Машина времени – в библиотеке
В деревне Новороманово Юргинского муниципального округа на базе модельной библиотеки-филиала № 14 работает музей повседневности. Каждый экспонат музея – это отдельная история, которая интересна местным ребятишкам.
«Музей основан в 2009 году. И ежегодно экспозиции меняются. За эти годы не было ещё ни одной повторяющейся выставки! А нынче музей посвятил выставку Году педагога и наставника и назвал её «Школьные годы чудесные». Предметы собраны из личных коллекций бывших учеников школы, часть экспонатов на временное хранение передала сотрудница школьного музея Новоромановской общеобразовательной школы Наталья Дайнеко», – рассказала Ольга Мезина, заведующая библиотекой.
На экспозиции представлены любопытные для современных школьников экспонаты: чернильницы-непроливайки, деревянный пенал школьника, тетрадь ученика 1967 года, учебники 1970–1980-х годов, дневники ученицы Елены Козловой (выпускницы 1991 года), журналы и книги 1970-х годов, готовальня, счёты разных размеров, набор копировальных листов, микрокалькулятор МК-44, школьная форма учеников советского времени, настоящий пионерский галстук, значки пионера и октябрёнка и многое другое. Всего более ста экспонатов! И о каждом сотрудники библиотеки могут рассказать посетителям. Например, есть в коллекции старинный портфель ученика 1950-х годов, который подарил музею местный житель. А нашёл он его (и ещё кое-какие принадлежности) случайно на чердаке своего дома. Конечно, на базе музея проводятся экскурсии с гостями библиотеки: учениками разных классов школы, дошколятами. Заглядывают сюда и люди постарше, те, кому эти предметы напоминают об их школьных годах. Вот такая машина времени в прошлое.
Приходя в музей, дети неустанно задают вопросы:
– А что это за деревянная коробочка? О! Она даже открывается!
– Какой необычный калькулятор, какой большой. Разве такие бывают?
– А что за предмет с какими-то то ли бусинами, то ли косточками? Счёты?!
– А почему на полке с играми лежит резинка, разве это не к предмету технологии относится? Как в неё играть?
Действительно, в музее представлены обычные деревянные счёты. Раньше их делали разных размеров – от очень больших, которые стояли у доски в классе, до очень маленьких, которые школьники носили в портфелях. Об этом тоже рассказывают школьникам и даже учат совершать нехитрые математические действия. А чудо техники – МК-44 (12-разрядный микрокалькулятор с питанием от сети) всегда вызывает восторг у детворы! Он предназначен для выполнения математических, экономических и бухгалтерских расчётов непрофессиональными счётными работниками. Выполняет четыре арифметические операции, цепочечные вычисления, вычисления с константой, вычисление процентов, квадратного корня, обратной величины, изменение знака числа и операции с тремя регистрами памяти.
И несколько слов о пеналах. Каких только пеналов нет в наших магазинах: и больших, и маленьких, с полным набором канцелярских товаров и без. А в новоромановском музее можно увидеть и потрогать пенал 1930–1940-х годов. С такими пеналами ходили не бабушки, а даже прабабушки и прадедушки сегодняшних школьников. В пенале хранились не такие ручки, которыми мы пишем сейчас, а совсем другие – перьевые. Писать ими было сложно, поэтому когда дети приходили в первый класс, они учились писать сначала простым карандашом. В школе был специальный предмет, который назывался чистописание. После того как ученик научился писать аккуратно и красиво карандашом, ему разрешалось писать чернилами, только тогда он мог взять в руки перьевую ручку. Современных детей, конечно, эта информация очень удивляет. Как, впрочем, и восторгает каллиграфический почерк в тетрадях школьников середины XX века.
Музей повседневности можно назвать контактным – экспонаты не простаивают на полках, юным любознайкам всегда разрешено брать предметы и даже играть с ними при условии бережного к ним отношения. Самой любимой игрой теперь стала игра в школу. И это после всех занятий в основной школе.
Любопытство берёт верх над усталостью. Ребята записываются в очередь, кому какой предмет вести, и обсуждают, сколько времени на каждый урок затратят (чтобы успеть поиграть всем).
«Музей – это хранитель исторической памяти, площадка для общения, место творчества и знаний. Говорят, что без прошлого нет будущего. Ниточкой между прошлым и настоящим как раз и служит наш музей повседневности. Порой читальный зал библиотеки до самого вечера похож на школьный класс, где идут вечные уроки. Но как же интересно наблюдать за детьми! Здесь вам и звонок на урок простым колокольчиком, и шумные переменки, и поднятие флага под гимн. Всё по-настоящему. Кто знает, может, именно в нашей библиотеке и примет важное для себя решение ребёнок – станет учителем», – размышляет Ольга Мезина.