Брошенные люди
С недавних пор автор этого текста аббревиатуру ЖКХ расшифровывает следующим образом: «Живите, как хотите». Именно так, не живут, а выживают жильцы двух многоквартирных домов, расположенных в областном центре по улице 9-го Января, 13 и 15. Улицы с революционным названием и пролетарским бытом некоторых жильцов.
«Топим печи, глотаем золу»
«Мы брошены на произвол судьбы, — начинается их коллективное письмо. – Наши дома никем не обслуживаются. Три раза мы просили начальника территориального управления О.Ю. Самодумова, чтобы нам сделали договор с Водоканалом. Чтобы мы платили за воду, как платим за электроэнергию. Но ничего нет».
Далее авторы обращения приглашают своими глазами увидеть, в каких условиях они проживают. Сразу скажем, этот уголок областного центра нам знаком. Чуть более года назад мы уже рассказывали о доме, находящемся на соседней улице Суховской. Эти две улицы, Суховскую и 9-го Января, разделяет только неухоженный двор с металлическими туалетами на улице, полуразвалившимися углярками, грудами мусора в кустах. Попутно заметим, что за прошедший год неподалеку от этого «шанхая» появился спортивный комплекс «Арена», заложен фундамент еще под один – для дзюдо.
Когда к спорткомплексу тянули трубы, на пересечении улиц Гагарина и Шорникова вырыли траншею. Здесь была точка подключения к инженерным коммуникациям. Поэтому, теоретически, к ниткам горячей воды и канализации можно было подключить страждущих благ цивилизации людей. Можно также зацепиться покороче – от многоквартирного дома по ул. Гагарина, 105а. Но в жизненном укладе этой окраины принципиально нового пока ничего не появилось.
— Слива нет. Туалет стоит, но его никто не откачивает, — обстоятельно объясняет автор письма и одна из старейшин Анастасия Кузнецова.
В не менее плачевном состоянии находятся сами жилые помещения: фасад отшелушился, фундамент рассыпается, кровля протекает, полы подгнили, электропроводка — «хлипкая», печное отопление разваливается. В некоторых квартирах вообще никто постоянно не живет, а коммуникации заглушены. Как рассказывает женщина, в подъездах жильцы убирают сами: слесарей-сантехников, дворников и уборщиц здесь давно не видели.
Особенно убого выглядит дом №15. Когда заходишь в подъезд, ощущаешь запах плесени и затхлость. На втором этаже свисают жилы электропроводки. На чердак двухэтажного здания люди вообще отсоветовали подниматься: часть перекрытия от старости просто обвалилась. Провал хозяева верхних квартир заделали щитом деревянной опалубки.
Особенно сложно постояльцам приходится зимой. Централизованного отопления в данных домах как такового нет. С перебоями работает и холодное водоснабжение. Например, к дому
№ 13 трубы протянуты (видны следы раскопок), а вот наверх вода не поступает. Как поясняет Анастасия Кузнецова, ее нет в квартирах 5 и 6, потому что в квартирах 3, 7, 8 никто не проживает, трубы разморожены. Третью квартиру зимой отогревают сами жильцы, в пятой проживает 83-летний Михаил Табакаев, в шестой – такая же престарелая женщина. Пенсионеру холодную воду во фляге привозит зять.
— Старики второй год сидят без воды, — возмущается Анастасия Авдеевна. – Господин Самодумов знает об этом.
Думаем, что об «убитом» жилфонде знают и в администрации города. Иначе не появились бы на дверях двух подъездов объявления о новой обслуживающей компании «МП «УЕЗЖКУ». Юрисконсульт этой организации Анна Чудинова сообщила, что данные жилые дома прежде обслуживались ПЖРЭТ Центрального района. Однако в связи с банкротством треста в спешном порядке были переданы на обслуживание в муниципальное предприятие.
— Фактически мы начали их обслуживать с 1 декабря 2010 года, — говорит Анна Игоревна.
