Актуальное

Таяна

11 мая 2011 | Газета «Кузбасс»

У них была красивая история любви. Они познакомились на шорском празднике – Пайраме. Она там танцевала. А он подошел после выступления и предложил встречаться.Через полтора года сыграли стилизованную национальную свадьбу. Так у нее, победительницы шорского конкурса красоты Татьяны Торчаковой, началась новая жизнь.

Короткое счастье

— Он долго добивался меня, я в то время училась в Кузбасской государственной педагогической академии, где была кафедра шорского языка, — вспоминает Татьяна. — Он приезжал ко мне, мы общались. И я тоже влюбилась. Для меня мой Костя казался самым красивым из всех шорских парней: он выделялся тонкой костью, статью, нежной кожей, хорошими манерами, решительностью, благородством характера…

Наши семейные отношения мы вывели на новый уровень: пришли к компромиссу и гармонии, что очень важно в семье.

…Но пять лет безоблачного счастья, радость от рождения сына разом разрушила трагедия на шахте «Распадская». Ее муж, 27-летний Константин Торчаков, подземный электрослесарь «Распадской», тоже оказался в той роковой третьей смене, многим из которой не суждено было вернуться домой.

Так день 9 мая 2010 года разделил всю ее жизнь на «до» и «после».

Она ждала мужа, как обычно. Он должен был прийти со смены ночью, в четыре часа. Татьяна проснулась в пять и не могла понять, почему Костя еще не вернулся. Набрала номер сотового. Вызов шел, но на него никто не отвечал. Она безуспешно пыталась дозвониться.

И тут вдруг позвонила подруга, а следом свекровь: «На шахте взрыв…»

Татьяна теперь вспоминает, как бежала, забыв даже умыться и причесаться, как все родственники оставшихся в шахте горняков с надеждой ждали хоть каких-то вестей, не уходя с комбината. Было страшно, но все еще надеялись на чудо.

…Костю Торчакова горноспасатели нашли на следующий день, 10 мая. Ей хотелось кричать, но рядом был полуторагодовалый сын. Нечем было дышать, крик стоял в горле, и она царапала себя чуть ли не до крови, чтобы сдержаться… Они с Костей так мечтали о дочке, но перенесенный сильный эмоциональный стресс при небольшом сроке беременности не прошел бесследно – вскоре она потеряла ребенка…

Преодоление

Побеждали горе они вместе со свекровью Светланой Григорьевной Торчаковой, с помощью психотехнолога Анны Кулдошиной, с которой до сих пор поддерживают дружеские отношения. А Татьяну лечило еще и творчество.

Несколько лет назад девушка обнаружила в себе интерес к созданию национальных костюмов. И это хобби увлекло ее настолько, что стало делом ее жизни. Таяна (это ее сценическое имя) не только выступала сама как модель, но и при обществе шорского народа «Алтын-Шор» организовала театр национальной моды «Сердце Шории». Она с увлечением занимается с девочками, учит их демонстрировать одежду и представлять на различных конкурсах и праздниках самобытную шорскую культуру.

— Костюм представить вовсе не просто — надо суметь передать дух народа и его культуру. Шорский народ всегда был беден, поэтому и костюмы его отличались простотой. Но я часто заимствую идеи из эпоса, это позволяет ярче выразить художественные образы, настроение, чувства, — говорит Таяна.

Откуда в этой девочке, родившейся в многодетной и далеко не благополучной семье в Таштагольском районе, со второго класса воспитывавшейся в интернате, появилось вдруг стремление к творчеству? Сама она объясняет это даром свыше.

— Однажды мы сплавлялись по МрасСу и остановились ниже деревни Усть-Анзас. А по поверью местных жителей, как раз в середине июня священная родовая гора Айган, отличающаяся своенравным характером, открывается, на ее вершине появляются зеркальные двери. И оттуда выходят духи, которые могут наказать человека либо поощрить его каким-то даром.

Когда мы пристали к берегу, на небе не было ни облачка. Только успели разбить палатки – налетел дождь, и всех склонило в сон. И снится мне гора Айган, одетая в бархатную зелень. Я стою на раскрытой верхушке горы, в сказочно красивом костюме, и пою. А душа моя летает, и я ее вижу и ощущаю. Настолько это было проникновенно, что я проснулась с каким-то необыкновенным чувством одухотворенности. И поняла, что получила возможность прославить свой народ через творчество. Вернувшись, за одну ночь сшила себе к Пайраму платье, хотя до этого не отличалась любовью к рукоделию, и победила в конкурсе.

С того самого платья и началось ее творчество. Шила на свои деньги, перешивала один костюм по пять-шесть раз, каждый раз внося какие-то новые элементы.

Вообще Татьяна считает, что любовь к творчеству ей привил родной дядя, шорский художник, а лидерские качества и упорство воспитала педагог из таштагольского интерната Наталья Ивановна Волкова. «Пусть тебе будет больно, а ты все равно говори правду и живи правильно. Как твоя душа потом будет жить-то с обманом?» — эти слова своего любимого педагога Татьяна помнит всегда и считает, что именно они часто ей помогают достичь цели.

— Свое дело мы начинали вместе с мужем. Он был моим первым советчиком и справедливым критиком. Иногда предлагал в костюме соединить совершенно неожиданную цветовую гамму, которая потом смотрелась очень выигрышно.

Уже в первые месяцы после трагической смерти мужа она сумела подготовить девочек к конкурсу красоты «Краса Шории» и «Кен-Кыс», заказала тематическую профессиональную цифровую фотосъемку в национальных костюмах на фоне природы Горной Шории (это они задумали еще вместе с Костей). Создала несколько фотокаталогов и посвятила их памяти мужа.

— Я себя обманывать не привыкла, потому что я эмоциональный человек. Я себя чувствую в гармонии, значит, живу правильно. Сына хочу воспитать на позитиве: чтобы он меня всегда видел только улыбающейся и чтобы об отце у него осталась светлая память. Памяти мужа я посвятила и песню, в которую вложила все свои переживания, теперь собираюсь перевести ее на шорский язык. Я чувствую, что после смерти мужа у меня началось очень сильное развитие, появился новый взгляд на творчество.

Стихия моды

Общество шорского народа «Алтын-Шор» благословило Татьяну стать дизайнером одежды. И теперь она считает, что ответственна перед своим народом и не имеет права на ошибку, так как несет культуру малого народа в мир и от нее вомногом зависит, какой будет эта культура.

Чтобы посмотреть, как работают настоящие дизайнеры одежды и поучиться у них мастерству, Татьяна захотела поехать на международный конкурс высокой моды «Этно-Эрато» в Москву. Осуществить мечту в нынешнем апреле помог департамент культуры и национальной политики Кемеровской области.

Целью этого конкурса является открытие новых имен в мире национальной моды. В шести номинациях представляли свои коллекции 200 художников-модельеров из девяти государств и 20 регионов России. Большое впечатление у Таяны осталось от уникальных коллекций этнических и театрализованных костюмов модельеров из Бурятии и монгольского дома моды «Арт-Сити».

Сама она привезла в Москву 11 костюмов. Девушек-моделей помогли найти уже в столице по Интернету. Шорские наряды на подиуме представляли монголки, якутки, тувинка и калмычка.

— После участия в конкурсе я стала смотреть на нашу культуру совсем по-другому, — признается Таяна. — Именитые дизайнеры дали мне очень ценные советы буквально по каждому костюму. Главное замечание было в том, что для коллекции использовались дешевые ткани.

Как выяснилось, у всех приехавших конкурсантов оказались серьезные спонсоры. И только Татьяна Торчакова привезла с собой то, что сумела создать собственными руками в основном из доступных по цене шторных тканей. Но это не помешало специалистам увидеть в ней перспективного модельера, ее даже пригласили поработать в Москве и Казахстане. Отметили модельеры в числе других и такую дизайнерскую находку Таяны, как соединение в костюме оранжевого и зеленого цветов. То, что когда-то подсказал ей Костя…

Из Москвы она приехала с множеством идей и уверенностью, что все у нее получится. И еще с желанием учиться, чтобы из дизайнера-самоучки вырасти в профессионала.

Звезда путеводная

Ежегодно в рамках городской программы «Мой край» в Центре детского творчества Междуреченска проходит открытый конкурс «Кен Кысчагаш», что в переводе на русский означает «красивая девочка». Чтобы стать победительницей такого конкурса, необходимо владеть шорским языком, ярко представить национальные костюмы, знать основы народного танца и шорского эпоса, уметь готовить национальные блюда. А еще настоящая шорская красавица должна иметь длинные черные волосы, грациозную фигуру и легкую походку.

Шорианочки – так ласково называет Татьяна своих подопечных. Она утверждает, что по манере одеваться, по походке она может издалека узнать представительницу своего народа.

Шорский народ всегда был очень близок к природе, поэтому в его легендах и эпосе нередки превращения героев в деревья, скалы, реки, животных. Таяна, например, себя отождествляет с волчицей. У нее даже есть татуировка волчицы на плече.

— Волки для тюрков – это стихия земли, они всегда были почитаемыми животными.

Сейчас она готовит девушку из Мысков к конкурсу красоты «Мисс Азия», который пройдет в Красноярске. И настраивает ее:

— У тебя в сердце должна гореть звезда. Это очень важно.

У нее самой такая звезда есть… Как и миссия – помочь своему народу сохранить культуру.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс