Ловушка на миллион

Кибермошенники продолжают придумывать новые схемы для обмана россиян. Или модернизируют старые, которые многие уже успели забыть. Рассказываем, в чём они заключаются и как не стать жертвой злоумышленников.
Домофонная афера
Вечер буднего дня. Автобус набит почти под завязку, уставшие люди возвращаются домой после работы. Хочется просто смотреть в окно на просыпающийся после зимней спячки город и не думать ни о чём серьёзном. Именно в этот момент максимального физического дискомфорта и минимальной умственной активности раздался телефонный звонок.
На экране смартфона высветился номер, начинающийся с нетипичного для нашего региона «+7-900-…». Электронный помощник, который обычно предупреждает о спаме и мошенниках, предательски молчит. По рабочим вопросам нередко звонят с незнакомых номеров, поэтому беру трубку.
Мужской голос говорит быстро и уверенно. Свойственного мошенникам фонового шума, имитирующего бурную деятельность кол-центра, не слышно. Обращается по имени и отчеству, в теории это должно вызывать доверие, ведь звонок уже не «холодный». Говорит, что в доме меняют дверь от подъезда и спрашивает, сколько комплектов ключей мне нужно. Вспоминаю, что ещё утром дверь прекрасно справлялась со своей задачей, а домофон исправно работал. Поэтому задаю встречный вопрос: «Кто звонит и откуда?» Имени своего собеседник не назвал, но упомянул какой-то всероссийский домофонный центр. А после следующего вопроса о том, в какой город он вообще звонит, незнакомец решил не терять время и бросил трубку.
Данный звонок – один из примеров реинкарнации мошеннической схемы, связанной с домофонами. Раньше она заключалась в том, что возле подъезда висело объявление о замене двери с QR-кодом. Переход по нему не сулил ничего хорошего. Мог открыться фишинговый сайт, который под видом заполнения заявки передавал аферистам личные сведения. Или вовсе на смартфон скачивался вирус со всеми вытекающими негативными последствиями.
Сегодня эта схема работает по-новому. Стоит ответить на вопрос о количестве нужных комплектов ключей, и мошенник напомнит, что бесплатно положен только один на квартиру. Но тут же предложит привлекательную альтернативу: персональный код доступа для всех домочадцев, благодаря которому ключ с чипом вообще станет не нужен. Генерируется он якобы автоматически и приходит в SMS-сообщении. Но чтобы заветная комбинация цифр, позволяющая открывать дверь без чипа, заработала, её нужно продиктовать «специалисту».
На самом деле на телефон приходит не абстрактный код от домофона, а вполне конкретный одноразовый пароль для сброса пароля от аккаунта на портале «Госуслуги». Если сообщить его мошенникам, они за несколько минут взломают личный кабинет и получат доступ ко всем загруженным в профиль документам и сведениям. А дальше смогут подавать заявки на оформление кредитов и микрозаймов, пока жертва ни о чём не подозревает.
Впрочем, одними только «Госуслугами» мошенники не ограничиваются. Как сообщили в управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России, схемы могут варьироваться. Один из потерпевших, например, под воздействием преступников установил приложение «для защиты аккаунтов», вследствие чего лишился более миллиона рублей.
Осторожно: счета закрываются!
Ещё одна новая схема обмана, которую стали использовать мошенники, связана с упоминанием Банка России. Они направляют людям электронные письма, в которых обращаются к ним по фамилии, имени и отчеству. И используют для пущей важности логотип регулятора.
«В письме сообщается, что у человека якобы есть действующая учётная запись в европейской финансовой организации. «Международный счёт» требуют закрыть, а крупную сумму денег предлагают вывести с сохранением процентного дохода. Вас уверяют, что для этого нужно задействовать свой российский банковский счёт, на котором больше всего денег. Чтобы получить более подробные инструкции, человеку следует ответить на письмо или связаться с его отправителями через мессенджеры. В некоторых письмах есть фишинговая ссылка на сайт, где предлагается ввести личные данные и банковские реквизиты якобы для идентификации и закрытия счёта», – пояснил Сергей Драница, управляющий Отделением Банка России по Кемеровской области – Кузбассу.
Если человек не хочет закрывать счёт, его начинают всячески запугивать. Грозят большим штрафом, арестом имущества или принудительным взысканием из заработной платы. В дальнейшем мошенники могут использовать выведанные сведения для хищения денег или оформления кредитов и займов. Кроме того, ссылка может быть опасна: при переходе по ней на компьютер или смартфон автоматически установится вредоносное программное обеспечение, которое предоставит злоумышленникам удалённый доступ к банковским приложениям.
В связи с этим в Банке России призывают жителей быть аккуратными и бдительными. На подозрительные письма лучше никак не реагировать, не переходить по ссылкам в сообщении и не предоставлять личную и финансовую информацию. В финансовом регуляторе напомнили, что его настоящие сотрудники не звонят людям и не направляют им копии каких-либо документов, не запрашивают персональные и банковские сведения, не предлагают совершить какие-либо операции со счётом. Также по возможности рекомендуется установить на компьютер и смартфон антивирусную программу и регулярно её обновлять. А если есть какие-то сомнения, то можно самому позвонить в свой банк по телефону, который указан на его официальном сайте или оборотной стороне карты.
Финансовые знания – сила
В Кузбассе стартовал «Финансовый диктант», благодаря которому все желающие смогут оценить уровень знаний в этой сфере. Он проходит на цифровой региональной платформе финансовой грамотности (рцфгк42.рф) и продлится до 30 апреля. Финансовый диктант является одним из ключевых мониторинговых мероприятий региональной программы повышения финансовой грамотности населения, которая реализуется в Кузбассе. Организаторами проекта являются Министерство финансов Кузбасса и Региональный центр финансовой грамотности.
«Проект реализуется с 2018 года и успел набрать большую популярность у жителей региона. Если мы начинали буквально с нескольких тысяч участников, то в прошлом году их число превысило 30 тысяч. Проект помогает оценить уровень финансовой грамотности населения Кузбасса с учётом различных критериев: пола, возраста, уровня образования участников, понять, в каких территориях необходимо усилить информационную работу. Диктант способствует развитию критического мышления и правильной оценки рисков, что поможет защититься от финансового мошенничества и в целом пригодится в жизни», — отметила заместитель министра финансов Кузбасса Вера Гончарова.
Тест состоит из 25 вопросов. Чтобы его пройти, нужно создать личный кабинет на платформе. Попытка будет всего одна, торопиться не нужно – на проверку финансовых знаний даётся 50 минут. После написания диктанта участники смогут скачать в личном кабинете именной сертификат, в котором будет указано количество набранных ими баллов. Максимальное количество – 100. А 1 мая, после завершения диктанта, станет доступен перечень ошибок и их анализ.
Дополнительную информацию можно получить на платформе рцфгк42.рф, в разделе «Финансовый диктант», по телефонам: 8 (3842) 36-49-93, 8-800-302-24-46, а также по электронной почте fingram_kem@mail.ru, malena-rcfgk@mail.ru.
Тем временем
Прокуратура сообщает
За прошлую неделю жертвами кибермошенников стал 61 житель нашего региона. Причинённый ущерб составил более 22 млн рублей. В схемах преступники использовали страницы соцсетей «Одноклассники» и «ВКонтакте», а также обманывали людей при совершении сделок купли-продажи, обмена товаров через сайты объявлений торговых площадок в интернете.
Кем только мошенники ни представлялись: сотрудниками банков, полицейскими, сотрудниками ФСБ и Следственного комитета; покупателями и продавцами товаров и услуг; родственниками и знакомыми. Легенды были разными: произошло снятие денег, заблокирован счёт, взломан личный кабинет, оформлен кредит, родственник попал в беду или близкий человек заболел.
Случай самого крупного мошенничества был зафиксирован в Крапивинском муниципальном округе. Местная жительница познакомилась в интернете с мужчиной. Он рассказал, что его сестра торгует на бирже, и предложил присоединиться к заработку. Девушка согласилась и установила по ссылке, предоставленной новым знакомым, на свой смартфон необходимые для торгов приложения и начала с их помощью «инвестировать». В общей сложности она «вложила в дело» 10 млн рублей. Через месяц захотела вывести доход, но счёт на фейковой торговой площадке заблокировали. Когда мошенники потребовали внести страховую сумму для разблокировки счёта, девушка поняла, что её обманывают и обратилась в полицию.
Пройти «Финансовый диктант» можно по этому QR-коду: