Время героев в белых халатах

Доктора и медсёстры из Кемеровской области, приезжающие в Горловку на протяжении двух с половиной лет помогать местным врачам спасать раненых бойцов СВО и мирных граждан, становятся для Донбасса новыми героями. В этом убедился наш корреспондент, пробыв день в главном прифронтовом госпитале ДНР – горловской больнице № 2.
Улыбка сквозь боль
Очередной день в клинике начинается, как всегда, оперативно. Уже к половине девятого в приёмном отделении доктора осматривают двух раненых мирных жителей, пострадавших от кассетных суббоеприпасов, выпущенных ВСУ по жилмассивам Строитель и Комсомолец, ещё одну тяжёлую женщину отпускают домой с незначительными с ссадинами.
«Да, с утра настроение у меня было гораздо лучше. Впервые такое: выпустили кассеты, я даже не понял, что случилось. Спасибо, прохожие вызвали скорую, врачи приехали в считанные минуты», – говорит пострадавший полицейский горловского отделения ДНР Степан.
Мужчине уже сделали рентген, несколько осколков попали в область левой брови, ему обрабатывают рану и отправляют в операционную. Молодой горловский хирург колдует скальпелем, аккуратно вытаскивая осколки один за одним. Его пациент под сравнительно небольшой дозой местного наркоза мужественно выдерживает манипуляции. В какой-то момент он просто закрывает глаза и будто засыпает.
– Ну вот, – вслух замечаю я, наблюдая за операцией, – дяде Стёпе стало легче.
– А я не сплю и всё слышу. Не дождётесь, – вдруг раздаётся голос мужчины.
Врачи и медсёстры смеются, кажется, улыбки под масками не могут скрыть местный хирург и наш, кузбасский, анестезиолог.
– Ну, значит, точно до свадьбы заживет. Вот так наши мужественные пациенты помогают нам успешно их оперировать и ставить на ноги. Вот так эти стойкие люди побеждают боль, а вместе с ней и всё это зло, – говорит анестезиолог Новокузнецкой больницы № 1 Константин Лукашов. Сегодня он на боевом дежурстве с горловскими коллегами следит сразу за двумя операционными столами: – Мы сюда в постоянные месячные командировки ездим с коллегами из Кемерова, Прокопьевска, я уже второй раз. Поначалу непривычно было: разрывы, потом привыкли. Просто работаем, делаем своё с коллегами дело. Понимание с горловскими врачами – идеальное, с полуслова. Надо помочь, рук здесь не хватает.

Врачи из Кузбасса помогают горловским коллегам спасать раненых мирных жителей.
Схватывают на лету
Ещё одного раненного от кассетных снарядов, Сергея, привезли с Комсомольца. Осколки в обе ноги настигли мужчину в машине.
– И это со мной уже второй раз, первый раз прилетело в руку. Наш жилмассив сейчас в самом эпицентре обстрелов и дроновых атак. Спасибо врачам, по сути, ногу мне спасли, – благодарит он докторов.
Врачи подтверждают: рана у мужчины заживёт и он вернётся к полноценной жизни.
– Сегодня раненых военных в основном оперируем в целях безопасности на первом этаже, к тому же здесь всё рядом: рентген, компьютерная томография, лаборатории, – говорит хирург, замглаврача Роман Безуглый.
Он трудится в клинике уже много лет, пришёл в горбольницу сразу после окончания мединститута. О профессии хирурга мечтал с детства и за все эти годы ни разу не пожалел о выборе. Хотя нередко приходится здесь ночевать.
– В последние годы мы привыкли совсем к другому. Знаем, что такое десятки операций в день с минно-взрывными и осколочными ранениями. Ампутаций много верхних и нижних конечностей. И вообще, к этому всему невозможно привыкнуть. Но в тяжёлые минуты хирург концентрируется и просто делает своё дело, профессионально, честно. Мне радостно, что кузбасские наши коллеги – хирурги, редко встречавшиеся в практике с минно-взрывными травмами, на лету схватывают процесс и оперируют просто божественно, – рассказал горловский врач.

2-я горбольница Горловки, ставшая главным прифронтовым госпиталем Донбасса.
Оборудование из Кузбасса
Безуглый в своей клинике как рыба в воде. Преодолевая этаж за этажом, мы проходим с ним в основной хирургический блок, на седьмом этаже – четыре операционные (три для – плановых пациентов и одна – для ургентных). Операционные оснащены современным медицинским оборудованием. Часть его куплена Кузбассом. Это цифровые микроскопы для нейрохирургов, рентген-аппарат, анестезиологическое оборудование.
– В рамках шефства, взятого Кемеровской областью над Горловкой, в нашу и первую горбольницу доставлена ультразвуковая диагностическая система HS50-RU c принадлежностями. Сибиряки купили нашему городу прибор для определения времени свёртываемости крови TS4000 Plus c принадлежностями и набором стартовых реагентов, а также анестезиологический и реаниматологический монитор для контроля ряда физиологических параметров «MAP-02-Кардекс», – рассказала «Кузбассу» главврач госпиталя Нелли Якуненко.
Она добавила, что на фоне острой нехватки врачей, медсестёр постоянный кадровый резерв из Кузбасса реально помогает сегодня полностью справиться с невероятным каждодневным потоком раненых и простых горловчан.
– Престиж профессии нужно повышать среди молодёжи, – уверены Нелли Якуненко, Роман Безуглый.
– Необходимо рассказывать будущим докторам о важности нашего дела, проводить дни открытых дверей в учебных заведениях. Это всё делается, мотивация материальная – понятно. Но здесь ещё и вопрос Божий. Спасать людей – великое предназначение. У нас, в Кузбассе, этому уделяется огромное внимание на уровне правительства, – добавил Константин Лукашов.

Центральный храм Донецка – символ веры стальных людей Донбасса.
Надежда на чудо
Особенно остро божье предназначение докторов, медсестёр понимаешь в реанимации горловской больницы. В отделении интенсивной терапии в тот день насчитываю пять человек. Два старика, две раненые в результате обстрелов женщины и два наших героя спецоперации.
– Обоих привезли из-под Дзержинска, у обоих тяжёлые ранения в голову. Вот у этого парня шансы есть, и он, по-моему, из Кузбасса. А этот боец – в крайне тяжёлом состоянии. Он тоже сибиряк. Мы делаем всё возможное для спасения парня, и его организм тоже борется вместе с нами. Надеемся на чудо, – поясняет врач-реаниматолог горловской больницы Андрей Вишняков.
А чудеса здесь с нашими бойцами СВО происходят каждый день, ведь большинство из них после лечения и реабилитации снова возвращаются на передовую. «По-другому быть не может, – говорят ребята, – ведь там, за лентой, друзья, братья».
– Я штурмовик, работали с мужиками в Дзержинске, сильно зацепило, в какой-то момент почувствовал, что погибаю, сил нет, вокруг никого, уши болят от собственного шёпота, дым кругом. Но начинаю ползти на локтях. Ребята подобрали, оказалось: я полз 20 часов, не помню и не понимаю, как… Здесь мои волшебники, мои кудесники, так я их теперь называю, на два ранения в живот и ногу сделали три операции. Уже два месяца в Горловке. Как только встану на ноги, вернусь к своим братьям, и мы этих тварей дожмём! – эмоционального рассказывает герой спецоперации с позывным Грин.
Парень тоже родом из Кемеровской области, из Мариинска. После школы учился в Екатеринбурге. Скучает по родной Сибири, но вернётся домой только после полной нашей победы. А вот его сосед по палате боец Батюшка – местный, горловский. Ему сегодня жена разносолов нанесла, пацанов угощает и подбадривает: Малого из Иркутска, армянина Арарата, Кота из Самары.
– Мы молимся на горловских врачей, и на кузбасских тоже, они боги. Я здесь с ранением второй раз, первую вражескую пулю получил в живот. Оперировал меня Николай Алексеев, доктор из Новокузнецка. Никогда его не забуду. Уверенный, крепкий, внимательный человек. После операции приходил ко мне в палату тогда на дню по пять раз. Молюсь за него, – чуть не плачет боец.
Молился потом за горловских и кузбасских докторов, медсестёр, санитарок, за наших ребят в маленькой часовенке, что недалеко от больницы, и я. А ещё за того парня, который лежал в реанимации. Помолитесь и вы – и чудо непременно произойдёт снова…
Анатолий Болдырев.