересованным в этом деле врачам, а пластинки-охладители делают в Нижнем Новгороде. И если такая аргументация принимается, не лишним будет сказать и о том, как, собственно, эти герои добивались успеха.
Полагаете, что ответ на все в деньгах и законах государства, которое должно помогать умным пробивать дорогу своим «штукам» в жизнь? И да, и нет. В обеих компаниях сильно сомневались, подавать ли вообще заявку на финансирование в Роснано. Не шибко-то верили и в частных инвесторов – прежний опыт поиска инвестиций не сулил ничего привлекательного. Но деньги, и, повторю, немалые, они сегодня имеют. Потому, куда важнее то, что они говорят на сей счет о самих себе.
Есть две проблемы, с которыми сталкиваются все претендующие на деньги под свои научные идеи. С одной стороны – это повальная инвестиционная безграмотность инноваторов, с другой – отсутствие денег. Но это не замкнутый круг. Как только появляется человек, который умеет грамотно объяснить другому человеку с деньгами, почему стоит эти деньги вложить именно в этот проект, все и начинается. Идея становится проектом со стоимостью, сроками и суммами финансирования, ориентирами по прибыли и прочими скучными вещами, на которых ученый точно «жизнь не положит». Потому, уверяют сами герои-инноваторы, им требуются герои другого порядка – новые предприниматели, умеющие превращать науку в бизнес.
Кто потребуется молодым кузбасским героям, может быть, спрашивать еще рано. У многих впереди еще и много чисто научной работы. Но спроси у них сейчас, как продать то, что они придумали, не поручусь за четкий ответ. Хотя, вроде бы, для продажи есть все составляющие. Все направления, отмеченные губернаторскими премиями, укладываются в ориентиры, заданные президентом России (напомню, это медицина, информационные технологии, энергосбережение, экология). Есть среди них и то, в чем однозначно нуждается и регион: новые подходы к промбезопасности на угольных предприятиях и технологии добычи угля. То есть и спрос есть именно на эти идеи, есть и почти гарантирующий успех путь к продвижению. Посему как-то не очень хочется скоро услышать от нынешних кузбасских героев сетования на обыденные проблемы с арендой помещений, дорогое оборудование и пр. Они же уже герои. Потому что доказали, что проблемы для всех не означают проблемы для каждого в отдельности. И премия губернатора им в помощь! По крайней мере, потому, что очередное конкурсное (оценочное) крещение они прошли.