Актуальное

Когда кончаются патроны

25 мая 2011 | Газета «Кузбасс»

Еще в начале весны вопрос здесь стоял не о «жизни». Из цехов Кемеровского мехзавода на вольные хлеба могли уйти почти 900 человек. Но в апреле они вернулись из вынужденного отпуска в 2/3 зарплаты к привычному делу – производству патронов.  И на днях  ждут подтверждения того,  что государство этот заказ оплатит. Сегодня для таких перемен потребовалось вмешательство областных властей. А завтра?

Патрон, он и в Африке…

Таких заводов в России осталось два. ФГУП «Кемеровский механический завод» и завод-близнец им. Серго в Татарстане. Выпускают мелкокалиберные патроны для всех родов войск. И боевые, и учебные (тут их называют «практические» для военных учений). Патронами, сделанными в Кемерове, стреляют из пушек, с БМП и БТР по всей стране, во всех военных конфликтах и в России, и в Афганистане, и в Ливии…

Некогда секретное (во время войны – завод грампластинок, в советское время – лишь номер почтового ящика), а стало быть, благополучное производство, сегодня считает потери не только в «живой» силе. После голодных 1997-98 гг., когда тут 18 месяцев не получали зарплату и область выделяла людям хотя бы продукты, завод сократился в четыре раза: народ увольнялся в отсутствие госзаказа на патроны. В последние годы заказ есть, но, как говорит директор предприятия Петр Поволяев, – «слезы»: «В 2010 году снизился на 40% от предыдущего, а в текущем году – на 30%. Армия реформируется, сокращается. Если раньше мы патроны миллионами делали, то теперь счет идет на тысячи». В этом году вопрос о спецзаказе встал иначе – «быть или не быть»… Ясность появилась только в апреле. И людей стали отзывать из административного отпуска.

На производство патронов (на оплату спецзаказа) проводится специальный конкурс. Формальности должны быть улажены со дня на день, уверяет директор завода. Но в цехах уже укладывают готовые гильзы в ящики. «Мы же не можем держать людей без работы. Прояснилось со спецзаказом. Вот мы и нарабатываем продукцию», – поясняет Петр Поволяев. Впрочем, нынешний заказ – всего три месяца работы. Что делать после лета?

«Уже делаем», – заверяет директор и ведет по цехам.

На «гражданке»

Геннадий Кравец начальником цеха №6 всего два месяца. Ему 30 лет, из которых на заводе – 10. Пришел на завод «за отцом» в первый цех, где делают патроны. Сначала учеником, потом наладчиком. Отца-токаря с 35-летним стажем «обошел» – стал начальником цеха. Но с патронов ему предложили перейти на «гражданку».

– Я, получается, иллюстрация тому, как завод пытается «уйти» от патронов. Цех мой делает товары народного потребления. От клюшек и мячей для флорбола до самоспасателей, запчастей для автомобилей и ножей для комбайнов, жаток и косилок.

– Не обидно, – спрашиваю, – наверняка же хотели именно патроны делать?

– А мне даже нравится. Когда ответственность есть на работе, поверите или нет, это очень интересно. В первом цехе отлажена технология годами, а тут все по-новому. Постоянно какие-то движения, нам предлагают все новые виды мирной продукции. Казалось бы, чего проще, запустить новый корпус подшипника или вылить в форме клюшку? Но, чтобы качество поддерживать постоянное, нужно четко все отработать. А за мной – организация процесса.

В цехе у Кравца 85 человек. Зарплата на уровне средней по заводу – под 15 тысяч. Это немного больше, чем в целом по отрасли. И тут, в отличие от «спецзаказовских» цехов, без работы не сидели.

…Петр Поволяев директором стал три года назад. До этого в ранге заместителя курировал госзаказ:

– Я людей сразу сориентировал: ждать роста военного производства не стоит. Нужно наращивать «гражданку». Далеко не все спецы это приняли сразу. Нелегко это для высококлассных специалистов – переходить с военной продукции на мирную. Но у нас просто выхода другого нет. Без «гражданки» нам не выжить!

Двигались за эти годы неплохо. Начинали с 15 млн рублей в год. В прошлом году «гражданка» уже составила 62 млн рублей. В этом наработанный портфель заказов уже тяжелее 130 млн рублей.

«Цель у нас – довести «гражданку» до половины общего производства», – говорит директор.

Заградительные сооружения

«Оборонку» в России считают качественной характеристикой «мирного» товара. Иные даже рекламу на этом строят. Мол, если сделан фильтр для воды на оборонном предприятии, значит, очистит на все 100%. Так же и с кемеровским механическим. Даже без особой рекламы фермеры пошли сюда за запчастями, ножами для комбайнов и жаток. В том числе для импортной техники. Делают их тут не хуже и дешевле иностранных дорогих для сельского кармана запчастей. Со спортивным товаром (клюшками, съемными полозьями для коньков) все получилось по личной инициативе руководства кемеровского хоккейного клуба и завода. Шахтерские самоспасатели и пункты переключения в резервный самоспасатель начала выпускать фирма «Горноспасатель». За ней – новая, более длительного времени действия модель. А для производства корпусов выбрали мехзавод.

Петр Поволяев признается, что возможности завода по выпуску «гражданки» ограниченны. Оборудование тут специфическое, невозможно на нем делать многое из того, что придумывается «на бумаге». Оборудование «заточено» на оборонку.

Обойти эти «заградительные сооружения» можно, если закупать новые станки, уже двойного назначения. Но тут новые проблемы. Государство настоятельно рекомендует таким предприятиям поддерживать коллег – российских производителей. Но иностранное оборудование, и это уже проверено, лучше. А главное, что деньги на техпереоснащение взять можно разве что с хорошего госзаказа или роста «гражданки». И тут круг замыкается. Правда, существует спецпрограмма по модернизации оборонных предприятий. На средства этой программы уже закуплена часть оборудования. Но, как у нас обычно бывает, денег не хватает.

В акционерное общество

Если бы не помощь областных властей в марте, уверяет директор мехзавода, сейчас все было бы гораздо сложнее. В отсутствие госзаказа областные чиновники «повернули» на завод угольщиков. «Руководители области помогли пробиться в угольные компании, наладить с ними партнерские отношения. В итоге наш «мирный» портфель в этом году вырос, по предварительным оценкам, на 50 млн рублей», – говорит Петр Поволяев. Эти деньги, по его словам, – возможность «не стоять» после выполнения госзаказа.

Но вот о том, что будет в следующем году, на заводе предсказывать не решаются. По федеральной программе вооружений завод еще несколько лет будут держать на минимальном заказе. Только к 2015 году ожидается некоторый рост. К тому же в нынешнем году завод должен быть акционирован: из госпредприятия стать акционерным обществом. Со сменой статуса мехзавод лишится некоторых льгот по налогам, действующим сегодня. А это новые расходы. К тому же опыт других предприятий отрасли показывает, что, изменив правовую форму, государство требует и других перемен. Освобождения от всего непрофильного. Читай: мирного?

Татьяна ДУМЕНКО

Фото Сергея Гавриленко.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс