Условия для уверенного старта
Весной в России изменились правила получения водительских прав. Уже четыре месяца кандидаты в водители экзаменуются по-новому, но вопросов у наших читателей по-прежнему много. Сегодняшняя беседа с врио заместителя начальника Госавтоинспекции Кузбасса Алексеем Коголиченко посвящена данной теме, а также поговорим с ним о начинающих водителях.
О нововведениях
Напомним: 1 апреля 2024 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также в правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
«Были пересмотрены требования к оценке навыков управления при проведении практического экзамена в зависимости от степени их влияния на безопасность дорожного движения», – уточнил Алексей Коголиченко.
По ряду ошибок (нарушений) снижено количество выставляемых штрафных баллов. Так, в случае начала движения кандидатом в водители, не пристёгнутым ремнём безопасности, он получает 4 балла, и экзамен продолжается (ранее на том и заканчивался).
Увеличена минимальная ширина места разворота с 5 до 7 метров при выполнении разворота транспортного средства в заданном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом.
В экзаменационном листе отныне конкретизированы ошибки при оценке навыков неуверенного пользования органами управления машиной. Это, по мнению экспертов, призвано снизить субъективизм при выставлении штрафных баллов.
Вместе с тем возросло количество штрафных баллов, при наличии которых экзамен будет считаться несданным.
Также установлена возможность нахождения на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления экзаменационным транспортным средством, мастера производственного обучения автошколы. При этом в целях исключения несанкционированного вмешательства с его стороны в процесс проведения экзамена авто должно быть оборудовано световой и (или) звуковой сигнализацией нажатия на дополнительные органы управления.
«Реализация данной новеллы позволяет экзаменатору сконцентрировать внимание на контроле действий экзаменуемого, что повышает объективность принимаемых решений при оценке навыков управления», – отметил Алексей Коголиченко.
На этом нововведения не заканчиваются: уточняется перечень оснований для отказа в допуске к экзаменам на право управления транспортными средствами и выдаче водительского удостоверения. Например, отказ теперь выдаётся лицам, не имеющим право на управление машинами других категорий и подкатегорий и подвергнутым административному наказанию за управление в состоянии опьянения или за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования.
«Эти лица не допускаются к сдаче экзаменов и не могут получить водительское удостоверение до истечения срока, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию (год с даты окончания исполнения наказания)», – добавил спикер.
Помимо этого, были введены основания для приостановления государственной услуги по проведению экзаменов и выдаче водительских удостоверений. К примеру, если в процессе сдачи экзаменов истёк срок действия паспорта гражданина Российской Федерации или медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, услуга будет приостановлена до момента предъявления действующих документов.
Также не будут допущены к экзаменам и не получат водительское удостоверение лица, в отношении которых военными комиссариатами применены временные меры, направленные на явку этих лиц по повестке.
«Увеличены сроки пересдачи для неподготовленных кандидатов в водители, не сдавших один из экзаменов с трёх попыток. Следующий экзамен назначается не ранее чем через 6 и не позднее 9 месяцев со дня проведения предыдущего несданного экзамена (до этого не ранее чем через 1 и не позднее 3 месяцев)», – добавил эксперт.
Начинающие водители
Госавтоинспекция Кузбасса призывает начинающих водителей принимать меры особой предосторожности на дорогах. Напомним: к начинающим водителям в нашей стране относятся авто- и мотолюбители, стаж вождения которых составляет менее двух лет.
«Начинающие водители не обладают достаточным опытом в управлении транспортным средством и распознании подстерегающих на дороге опасностей, – констатирует врио заместителя начальника Госавтоинспекции Кузбасса Алексей Коголиченко. – Нередко именно этой категории водителей свойственно переоценивать свои возможности и возможности своего транспортного средства».
Между тем за 6 месяцев 2024 года сотрудниками экзаменационных подразделений Госавтоинспекции было проведено 65 852 человеко-экзамена (за аналогичный период прошлого года – 66 301).
По результатам сдачи экзаменов в ГАИ выдано 11 187 водительских удостоверений (в 2023-м – 9 267).
Средний процент сдачи квалификационных экзаменов таков: теоретический экзамен (с первого раза) – 64,6 %; практический экзамен (с первого раза) – 14,5 %.
За 6 месяцев нынешнего года зарегистрировано 65 серьёзных дорожно-транспортных происшествий, совершённых по вине начинающих водителей (за аналогичный период прошлого года – 63). В них 99 человек получили травмы различной степени тяжести (в прошлом году – 91), 6 – погибли (в прошлом году – 10).
Всего на территории нашего региона за полгода произошло 970 автоаварий, в которых погибли или травмированы люди. То есть по итогам первого полугодия имеет место увеличение доли ДТП по вине начинающих водителей в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 0,3 %.
«Правилами дорожного движения определён ряд дополнительных требований и ограничений для водителей, стаж вождения которых менее двух лет, – разъясняет Алексей Коголиченко. – Водителям этой категории запрещено буксировать другие транспортные средства. Также начинающие водители не могут перевозить пассажиров на мотоциклах и мопедах. Кроме того, правила дорожного движения обязывают устанавливать на автомобиле, которым управляет водитель со стажем менее двух лет, соответствующий опознавательный знак «Начинающий водитель». За нарушение каждого из перечисленных требований предусмотрен штраф в размере 500 рублей».
От первого лица
Кемеровчанке Наталье Панибратовой 25 лет. В 2021 году она сдала на права категории А, через год открыла сезон больших дорог. Наталья призналась, что ездить на мотоцикле ей гораздо спокойнее, когда поблизости кто-то из друзей катит на машине.
«Безусловно, уверенность на дороге в любом виде транспорта получаешь только с опытом, – отметила мотоциклистка. – Чувствую, как с каждой поездкой прокачиваю навыки вождения. К примеру, уже удаётся объезжать ДТП в плотном трафике».
Самыми сложными участками Наталья называет повороты и пересечение рельсов.
«Здесь больше испытываешь волнения. Вместе с практическими навыками важно выработать и стрессоустойчивость», – подчеркнула кемеровчанка.
Кстати, в позапрошлом году она благополучно сдала экзамены на категорию В. Правда, приобретение личного автомобиля – вопрос на перспективу.
Обратите внимание
Сотрудники Госавтоинспекции Кузбасса призывают начинающих водителей к соблюдению всех требований правил дорожного движения, отказу от опасных манёвров на проезжей части и принятию дополнительных мер предосторожности при управлении транспортом.