Соцсети:
Актуальное

Детский сад – место открытий

10 апреля 2024 | Анна Тимощук
Фото автора.

В этом уверены педагоги кемеровского детсада № 14, которые каждый день воспитанников стараются наполнить интересными событиями и важными знаниями и умениями, передать подрастающему поколению историю, ценности, традиции, особенности быта и обычаи народа.

Педагоги активно и успешно участвуют в различных проектах и конкурсах. Среди них – воспитатель Юлия Лушникова, победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2023», лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2023», двухкратный победитель Международного конкурса имени Л. С. Выготского.

– Юлия Владимировна, как организовать образовательный процесс, чтобы было интересно каждому ребёнку?

– Опыт показывает, что ребёнку интересно именно то, что он придумал или захотел сам. Поэтому в основе нашей образовательной деятельности лежат детские идеи. Идеи могут объединяться в более обширные темы. Составляя список вопросов и интересующих тем, мы планируем деятельность на длительный период (учебный год). Каждому детскому запросу посвящается отдельный проект. Реализация проекта также происходит при непосредственном участии детей: ребята выбирают, в какие игры мы будем играть, что будем рисовать, лепить, делать из бумаги, выбирают формат проведения итогового мероприятия. Проект начинается с обсуждения, на котором дети отвечают на три вопроса: «Что мы знаем по этой теме?», «Что хотим узнать?» и «Где мы можем об этом узнать?». Давая детям возможность стать полноценными организаторами образовательного процесса, я подчёркиваю важность каждой детской идеи, даю возможность воспитанникам получить ответы на все интересующие их вопросы.

– Можете привести какой-то пример проекта, который пришёлся всем по душе?

– Помню: мы принимали участие во всероссийском проекте «Чердак времени». Создавали такое особенное пространство для совместного творчества и общения детей и взрослых. Это место, где можно было слушать интересные истории, фантазировать, изучать предметы старины. Превращаясь в исследователей прошлого, ребята под присмотром воспитателей регулярно отправлялись в тематические путешествия. Находя необычные предметы прошлого (кокошник, валенки, вышитый рушник, старинная утварь), дошкольники знакомились с ними, узнавали их историю, сферу применения. А потом превращались в фантазёров-изобретателей и придумывали новый предмет, наделяя старый необычными качествами и свойствами. Для этого использовали самые разнообразные материалы (пластилин, конструктор, тесто, нитки и прочее).

– Детский сад – не только для детей, но и для родителей. Как вы мотивируете родителей к участию в образовательной и воспитательной деятельности?

– Современная жизнь очень насыщенна. Многие родители вынуждены уделять работе гораздо больше времени, нежели детям. Дети страдают от такого отношения, нехватки внимания и любви родителей. Родители это, конечно же, чувствуют и стараются загладить вину, покупая дорогие игрушки или так нагружая ребёнка различными кружками и секциями, что у того просто нет детства и нет времени даже поиграть.

Почему родительское внимание так важно для ребёнка? Потому что всестороннее развитие ребёнка невозможно без родительского повседневного участия. Передо мной, как воспитателем, встал вопрос: какие формы взаимодействия с родителями выбрать, чтобы каждый родитель мог внести вклад в образование и воспитание своего ребёнка в стенах детского сада? Как сделать это взаимодействие максимально коротким во времени, но максимально качественным? Так родилась идея разработки авторских практик взаимодействия с семьями воспитанников. Приводя ребёнка утром в детский сад, забирая его вечером, родители имеют несколько бесценных минут общения. Именно это время было выбрано для организации взаимодействия с семьями воспитанников. В приёмной наряду с традиционными памятками, листовками я стала размещать детско-взрослые соцопросы, игры-минутки, друдлы.

– Как интересно, расскажите подробнее!

