«Иван Федорович Шпонька» как эксперимент вне времени
В прокопьевском драматическом театре завершилась Лаборатория «Эксперимент 123» «Школа.Классика.Театр». На протяжении пяти дней четыре режиссера из разных театральных мастерских России ставили свои эскизы спектаклей, которые были показаны в последние дни проведения.
Темой Лаборатории стала классическая литература. Были выбраны произведения Ф. М. Достоевского («Белые ночи»), А. П. Чехова («Чайка» и «Дама с собачкой») и Н. В. Гоголя («Иван Федорович Шпонька и его тетушка»).
После каждого показанного эскиза зритель мог проголосовать за его дальнейшую судьбу: «Оставить как есть», «Доработать» или «Забыть как страшный сон».
Среди всех эскизов для автора наиболее выделился «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» по одноименной повести Н. В. Гоголя. Режиссер Наталья Шурганова. Интересно, что Наталья не только режиссер, но и балетмейстер и театральный педагог. Во время работы над своим эскизом она тщательно следила за пластикой каждого актера.
Эскиз был показан на сцене под крышей. Единственной декорацией был расстеленный искусственный газон. Действие начинается с выхода мужчины с фонарем. Как только свет погас, мужчина стал махать рукой с фонарем в разные стороны. Послышался звук удара по чему-то железному. Таким образом, был изображен поезд. Постепенно появился звук метели и на сцену, через зрительские ряды стали проходить девушки, одетые в пальто, платки и валенки. В руках у каждой чемодан. Девушки спрашивают, не видели ли зрители мальчика Ванюшу. По центру сцены они поставили все свои чемоданы и стали рассказывать о том, какой хороший мальчик жил в их селе. Как только было сказано, что Ванюша «вступил в П** пехотный полк», девушки выстроились в линию и, под Болеро М. Равеля, стали исполнять определенный пластический рисунок, словно они в строю. После этого они вновь стали спрашивать о Ванюше, а затем покинули сцену. Под звуки дрофы в центральных дверях появился сам Иван Федорович (Даниил Кабалин). Он подражал звукам птицы. Вскоре вокруг него появились другие мужчины. Сразу становится заметно, как отличается Иван Федорович от местных обитателей. Если все похожи на стереотипных жителей села, то Ванюша больше походит на маменького сыночка: белая рубашечка, брючки, жилетка и очки. Попытки повторять за мужчинами только еще больше делает его непохожим на других.
Его тетушка Василиса Кашпоровна (Наталья Денщикова) больше походит на мужчину в женском обличии. Несмотря на довольно миловидную внешность, она отдает команды своему племяннику и стреляет из ружья в гусей, чем больше пугает Ивана Федоровича. При виде Василисы Кашпоровны, первое, что бросается в глаза — кокошник, украшенный цветами.
Главная цель Василисы – женить своего племянника. Для этого она даже организовывает свидание Ивана Федоровича с Марьей Григорьевной (Валерия Коршунова). На Марье Григорьевне белое платье и красные носки. На голове ободок с белыми цветами. На встрече Ивана Федоровича со своей избранницей слышится жужжание мух. Когда Иван Федорович ловит одну муху, Марья достает из-за шиворота мухобойку, при этом всячески изгибаясь. Они начинают по очереди хлопать друг друга, бегать друг за другом и смеяться.
Когда они убегают со сцены, Василиса Кашпоровна сообщает сельчанам, что ее племянник женится. Она и мужчины запевают украинскую народную песню “Несе Галя воду”. В это время на заднем плане появляется Иван Федорович под большим одеялом. Он рассказывает о своем кошмаре, который начинает твориться у него наяву. Под одеялом были спрятаны невесты. Все в белых платьях и красных носках. Иван Федорович пытается от них убежать, попутно рассказывая о других ужасах. Вскоре он смог запереть всех девушек за маленькой боковой дверью. Раздался стук и из этой же двери вышел мужчина с игрушечной уточкой на палке.
После из двери вываливается Марья Григорьевна. Она мертва, а в кармане Иван Федорович находит окровавленный сверток с ножницами — это он ее убил. Иван Федорович старательно протирает ножницы, кладет их в руку Марье Григорьевне и старательно заталкивает ее обратно. Пока он это делает, на него падает еще два трупа других невест.
Закончив с мертвыми невестами, Иван Федорович садится в центр зала с игрушечной синей птицей, которая от его прикосновений начинает двигаться и щебетать. Иван Федорович начинает звать маму. На этом действие обрывается.
Этот эскиз можно считать своеобразным попаданием в стиль Николая Васильевича Гоголя. В нем есть и сатира, и ирония, и даже ужасы.
Все жители села представлены самыми распространенными стереотипами. Это проявляется не только в их одежде, но и в танцах, которыми было разбавлено общее повествование. Но также внешний вид персонажей можно отнести к стилю России 1990-х годов который в наше время вновь кажется актуальным.
Также эскиз наполнен юмором от самого банального, до полного абсурда. Например, когда Василиса Кашпоровна стреляет из ружья, среди зрителей появляется мужчина, который кидает большое чучело гуся.
Несмотря на общую картинку, действие кажется обрубленным. Большая часть повести не была использована. Все склонялось больше к действию. Есть большие сцены, в которых герои вообще ничего не говорят. Василиса Кашпоровна читает отрывок из поэмы Гоголя “Мертвых душ” – “Эх, тройка! Птица тройка…”.
Некоторые вещи, задуманные режиссером, так и остались не понятыми. Например, невесты в белых платьях и красных носках должны таким образом изображать гусынь, но это не прослеживалось. Их частое повторение “мой, мой, мой…” больше напоминает лягушек.
Больше половины зала зрителей встали со своих мест во время аплодисментов, что доказывает одно: эксперименты и использование не самых популярных текстов в совокупности способны превратиться в настоящий спектакль.
Виктория Малянова