С ее слов, в течение декабря на двух домах в заочной форме проведены собрания с жильцами. На них же были приняты договоры управления многоквартирными домами. Кстати, тариф на техническое обслуживание данных жилых помещений составляет 5 рублей 07 копеек с квадратного метра. Общая «квадратура» двух домов – 545,9 кв.м. Правда, работы как таковой на домах не видно. Отвечая на вопрос о том, почему жильцы сами должны «обслуживать» жилые здания, Анна Чудинова проинформировала, что за такие маленькие деньги невозможно найти на данный жилфонд дворников и уборщиц. Ну, и наконец, она сообщила, что никаких звонков, писем и обращений в управляющую организацию с начала ее работы на данном жилфонде от людей не поступало…
Заместитель директора МП «УЕЗЖКУ» Алексей Щербаков удивился звонку из редакции и пообещал направить «бочку», чтобы откачать из туалетов нечистоты. Кроме того, директор предприятия дал команду подчиненным до 18 июня привести придомовую территорию в соответствие с санитарными нормами.
Возможно, жильцы не звонят, потому что не надеются на перемены. А некоторые просто категорически отказываются вносить квартплату, потому что не хотят оплачивать «этот хаос». Отказ, как удалось выяснить, имеет под собой и определенную моральную подоплеку. Дело в том, что кто-то сказал жильцам, что их дома больше не существуют на карте города, то есть они не числятся на балансе. А раз так, решили некоторые жильцы, то можно и не платить.
Вместе с Анастасией Кузнецовой мы попробовали посчитать расходы на поддержание жизни в этих домах: 8 тыс. рублей нужно отдать за уголь, 5 тыс. – за дрова. Квартплата для ее квартиры общей площадью 36 кв. м составляет 400 рублей в месяц. Так как в доме нет горячей воды, нужно как минимум один раз в неделю сходить в баню. Про остальные «удобства» мы уже рассказали. Отдельная история – оплата электроэнергии. Этого ресурса «съедается» больше всего.
— Ежемесячно плачу за нее 5 тыс. рублей, — призналась одна из хозяек.
У нас сложилось впечатление, что бывшие и нынешние руководители управляющих компаний вообще не ступали по этой унавоженно-мусорной земле. Как пишут люди, жильцам прошлый директор МП ответил, что данные два дома отапливаются кочегаркой. Возможно, так было раньше, в советское время. Сейчас же, говорят жильцы, «мы сами топим печи и глотаем золу».
— Боюсь, что очередную зиму мы так же будем мучиться, — завершает свой рассказ Анастасия Кузнецова.
Требуется ремонт
Ответ руководства «жилкомхоза» города на наш запрос также не прибавил оптимизма. Специалисты муниципального автономного учреждения «Жилкомцентр» информируют, что «жилые дома по ул. 9-е Января, 13, и ул. 9-е Января, 15, в установленном законом порядке непригодными для проживания не признаны и в перечень домов, подлежащих сносу, не включены». Кроме того, и это главное, «прокладка дополнительных инженерных сетей к указанным выше многоквартирным домам в ближайшее время не планируется».
Говоря о техническом состоянии двух зданий, специалисты «Жилкомцентра» фактически не отрицают, что те нуждаются в ремонте. Мы нашли только одно разночтение между рассказом жильцов и ответом контролирующей жилфонд организацией. В ответе МАУ говорится, что ремонт кровли дома по
ул. 9-е Января, 13, был произведен в 2010 году, в то время как Анастасия Кузнецова утверждает, что шифер положили только над одной квартирой. Ну, и последнее — общая задолженность жильцов по квартплате. По состоянию на 25 мая все они вместе должны за жилищно-коммунальные услуги почти 34 тысячи рублей. И, как можно судить по их настрою, эта задолженность будет только возрастать, особенно в зимний период.
Так чего ждать многострадальным жильцам этих домов? Что когда-нибудь до этих мест дойдут новые микрорайоны жилой застройки и тогда их квартирный вопрос будет решен? Ведь только в этом углу Центрального района г. Кемерово расположено 16 многоквартирных жилых зданий с печным отоплением. Есть еще и бараки. Люди все же больше надеются на то, что дома 1961 года постройки будут признаны аварийными, их снесут, а обитателям предоставят благоустроенное жилье. Правда, для того чтобы здания перешли в статус аварийных, требуется решение специальной межведомственной комиссии. Основанием же для «положительного» заключения является значительный износ конструктивных элементов здания (фундамент, стены, несущие перекрытия), представляющий угрозу для жизни людей. А эти дома пока стоят и могут простоять еще долго. Только непригодными для жизни.