Новоселье маргинала
Переселение из ветхого и аварийного жилья в новые дома Новоильинского района Новокузнецка дало неожиданный эффект. В последние годы уровень правонарушений здесь подскочил на 60 процентов. И связано это с новосёлами, склонными к криминалу. Маргиналы, переселенные из аварийных бараков, не желают менять свой образ жизни. Съехались в Новоильинку бывшие жители кузнецкого Форштадта, улицы Горьковской из Заводского и Верхней колонии из Орджоникидзевского районов Новокузнецка, а также из Киселевска, Прокопьевска, Калтана и Осинников.
«Кого стесняться?»
Вместе с Александром Клюевым, участковым пятого отдела полиции Новоильинского района, обходим его беспокойную «вотчину» — высотки на улицах Чернышова и Рокоссовского. Познакомились с одним из жителей дома по улице Рокоссовского, 31. Иван Н. сидел на лавочке в одних семейных трусах в клеточку. Всё ещё не может отвыкнуть от своей привычки: так всегда выходил на улицу из своего бывшего (уже снесенного) частного дома в Орджоникидзевском районе. «Своя же территория! Кого стесняться?» — пожимает плечами Иван. И здесь, в многоэтажке, где он поселился на первом этаже, своему обычаю – принимать полуголым солнечные ванны прямо у входной двери дома – молодой мужчина не изменил. Загоревший на ярком весеннем солнце Иван был явно навеселе. В таком состоянии он может громко распевать песни и устраивать пляски прямо на крыльце подъезда. Однако, по словам его пожилой соседки Зои Николаевны Логиновой, жильцы дома к его шумным творческим выходкам относятся снисходительно. Потому что Иван вполне безобидный человек. Да и сам он считается пострадавшим от хулиганья. Пошел как-то в первый подъезд своего же дома навестить знакомого, и там его среди бела дня, ударив чем-то тяжелым по голове, как он говорит, «капитально вырубили» и ограбили, забрав мобильник.
Жильцы дома Ваню жалеют и никогда на него не жалуются. А вот выходки недавних гостей, шумной компанией навестивших одну из квартир пятого подъезда, терпеть были не намерены. Громкое веселье в «нехорошей квартире» продолжалось до часу ночи. Пока пьяное сборище не успокоили приехавшие по вызову жителей полицейские. «Этот дом у меня стал более-менее спокойным! Уже и не сравнить с тем, что творилось здесь раньше: бытовые скандалы, пьянки, драки, загулы под громкую музыку до глубокой ночи… Сегодня отсюда поступает гораздо меньше жалоб. А вот 29-й дом на этой же улице никак не может угомониться», — говорит участковый Александр Клюев и приглашает навестить одну из беспокойных квартир на третьем этаже этой десятиэтажки.
Квартира,как душа, нараспашку
Искорёженные двери новой квартиры явно выдерживали не один упорный натиск подгулявших гостей и хозяев. С распростертыми объятиями здесь принимают всех, кто пришел с горячительным. Квартира не закрывается – в прямом смысле слова. Ни ручки на дверях, ни замка… Жилое помещение стоит открытым, но хозяев в доме нет. Мы вышли на улицу, чтобы поговорить с соседями, сидящими на лавочке. Тут и пьяненькая хозяйка незакрытого жилища по имени Марина объявилась. Увидев участкового, решила оправдаться: «У нас горе: вчера Гарика его бывшая порезала! Живот до самых кишок распорола. Он сейчас в реанимации лежит».
Оказывается, в трехкомнатной квартире живет странный альянс: муж с нынешней и бывшей женами. Причем бывшая жена сожительствует здесь с другим мужчиной. Эти две пары обитали под одной крышей и в частном доме на Малоэтажке. Их избёнку снесли, и жильцов переселили в новый многоэтажный дом, в одну квартиру. «И как же вы уживались?» — невольно задаю вопрос бойкой Марине. «До вчерашнего дня хорошо. А вчера что-то на Ирку, бывшую жену моего мужа, нашло. Наверное, по пьяни поругались, она взяла и порезала Гарика. Что случилось — не знаю. Пришла, а он на кухне лежит, стонет. Его «скорая помощь» увезла, а Ирку с её мужиком в милицию забрали. Будут судить», — почти отстраненно рассказывает Марина. На обед она купила булку хлеба и бутылку водки.
А между тем в этой странной «коммуне» есть и ребенок — пятилетняя Женечка, дочь пьяненькой «по случаю» Марины и израненного в коммунальных войнах Гарика. Девочка постоянно ходит голодной, и ее из жалости подкармливают соседи. «Почти всю зиму Женя у нас дома жила. Жалко же девчушку», — говорит одна из соседок и просит Александра Клюева посодействовать через опеку: устроить девочку либо в приют, либо в детский дом… Участковый пообещал принять участие в судьбе девочки. Нерадивая мамаша пошла в другую, ещё одну «гостеприимную хату» заливать свое горе, а девочка вернулась в пустую, не закрывающуюся квартиру. Пятилетний ребенок в этом «шалмане» уже привык к самостоятельной жизни. Добросердечная соседка, вздохнув, пошла следом за девочкой…
Заселились,не переселившись
По словам непутевой Марины, они пытались продать квартиру, чтобы на вырученные деньги купить два частных дома и разъехаться. Да вот только бывшая теща Гарика, у которого от первой жены подрастает дочь (правда, находящаяся сейчас в детдоме), в интересах ребенка забрала документы и не отдает их…
К слову, многие жильцы коммунальных квартир, которых переселили в «двушки» из секций на улице Горьковской, продают сейчас комнаты в коммуналках и разъезжаются. Тем самым не только решая свои жилищные проблемы, но и уменьшая участковым (которых и так не хватает на этот большой, растущий не по дням, а по часам район) «головную боль». К слову, в коммуналках на два хозяина нередко можно встретить и такое соседство: в одной комнате живут бомжеватые и хамоватые, любящие выпить личности, и рядом с ними – вполне интеллигентная спокойная семья. Скандалы возникают «из-за недопонимания образа жизни».
Многие, переселившись, до сих пор не оформили документы и потому не зарегистрированы по месту жительства: «Живут себе и живут!» Среди таких жильцов немало людей с криминальным прошлым. А иные и вовсе, не заселяясь, сдают свои комнаты и квартиры молодым шумным жильцам. Этим всё равно, что будут думать о них соседи: «Наплевать… Мы все равно не местные. Нам здесь так и так не жить! Если что – снимем квартиру в другом районе», — объясняют беспокойные жильцы своё поведение. До иных вообще не достучаться: не открывают даже участковым. Приходится окольными путями доставать их номера телефона и приглашать в отдел на собеседование.
По словам Владимира Леонтьева, руководителя Новоильинского района, участковые пытаются вести среди этого «контингента» профилактическую работу. И их работа не проходит даром: почти на 70 процентов повысилась в районе раскрываемость преступлений, снизились показатели детских правонарушений… «Мы даже помещения под пункты приема участковыми граждан стараемся поближе к таким, с маргинальными жителями домам, разместить», — говорит Владимир Михайлович.
— Нас уже в такой отремонтированный, благоустроенный пункт на улице Чернышова поселили. Всё бы ничего, но в нем нет телефона, — расказывает Александр Клюев. – А без оперативной связи среди таких «безбашенных» переселенцев трудновато приходится…
Татьяна ШИПИЛОВА.
НА СНИМКАХ: в этих новокузнецких многоквартирных домах крепко «прописался» вольный дух окраинных слободок; Ирина К., бывшая жена раненого Гарика: «Достал и бывший муж, и такая жизнь!»
Фото
Ярослава Беляева.
Новокузнецк.
Переселение из ветхого и аварийного жилья в новые дома Новоильинского района Новокузнецка дало неожиданный эффект. В последние годы уровень правонарушений здесь подскочил на 60 процентов. И связано это с новосёлами, склонными к криминалу. Маргиналы, переселенные из аварийных бараков, не желают менять свой образ жизни. Съехались в Новоильинку бывшие жители кузнецкого Форштадта, улицы Горьковской из Заводского и Верхней колонии из Орджоникидзевского районов Новокузнецка, а также из Киселевска, Прокопьевска, Калтана и Осинников.
со временем эти маргинальные личности неизбежно окажутся или где то на выселках (за неуплату коммунальных платежей, или после обмена кравртиры на водку), или в колониях, или на кладбищах. Туда им всем и дорога, и незачем изначально было выдавать им нормальные квартиры, они их все равно загадят, кроме того, рост криминала в районе и т.д.
Работать они все равно никогда не будут и измениться не изменятся