Стресс и работа – и вся забота
На Западе активно спорят о пользе и вреде стресса. Есть предположения, что стресс и долгий рабочий день на самом деле для нас полезны.
Если верить автору только что вышедшей в США книги «О пользе и необходимости стресса» Тодду Бухгольцу, напряженный темп современной жизни является мощным стимулом. Он заставляет нас чувствовать радость жизни, наполняет энергией и способствует долголетию. Растущая напряженность существования в крупных городах заставляет нас мечтать о сельской идиллии, стремиться к изменению соотношения работы и досуга в жизни.
Автор сначала хотел написать книгу о тех, кто гонится за успехом и при этом теряет душу. Однако, собирая данные по этой теме, он свое мнение изменил. И пришел к выводу, что нам следует не снижать темп жизни, а, наоборот, стремиться к перегрузкам, конкуренции и стрессам и приветствовать их.
«Нам говорят всякие специалисты по счастью и психологи, что в нашей жизни слишком много стрессов, — пишет Бухгольц, — что мы должны научиться избавляться от них и больше расслабляться. Но на самом деле стресс сформировал человека в процессе эволюции».
Ощущение недовольства жизнью основано обычно на куда более общих причинах, чем слишком напряженная работа. Люди очень часто чувствуют скуку и неудовлетворенность, выходя на пенсию или отправляясь в длительный отпуск. Большинство из нас получает от работы удовольствие, потому что она предоставляет возможности общения и ухода от более болезненных проблем личной жизни. При решении незнакомых задач в мозгу человека выделяется допамин, который является стимулятором ощущения довольства.
В викторианские времена больше всех работали люди бедные. Но сейчас самый продолжительный рабочий день у тех, кто больше всех зарабатывает, то есть банкиров и юристов. Этих людей никто не эксплуатирует, они сами предпочитают работать много, потому что это придает их жизни смысл и повышает их самооценку.
Представитель Британского фонда рабочих ресурсов приводит данные, согласно которым те, чей рабочий день длится 11 часов, в три раза чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем их коллеги, которые проводят на работе 7-8 часов.
Тодд Бухгольц прав, утверждая, что конкуренция на работе полезна, считает Бен Уиллмотт, консультант Института развития кадров. Умеренный уровень стрессовой нагрузки помогает людям справляться с трудными заданиями и рождает ощущение успеха. Он также содействует улучшению деятельности сердца и повышает устойчивость к инфекциям.
Соотношение труда и отдыха зависит от принятой в каждой отдельной стране деловой культуры. В США люди традиционно имеют гораздо более короткие отпуска, чем в Европе.
В мире
Продолжительность рабочего дня по странам:
Мексика — 9,9 часа
Япония — 9 часов
Португалия — 8,8 часа
Канада — 8,6 часа
Эстония — 8,5 часа
Австрия — 8,5 часа
Китай — 8,4 часа
Новая Зеландия — 8,3 часа
США — 8,3 часа
Словения — 8,25 часа
Наше отражение
Что думают кузбассовцы по поводу пользы стресса и увеличения рабочего дня? Готовы ли работать от зари до зари и если да, то ради чего?
Алиса, 30 лет, творческий работник:
— Пусть увеличивают рабочий день, я не против, только потом чтобы долго отдыхать, не два выходных, например, а три или четыре подряд.
Ирина, 24 года, педагог:
— Считаю, что нынешний наш восьмичасовой рабочий день – это нормально. Меня все устраивает. Тогда треть суток остается на сон, треть – на развлечения
Антон, 31 год, госслужащий:
— Увеличение работочасов должно происходить одновременно и обязательно с увеличением зарплаты. Я согласен работать на пару часов больше, если мне, например, за вечерние часы будут платить по двойному или тройному тарифу. Иначе ради чего убиваться?
Татьяна, 34 года, руководитель рекламной службы:
— Наверное, можно бы было и увеличить количество рабочих часов. Но только с тем, чтобы и перерывы на отдых увеличились. Не час, а два-три. Чтобы можно было в перерывах и в спортзал ходить, и в парке погулять.
Анастасия, 33 года, дизайнер:
— Чем старше становишься, тем, наверное, ты дольше работаешь. Дети выросли, заняться, если нет хобби, особо нечем. А когда молодой – всегда найдутся дела намного интереснее работы. Мне бы сейчас, возможно, и интересно было работать больше. За большие, чем сейчас, деньги. Я бы работала больше, зная, от результатов моего труда зависит мое будущее. Например, если была бы реальной цель заработать полмиллиона за полгода – я бы согласилась вкалывать.
Юлия СЕРГЕЕВА.
фото с сайта dom.a42.ru