–Детско-взрослые соцопросы предполагают, что ребёнок и родитель вместе выбирают ответ на предложенный вопрос. Я интересовалась, чем любят заниматься дети и родители в выходные дни, какое у них любимое место отдыха в городе, какие игрушки предпочитают дети. Вместе с родителями дети обсуждают вопрос, после чего ребёнок закрашивает нужную ячейку на плакате. По завершении опроса на занятии мы с детьми подсчитывали результаты, учились делать выводы. Большой интерес дети и семьи воспитанников проявляли к играм-минуткам, например «Кто / Что это?» (на плакате размещается портрет известного человека или необычный предмет прошлого. Родители и дети обсуждают, кто или что это; чем занимается; для чего используется предмет. Фиксируют ответы). На следующий день дети «отправляются» на поиски правильного ответа, чтобы вечером поделиться с родителями и разделить радость от полученных новых знаний. А друдлы представляют собой головоломки-задачи, в которых требуется домыслить, что изображено на рисунке. В ходе обсуждения родители обращают внимание на детали рисунка, фантазируют вместе с детьми, спорят, смеются – всё это, безусловно, вклад в образовательную и воспитательную деятельность. В общем, использование таких быстрых форм взаимодействия стало доброй традицией в группе.

– Постоянное совершенствование в профессии – что это для вас? Дополнительные баллы, признание коллег или что-то ещё?

– Наверное, это образ жизни. По-другому и представить не могу. Мне постоянно не хватает чего-то, традиционные формы работы использую, но всегда вношу что-то своё, новое. Я уверена: педагогика не стоит на месте, как и в целом весь мир. Когда вокруг всё меняется, педагог тоже совершенствуется.

– А как вы вообще попали в профессию? Мечта детства?

– В детстве я, как и многие девочки, играла в куклы, была для них учителем, занималась их воспитанием. Но после школы я и не думала быть педагогом. Эта мысль ко мне пришла, когда я стала мамой и занялась воспитанием своих детей. С рождением второго ребёнка поняла, что воспитание детей – это моё. И именно в этой профессии мне хочется развиваться.

– С чего начинается день воспитателя и чем он заканчивается? Не похож ли он на день сурка?

– В моем случае каждый рабочий день – уникальный и не похож на другие. Перед рабочей сменой, конечно, составляю план: продумываю, с чего начать утро, какую тему предложить для беседы, как лучше провести занятие, чем увлечь на прогулке, какую новую игру показать. Но нужно сказать, что часто дети меняют планы. Приходя в детский сад, каждый воспитанник приносит что-то новое (новое событие, новый вопрос), и я понимаю, что именно сегодня нужно говорить об этом, искать ответ на вопрос, который интересует детей здесь и сейчас. Да, бывает непросто перестроить планы, но, прислушиваясь к детям, открывая новый день с ними, делаю работу живой и интересной.

– Чему учат вас малыши? Перестали ли вы удивляться со временем тому, что они говорят, делают, изобретают?

– Дети не перестанут удивлять никогда! Ведь каждый ребёнок – это целый мир: он меняется, открывается каждый день с новой стороны, вдохновляет, удивляет. Чему меня научили дети? Наверное, быть гибкой, не бояться меняться, не стоять на месте, брать максимум от жизни.

– В группе сейчас происходит что-то интересное? Чем увлечены ваши воспитанники?

– У нас недавно появился новый необычный конструктор, называется «Бабашки». От слова «бах, бабах», такой звук при разрушении, падении построек. Он деревянный, детали больше по сравнению с другими, и для детей это возможность «настоящих» построек. Дети и ламинат в половине группе смогли выложить из него, строят горки, гаражи, компьютерные столы для себя. В общем, полный восторг от простых деревянных досточек.

С сентября 2023 года в образование введён новый нормативный документ – Федеральная образовательная программа, и все детские сады стали работать по-новому. Что изменилось? Как вы приняли эти изменения?

– Поскольку я постоянно нахожусь в поиске новых форм работы с детьми, внедряю в образовательный процесс инновационное, то перестроиться на новую программу не вызвало страха, трудностей. Программа призвана создать в стране единое образовательное пространство, которое будет учитывать национальное многообразие и духовно-нравственные ценности жителей России. Проще говоря, чтобы в Москве, Владивостоке, Кемерове и других городах дошкольники получали равноценное и качественное образование с опорой на национально-культурные традиции. Новая федеральная программа не уступает по качеству и наполнению другим существующим ранее, а где-то даже дисциплинирует направленность образовательного процесса, создавая общий стандарт и вектор развития всей системы дошкольного образования. Программа заточена на развитие у детей социальных и познавательных навыков, элементов самообслуживания, что облегчит переход в начальное школьное звено.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс