«Оборотни»-киллеры
После объявления в России моратория на смертную казнь пожизненное лишение свободы считается в нашей стране самым строгим уголовным наказанием. Как уже сообщалось, недавно постоянная сессия Кемеровского областного суда в городе Прокопьевске приговорила к нему бывшего сотрудника Новокузнецкого ЛОВД на транспорте Валерия Янца: среди прочего он был признан виновным в бандитизме и в четырех убийствах, совершенных группой лиц по найму.
Две жизни
…Жизнь бывшего младшего лейтенанта милиции Валерия Янца протекала как бы в двух «измерениях». С одной стороны, он был на хорошем счету у сослуживцев и у начальства, его уважали друзья и приятели. В середине 1990-х он служил в Прокопьевском ОМОНе, участвовал в боевых действиях в Чечне, за что имел государственные награды. И хотя потом на некоторое время Янц увольнялся со службы в органах внутренних дел, вскоре он снова вернулся туда. Когда семья переехала в южную столицу Кузбасса, вначале работал в патрульно-постовой службе Новокузнецкой транспортной милиции, потом перевелся в уголовный розыск. Словом, внешне это был вполне достойный человек и глава семейства.
Но это была лишь видимая часть его жизни. О другой, теневой, не знали ни друзья, ни родственники, ни даже жена. Хотя, наверное, его перерождение из законопослушного человека в преступника началось гораздо раньше. Какие обстоятельства этому предшествовали, теперь остается лишь гадать. Доподлинно известно лишь, что вскоре после того, как на рубеже 1990-х – 2000-х годов омоновец Янц в первый раз уволился из милиции, он вместе со своим приятелем Владимиром Зиминым попался на хищении из магазина в Алтайском крае. И хотя уголовное дело направляли в суд по факту разбойного нападения, суд посчитал иначе, и обоих осудили «всего лишь» за кражу. Учитывая, что это их первая судимость и прежде они вели добропорядочный образ жизни, срок обоим дали небольшой, а тут еще подоспела амнистия, так что вскоре они уже вышли на свободу. Правда, непонятно, как судимому за уголовное преступление Валерию Янцу удалось потом снова устроиться в милицию? Неужели проверка, которая обычно проводится в таких случаях кадровиками по спецучетам, ничего подозрительного не нашла? Или эта информация каким-то неведомым образом исчезла из базы данных?
Впрочем, та давняя судимость может показаться мелочью по сравнению с другими кровавыми делами, в которых Янц окажется замешанным несколько лет спустя.
Последнее дело
…Валерия Янца и его подельников – сержанта патрульно — постовой службы Новокузнецкого ЛОВД на транспорте Александра Харченко и инструктора по вождению одной из прокопьевских автошкол Виталия Чернозипунникова – задержали в начале марта 2009 года на выезде из Прокопьевска, вскоре после убийства молодого мужчины, известного в криминальной среде по кличке Ветер. Вечером он на машине подъехал к своему многоквартирному дому. Но не успел Ветер выйти из салона автомобиля, как его расстреляли возле подъезда из автомата Калашникова…
Когда троица выезжала из Прокопьевска, «Волга» Чернозипунникова остановилась возле небольшого продуктового магазинчика. Янц остался в машине, а хозяин машины и Харченко ушли за водкой и закуской. А через несколько минут всех их повязали оперативники и бойцы милицейского спецназа, отрабатывавшие по ориентировке подозрительный транспорт и лиц, которые могли быть причастны к убийству Ветра.
В «Волге» милиционеры обнаружили газовый пистолет «Иж», переделанный под стрельбу боевыми патронами калибра 9 мм (то есть от пистолета Макарова). Автомат Калашникова, из которого расстреляли Ветра, нашли чуть позже на пустыре неподалеку от места убийства: убегая, киллер отбросил его в сторону. Из трех десятков патронов в магазине оставалось всего семь…
Проследить путь изъятого оружия, к сожалению, не удалось: номера на автомате и пистолете были сбиты. Во время обыска на квартире Янца были обнаружены еще обрез охотничьего ружья, пистолет-пулемет кустарного производства и около 130 тысяч рублей. Дома у Чернозипунникова нашли несколько десятков боевых патронов различного калибра.
Всех троих арестовали и препроводили в новокузнецкий следственный изолятор.
Уголь на крови
По факту убийства Ветра было возбуждено уголовное дело. В ходе расследования выяснилось, что причиной его гибели стал конфликт между двумя противоборствующими организованными преступными группировками. Правда, Янц получил «заказ» убить не конкретно Ветра, а вообще людей из этой конкурирующей «организации». И, окажись на его месте совершенно другой человек (или несколько людей), их тоже постигла бы та же участь…
И хотя арестованные упорно отрицали любое свое участие в преступной деятельности, постепенно стали появляться новые подробности, связанные с другими преступлениями, которые долгое время считались нераскрытыми. В частности, оказалось, что примерно так же в октябре 2008 года в Прокопьевске был убит предприниматель Петров, фирма которого вполне легально занималась обогащением, хранением, транспортировкой и сбытом каменного угля: Петрова тоже расстреляли возле его дома, когда он подъехал к нему на машине. По данным следствия, у коммерсанта возник конфликт с криминальными структурами, тоже имевшими свой интерес в угольном бизнесе. О причастности Янца к убийству Петрова говорило и то, что при обыске на его квартире нашли органайзер, в котором была записка с данными погибшего.
Постепенно отдельные разрозненные факты, словно мозаика, складывались в довольно четкую картину преступной деятельности «оборотня в погонах». Как выяснило предварительное расследование уголовного дела, посредником в устранении «неугодного» и «строптивого» предпринимателя выступил хороший знакомый и бывший подельник Янца Владимир Зимин, работавший к тому времени в прокопьевской фирме по перевозке и продаже угля. Сколько они получили за него денег, история умалчивает, но, видимо, заказчики не поскупились. К тому времени Валерий Янц уже уволился из транспортной милиции и перешел работать в службу безопасности крупной новокузнецкой угольной компании: заработок там был побольше, а хлопот поменьше. Плюс ко всему всегда можно было выкроить время для выполнения «деликатных заказов». Как рассказал старший следователь отдела по расследованию особо важных дел против личности и общественной безопасности следственного управления Следственного комитета РФ по Кемеровской области майор юстиции Сергей Трубенков, перед тем, как сдать свое служебное удостоверение, Янц отсканировал его и с помощью компьютера и цветного принтера смастерил себе другое, фальшивое. Внешне получилось очень похоже на настоящее, особенно если показывать его издали, а не давать человеку в руки. Так что при необходимости он всегда мог прикрыться своими милицейскими «корочками».
Перед тем как застрелить Петрова, Янц вместе со своим бывшим сослуживцем Харченко из патрульно-постовой службы Новокузнецкого ЛОВД на транспорте некоторое время следил за «объектом», устанавливал машины, на которых тот ездил, изучал его образ жизни, места жительства, привычки, круг общения, связи. Правда, сам Харченко непосредственно в убийстве не участвовал: незадолго до того, как предприниматель появился возле своего дома, Янц приказал ему идти к машине и ждать его там…
P.S. Фамилии, имена и клички потерпевших изменены.
(Окончание следует).
Дмитрий ТОЛКОВЦЕВ