199 гектаров ПОБЕДЫ
Может ли газетчик, узнав накануне Дня Победы, что есть поле, которое зовется Победой, пренебречь этим фактом?
Не смог.
Русское поле
…Победа – поле неподалеку от поселка Октябрьский. Собственно, это сразу три поля – на 101, 73 и 25 гектаров; о нем как-то невзначай проболтался Геннадий Торгунаков, фермер, заслуженный агроном Российской Федерации, и перед праздником мы отправились слушать историю про Победу и смотреть ее.
— Когда я пришел сюда работать (это было ровно 30 лет назад), в апреле, — вспоминал Торгунаков, — бригадиром полеводов был Иван Иванович Шахмаев, участник войны. Много их было, участников, и я как бы влился в их коллектив, и они меня натаскивали год, два, три, потом все поуходили на пенсию… И вот подъезжаем как-то к полю, а оно такое возвышенное, хорошее, сухое поле, и он говорит: «Вот – Победа…» Мне сразу интересно стало: расскажите, почему Победа, отчего? И он говорит: во время войны или сразу после, я точно не помню, был сорт овса, названный в честь Победы – Победа. И он дал в сорок пятом, что ли, по тем меркам огромнейший урожай – 40 центнеров с гектара! А тогда и 16 центнеров считалось – будь здоров…
— Оно проездное такое поле, — продолжал. — Всегда: «поехали на Победу», «поедешь через Победу», «повернешь на Победу» – все маршруты у нас через Победу…
Победа уже была готова к севу; Торгунаков крепко стоял на поле, размашисто очерчивая его: во-о-он от тех березок во-о-он туда, до самого горизонта, и я спросил:
— А ты можешь сказать гордо, что при тебе Победа не стала хуже, по крайней мере?
И он ответил:
— Я могу сказать гордо. Потому что, когда начинал работать, средний урожай был 12-14-16 центнеров с гектара. А за последние годы ниже 25 не опускались, это раз. Во-вторых, с 1988 года ни разу мы не жгли солому. Вся солома заделывается в почву. Потому что одна тонна соломы, заделанная в землю, выдает почти три тонны перегноя. Зачем нам ее жечь?! Мы серьезно занимаемся севооборотом, гоняем много трав бобовых – донник, клевер, бобы кормовые, рапс… В прошлом году на нем сеяли горох Кузбасс, неплохо дал, за 22 центнера. В этом году будет пшеница. А пшеничка здесь всегда хорошо родит. Если год благоприятный будет, меньше 40 не даст… Земля ядреная, почти чернозем, по гумусу – одно из лучших полей в районе… В принципе оно не подводило ни разу…
Добавлю: для Торгунакова и победа, и война – слова и понятия более значительные, чем для многих современников, не киношные. Дед погиб на фронте, но это вполне типично. Сам родился через 15 лет после Победы, 9 мая, и именно этот праздник, а не собственный день рождения считал и считает главным событием этого дня. Свое двадцатилетие отмечал на войне, в Афганистане.
Последний герой
Три десятка лет назад в здешнем хозяйстве, вспоминает Торгунаков, работали четыре с половиной десятка фронтовиков. Сейчас в Октябрьском осталсяпоследний участник Великой Отечественной – Александр Федорович Ковин. О том, как Победа стала называться Победой, у него другая версия: что еще до войны, когда было ему лет двенадцать, сеяли на поле овес Победа, который и дал победный урожай и имя…
Вообще-то Александр Федорович не слишком большой говорун. Все больше говорит его жена Нина Алексеевна. Про то, что у них трое детей, девять внуков и девять правнуков. Что муж воевал на китайско-японском фронте, но войну вспоминать не любит. Но что «…когда не поспится или разговорится – рассказывает. Как страшно было, как есть нечего, селедка и фляжка воды. Идем-идем, жара невозможная, а ночью холодища. Это ему семнадцать лет было. Вот легли отдыхать, и наши же танки прошли по нашим… Он без слез не может вспоминать все это. Как придавило пять человек стеной, когда были в наряде. Трех сразу задавило, одного по пояс засыпало, а его по щиколотку. Его быстро вытащили, ноги ничем не лечили. Восемнадцать дней день и ночь сидел в горячей воде… А про Колыму он вообще ничего не рассказывает…»
Дело в том, что после войны у Александра Федоровича было еще и десять лет Колымы, и в правах участника Великой Отечественной он восстановлен лишь в девяностые годы прошлого века. Вот и доживает жизнь последним героем.
Сама Нина Алексеевна помоложе, с 1935 года. Но, говорит, войну тоже помнит. И как голодно было, как в школе давали «вот такусенький» кусочек хлеба и стакан чая, как в сорок третьем погиб отец, как мать растила троих детей, как на корове косила сено – это уже после того, как отработает смену…
К прошлому Дню Победы правнучка Настя, было ей шесть лет, выучила стишок. Волновалась, рассказывала деду, закончила словами: «…спасибо, деда, за Победу!», так и деда, и бабку на слезу прошибло, до сих пор спокойно говорить про случай этот не могут. Но, может, это просто к старости последний октябрьский ветеран войны стал слабеть на слезу…
Оба они многие десятилетия считают, что День Победы – «святой праздник».
Главное слово
В недрах Интернета нашлись две версии появления овса сорта Победа. Что в Швеции еще в конце XIX века была создана Свалёвская селекционная станция (потом – институт), сыгравшая большую роль в развитии селекции в Западной Европе, и что ее сорта овса Золотой дождь, Победа и Лигово II получили мировую известность и дошли до России. Другая версия – что сорт Победа получен был, тоже задолго до войны, Ф.Г. Кириченко путем отбора из сорта Мильтон.
Так что, скорее всего, по времени ближе к истине ковинская версия получения полем имени Победа.
Но, пожалуй, теперь не так уж и важно, кто и когда создал сорт овса, давшего имя полю. Для тех, кто работает на нем, кто едет мимо, оно все равно будет связано именно с Великой Отечественно войной. И с нашей Победой.
Да и правильно это, когда что-то лучшее и самое важное – новую улицу, сорт овса или поле – называют самыми важными и главными словами.
И еще хорошо, что поле получилось урожайным да «проездным» и что все дороги у Октябрьского идут через Победу.
НА СНИМКАХ: фермер Геннадий Торгунаков на фоне Победы; последний участник Великой Отечественной войны из Октябрьского Александр Федорович Ковин.
Фото Федора Баранова.
Топкинский район.