Нужно идти только вперёд
Каждый ребёнок хочет стать самостоятельным. Но некоторым детям это даётся сложнее из-за их особенностей здоровья. Творческое объединение Кузбасского центра дополнительного образования «Шаг вперёд» существует всего лишь второй год, но уже помогло десяткам детей сделать их порой первые самостоятельные шаги.
Просто начни что-то делать
История кузбасского творческого объединения для детей с ОВЗ началась практически случайно. Руководитель нынешнего коллектива Лилия Доронина в начале прошлого года стала участником Всероссийского инклюзивного проекта «Адаптивный твирлинг. Праздник возможностей», который реализовывался только в восьми регионах Российской Федерации. По итогам курса педагогам выдавали по десять батонов для занятий с детьми, имеющими особенности развития. Все обучающиеся из Кузбасса уже вели работу с воспитанниками с ОВЗ в разных учреждениях, потому сразу ввели новую методику в учебные процессы. Только у Лилии Рафаиловны не было набранной группы таких ребятишек. Но вместе с руководителями и коллегой Жанной Толкачёвой, которая ведёт занятия по декоративно-прикладному искусству, решили попробовать набрать группу.
Первым делом обзвонили знакомых, у которых были ребятишки с особенностями здоровья, и пригласили их летом на пробное занятие. Встреча прошла успешно, и все участники пообещали вернуться в августе. Ни родители, ни дети, ни педагоги ещё не понимали, что может вырасти из этих занятий, но к концу лета все снова собрались и уже начали полноценные тренировки в новом объединении, которое назвали «Шаг вперёд».
«Выполняя упражнения с предметами, воспитанники постоянно шагают, двигаются вперёд, к новым достижениям и победам. Это и натолкнуло меня на идею названия нашего объединения», – рассказывает Лилия Рафаиловна.
Да и суть занятий в том, чтобы активно двигаться и постепенно совершить первый самостоятельный, очень важный для каждого участника шаг вперёд.
Дети полюбили сцену
Сегодня в объединении более 20 детей с различными особенностями здоровья и инвалидностью. Для многих детей поначалу сложно было сделать даже элементарные вещи: самостоятельно обуться, шагать с реквизитом под музыку, координировать движения рук и ног, помнить танцевальные комбинации и последовательно, музыкально их выполнять. Со временем эти навыки отрабатываются, и ребята уже стремятся к самостоятельности и на сцене, и в быту.
Кстати, того, что дети выйдут на сцену, никто и не ожидал. Изначальной целью педагогов было просто научить детей работать с батонами и увлечь их декоративно-прикладным искусством. Но все участники творческого объединения «Шаг вперёд» с большим удовольствием стали принимать участие в концертах, ожидая оваций и эмоций на лицах зрителей в зале. На первых концертах все родители плакали от счастья, потому что увидели результат и успехи детей.
«Ровно год назад мы первый раз вышли на сцену и по-ша-га-ли. Да так, что в феврале этого года с шестью воспитанниками мы уже побывали на профильной смене в оздоровительно-образовательном центре «Сибирская сказка» Новокузнецкого района. Для этих детей это был первый выезд без сопровождения близких. Некоторые ребята не имеют необходимой самостоятельности в быту, потому в помощь мне в эту поездку отправились две мамы из нашего родительского комитета – Ирина Андреева и Эльмира Геворгян, которые очень помогли во многих вопросах», – говорит руководитель объединения.
Участие в таких мероприятиях впечатлило и вдохновило ребят, поэтому они сами попросились снова поехать куда-то с выступлениями. Глядя на горящие глаза детей, Лилия Рафаиловна решила повезти их на финал проекта по адаптивному твирлингу, на Международный конкурс «Гран-при» по мажорет-спорту и твирлингу, который проходил в Санкт-Петербурге.
«Министерство образования Кузбасса оплатило поездку. Дети впервые полетели на самолёте, впервые увидели достопримечательности культурной столицы России, в том числе Эрмитаж, Царское Село, храм Воскресения Христова Спас на Крови. Нам не верили, что мы успеем за три дня пройти эту экскурсионную программу, поучаствовать в репетициях и самом конкурсе, но мы всё успели и всё смогли, потому что дети с особенностями развития здоровья совсем иначе восстанавливаются. Порой им достаточно десяти минут отдыха, чтобы продолжить работу дальше. Но тут ими двигал интерес и невероятный восторг», – подчёркивает Лилия Доронина.
Летом руководители объединения решили провести четырёхдневную профильную смену на турбазе на берегу реки Томи. Поначалу родители и дети с опаской восприняли это предложение, но к концу смены все с большим удовольствием проводили вместе время. Дети учились жить по режиму летнего детского лагеря, делать утром зарядку, собирать дрова для вечернего костра, помогать по хозяйству взрослым, готовить еду, дежурить в столовой – осваивали те навыки, которые наверняка пригодятся им в жизни. Параллельно шли привычные всем тренировки по твирлингу и плейстику. А вечером все заворожённо любовались большим лагерным костром.
Делают невозможное
Родители участников коллектива признаются, что их мальчишки и девчонки не всегда с удовольствием ходят в школу, а вот поехать на занятие в объединение готовы и рано утром, и в плохую погоду. Собираются трижды в неделю со всех концов города Кемерово и даже Кемеровского округа. И сами родители с большим удовольствием везут ребятишек, потому что видят, что эффект есть. Успех стимулирует и детей, и родителей, и педагогов.
«Дети становятся общительными, внимательными, начинают проявлять заботу и инициативу», – делится одна из мам Елена.
«Внучке очень нравится, что здесь она может проявить самостоятельность, которую мы, родители, порой, не даём детям, – улыбаясь говорит Ирина. – Участники объединения чувствуют здесь себя значимыми, взрослыми, в том числе начинают чувствовать ответственность друг за друга».
Многие мамы, папы и бабушки принимают активное участие в жизни коллектива: приобретают форму, решают вопросы о поездках, помогают детям выполнять задания на занятиях, выходить на сцену на концертах и даже сами принимают участие в организации педагогического процесса.
«Я и раньше работала тренером. А тут мой ребёнок стал ходить на занятия к Лилии Рафаиловне, и я познакомилась с новыми адаптивными направлениями. Прошла дополнительное обучение и теперь в качестве педагога веду у детей занятия по плейстику», – рассказывает Ирина Андреева.
Несмотря на дружелюбную, почти домашнюю атмосферу, руководители не дают детям поблажек. Требуют от них результата на каждой репетиции и терпеливо ждут, пока ребята усвоят материал и появится очередной творческий номер.
«Родители шлют нам из дома видео, как наши воспитанники перед зеркалом отрабатывают танцевальные связки. Сами репетируют, никто не заставляет. Это ли не результат нашей кропотливой работы?! Дети получают удовольствие от того, что делают здесь. И у них появляется потребность улучшить навыки, продвинуться вперёд», – рассказывает Лилия Рафаиловна.
Сейчас коллектив работает совместно с волонтёрами объединения «Юность Кузбасса», которые сопровождают детей на занятиях, проводят с ними мастер-классы и игровые программы, и скоро будут осваивать новое театральное направление, которое поможет подросткам прожить бурю эмоций, накопленных внутри.
«Не раз я видела, как наши дети делают что-то невозможное, потому что они способны на многое, стоит им только захотеть, – говорит Лилия Доронина. – Каждый из ребят – настоящий сильный боец. И в этом стремлении сделать ещё хотя бы один шаг вперёд – их успех».
Словарик
- Твирлинг – танцевально-спортивное направление, основу которого составляют элементы хореографии, гимнастики, акробатики, жонглирования, танца и спортивная состязательность.
- Батон – основной реквизит для твирлинга (палочка с двумя наконечниками), которым спортсмен активно работает в процессе выступления: крутит, кидает, вращает вокруг пальцев, локтей, туловища, ног.
- Плейстик – современная инновационная оздоровительная технология, танцевально-игровая, телесно ориентированная терапия для разгрузки мозга. Объединяет элементы гимнастики, танца, подвижных игр с мячом и лозаткой, включает состязательную практику
- Лозатка – специальная ракетка.