«Книжная площадь»: у каждого художника есть крылья
Продолжаем рассказ о большом празднике для всех любителей и ценителей хорошей литературы – Кузбасском фестивале «Книжная площадь», который пройдёт с 1 по 3 сентября. Сегодня поговорим с организаторами о специальном фестивальном проекте «У каждого художника есть крылья». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Наталия Куликова, руководитель проекта, очень точно подметила: «Хорошая детская книга – это не только текст, это ещё и картинки, иллюстрации, которые, как иногда бывает, оказываются тем главным, что привлекает юного читателя. Да и сам художник часто выступает не только как иллюстратор, но и как соавтор книги». Название проекта родилось, скорее, по ассоциации со стихотворными строками поэта Геннадия Шпаликова:
Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.
А прорастают они так:
Из ничего, из ниоткуда.
Нет объяснения у чуда,
И я на это не мастак.
По словам организаторов, проект позволил пригласить для участия в фестивале очень интересных, ярких и самобытных людей – Алексея Иорша, Аню и Варю Кендель, Любовь Арбачакову, Ирину Галкину, Александру Буторину, Ольгу Помыткину, Марину Коломеец и Константина Эпова, Елену Долговесову, Артёма Суменкова, Альберта Тайникова, Дмитрия Чупакова и Анастасию Леванову, Сергея Долгопола.
«Я уверена, что художественная составляющая книжной культуры будет не менее интересной, чем сама книга», – рассказала «Кузбассу» Наталия Куликова.
Хочется хоть немного поведать нашим читателям (большим и маленьким), с какими интересными и талантливыми людьми можно будет соприкоснуться на фестивале. Итак, представляем участников фестиваля.
Любовь Арбачакова (Таштагол) – личность многогранная. Учёный-фольклорист, кандидат филологических наук. Поэт, член Союза писателей России. Художник, член Союза художников России. Любовь Никитовна в своём творчестве на протяжении многих лет остаётся верной призванию, продолжая черпать вдохновение в жизни, истории, мифах, легендах и сказках родного народа – шорцев. Её картины, написанные в разных техниках (соус, гуашь, акрил, масло), уникальны. В Государственной библиотеке для детей и молодёжи во время фестиваля будет работать выставка графических работ Л. Арбачаковой.
На встречах автор коснётся интересных фактов биографии и различных сторон творчества, поделится замыслами, прочтёт свои стихотворения на шорском и русском языках. Для желающих Любовь Никитовна проведёт авторский мастер-класс по рисованию.
Алексей Иорш (Москва) – график, карикатурист и художник комикса, преподаватель теории и истории комикса и манги. Комиксы для него – способ взаимодействия с аудиторией, возможность выразить мысль в рисунке. Он также занимается стрит-артом и делает перформансы и инсталляции. На встречах можно будет узнать, как он связан со знаменитым журналом «Крокодил», почему по московским улицам летают киты и как комикс превратился в особый культурный феномен.
Замечательный творческий тандем сестёр-художниц Анны и Варвары Кендель (Санкт-Петербург). Близнецы Анна и Варвара родились в посёлке на Урале. С детства рисовали вместе, иногда могли рисовать одновременно одну картину, потому что одна из них левша, а другая правша. Вместе учились в художественной школе, вместе окончили Челябинское художественное училище и кафедру книжной и станковой графики академии им. А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. И сегодня так же вместе придумывают и иллюстрируют книги. Основная тема их творчества – многообразная природа России, в частности, Русского Севера, портреты и характеры животных. Анна и Варвара черпают вдохновение в путешествиях и походах. Они говорят, что путешествия – это часть мировоззрения и без них творческий путь был бы иным. Художницы всегда делают много эскизов и иногда даже специально для этого едут в нужное место. Вот, например, для замечательной книги-путешествия «На Север…» они месяц путешествовали по Кольскому полуострову.
Это интересно
Игнатова А. С. На Север: путешествие вслед за чайкой / Анна Игнатова; идея и илл. Ани и Вари Кендель. – СПб.: Детское время. – 96 с. (0+)
От Санкт-Петербурга до посёлка Териберка на берегу океана путь неблизкий – полторы тысячи километров. Но что может быть лучше длинного летнего приключения? Надо всего лишь сесть в машину и начать путь. Папа, мама и сёстры-школьницы Ира и Марина отправляются в автомобильное путешествие из Санкт-Петербурга к Баренцеву морю. Что можно увидеть по дороге на Север? Суровую и прекрасную природу, застывшее прошлое и живое настоящее, Ладожское озеро с улыбающимися нерпами и сказочный остров Кижи, водопад Кивач, Белое море и суровые горы Хибины.
Ирина Галкина (Новосибирск) – коренная сибирячка, художница, в чьих работах ярко отражается национальный колорит. В художественную школу попала, в общем-то, случайно. «Соседка занималась рисованием, я увидела её работы и тоже решила попробовать себя в творчестве. В художественной школе, конечно, попросили портфолио. Мне очень хотелось туда попасть, поэтому в тот же вечер я начала рисовать. Собрала десять работ и принесла преподавателям. Они оценили их и приняли меня», – рассказывает Ирина.
Галкина окончила художественно-графический факультет Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета. Из графического дизайна перешла на иллюстрацию рекламную, а потом и на книжную графику. Основная тема её творчества – этническая иллюстрация, любовь к которой возникла ещё в детстве.
«Мне кажется, важно показывать миру красоту национальных культур. Меня всегда привлекали современные образы молодых людей в национальном костюме, и я стала изображать их в иллюстрациях. Это не только красиво, но и несёт в мир частичку культурного кода самых разных национальностей», – считает художница.
Это интересно
Федотова М. П. Игра в камешки / Мария Федотова; пер. с якутского Ариадны Борисовой; илл. Ирины Галкиной. М.: КомпасГид, 2019. – 112 с. (6+)
Это история маленькой девочки Нулгынэт, вернее воспоминания самой писательницы Марии Федотовой. Не сказки, а рассказы о реальном детстве, проведённом в кочевом племени оленеводов. На всю округу Нулгынэт была единственным ребёнком. До ближайшего посёлка – день пути на санях! Ездить верхом на олене Нулгынэт научилась раньше, чем писать и читать. Она не боялась встречи с волками, а игрушками ей служили пёстрые камешки. Для юного читателя эта книга – путешествие в другой мир, где нет мобильных телефонов или компьютеров, но есть дружба, фантазия, приключения, знакомство с разнообразием традиций нашего мира. Украшают издание иллюстрации Ирины Галкиной, которой удалось передать уникальный колорит книги.
Артём Суменков (Кемерово) – графический дизайнер и арт-директор российского издательства «КомпасГид». Артём – коренной кузбассовец. В детстве хотел быть писателем, а ещё немножко учителем и переводчиком. Много раз представлял себя у доски, объясняющим детям урок. Эти воспоминания до сих помогают ему при записывании постов и презентаций на камеру. Окончив факультет филологии, отделение журналистики Кемеровского государственного университета, решил попробовать себя в дизайне рекламы. Этот опыт Артёму пригодился, когда он решил создавать дизайн обложек, сначала для авторов самиздата, а потом и для официальных солидных издательств. Артём «надизайнил» большое количество обложек книг для издательства «КомпасГид», которое работает под девизом «Книги для думающих детей и подростков».
Как работает дизайнер обложки? Сначала знакомится с самой книгой. Почти всегда это синопсис, который содержит и краткий пересказ событий, и описание героев. Если требуется, дизайнер может уточнить факты и детали у автора или переводчика.
«Но главное – это атмосфера книги, – считает Артём.
– Её надо уловить. И передать, используя современные техники и графические приёмы».
Когда возникает идея обложки, ищутся картинки, фотографии, далее появляются эскизы, а потом уже финальный коллаж. Как рассказал Артём, обязанности арт-директора шире, чем просто дизайн.
Он работает с иллюстраторами и художниками, контролирует дизайнерскую политику, например при разработке серий книг, чтобы не случалось цветовых повторений в изданиях, выходящих подряд. В общем, как книга смотрит на нас с библиотечной полки, со стеллажа книжного магазина или на сайте книжных новинок, привлекает – всё это в руках дизайнера.
Анастасия Леванова (Москва) – главный редактор и координатор проекта «ДЖИН», куратор выставок. Окончила театр-студию «Орбита» под руководством К. П. Шашко и Н. И. Дрозд, работала художественным руководителем и режиссёром театра. Спектакль «Помогите волшебнику» по произведению Льва Болдова с успехом шёл на театральных сценах и получил Гран-при на фестивале театрального искусства «Фестос».
Лев Болдов был близким другом Анастасии, наставником, учителем в мире стихов. Учил работать со словом, понимать и слышать поэзию. Он же – первый уговорил печатать её стихи и прозу. Так появились публикации в журналах «Апрель», «Край городов», «Кольцо А», «Век искусства», «Новая волна» и др. Первая публикация, которую редактировал Лев, вышла в середине 1990-х годов. С 2020 года проект «ДЖИН» является одним из организаторов Международного открытого музыкально-литературного фестиваля «ЯЛОС» им. Льва Болдова. Анастасия – художник. Всем материалам предпочитает акрил и акварель. Принимала участие в четырёх выставках. Много лет проработала на киностудии «Мосфильм» реквизитором и ассистентом по реквизиту. На её счету работа со многими известными режиссёрами. В 2019 году участвовала в качестве гримёра в ежегодном Всероссийском шоу грима и спецэффектов «Гримёр года» с необычным образом на стихотворение Федерико Гарсиа Лорки «Сомнамбулический романс».
Анастасия – организатор и куратор международной выставки «Расскажи мне сказку…», которая также будет работать в дни фестиваля в Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодёжи.
Дмитрий Чупаков (Москва) – генеральный директор проекта «ДЖИН», ведущий фотограф, фотокорреспондент Федеральной службы новостей. Дмитрий по образованию историк. Командир военно-поискового отряда «Аванпост», входящего в состав региональной общественной организации «Поисковое объединение «Рубеж». Работа отряда направлена на поиск и увековечивание памяти павших защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны. Дмитрий – официальный представитель поискового объединения «Рубеж» в СМИ, фотокорреспондент. А также он художник и фотограф. Пишет маслом. На его счету участие в семи коллективных выставках в качестве художника и в двух выставках в качестве фотографа. Провёл и персональную фотовыставку. Предпочитает чёрно-белую фотографию. В копилке Дмитрия – фотопубликации в отечественных и зарубежных журналах, а также в газете «Вечерняя Москва». Предпочитает фоторепортажи, студийную съёмку, стрит-фото.
Ольга Помыткина (Кемерово) – художник, преподаватель живописного отделения Кузбасского художественного колледжа. Ещё с детства Оля была увлечена рисованием: уже в 14 лет она провела первую персональную выставку в кемеровском Доме кино «Москва». За годы творчества художница черпала вдохновение в природе и атмосфере студенческой свободы и творчества. В 1990-е годы Ольга участвовала в молодёжных независимых выставках, увлекалась авангардом. Среди давних увлечений – мифология, культура и искусство древних народов. Её истории, воплощённые в полотна, не оставляют зрителей равнодушными. На вопрос:
«Как вы сама определяете свой стиль?» – Ольга отвечает: «У меня нет как такового стиля. Я рисую то, что меня в данный момент интересует. Это можно передать разными стилями. Каждый художник одну и ту же вещь рисует по-разному». У художницы много картин родного Кемерова. «Я пропускаю через какой-то фильтр нежности виды любимого города, – поясняет Ольга Геннадьевна. – Такие состояния атмосферы бывают в Кемерове – красивые, очень сентиментальные. Я хочу, чтобы кемеровчане так же полюбили свой город. Дождь, мокрые дома, солнечные зайчики, даже лужу после дождя можно написать поэтично».
Ольга Помыткина известна кемеровчанам и как иллюстратор. В своё время она сотрудничала с журналом «После 12», была иллюстратором сборников стихов кемеровских поэтов. В библиотеке порой сложно застать на полках книги учёного и писателя Андрея Куприянова «Приключения кузнечика Кузи», «Природа Кузбасса» (альманах для детей), «Небывальщина», «Сказки у костра» «Приключения Маши из большого города» и Веры Лавриной «История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени», «История народов Сибири». Иллюстрации этих книг, пользующихся любовью юных читателей, выполнены Ольгой Помыткиной. Кстати, Вера Лаврина и Андрей Куприянов – тоже участники Кузбасского фестиваля «Книжная площадь».
Александра Буторина (Новосибирск) – ещё одна сибирская художница и иллюстратор, иногда использует для работ псевдоним Altorina. Работает коммерческим иллюстратором, сотрудничает с крупнейшими российскими издательствами. Её обложки и иллюстрации – оригинальные, яркие, фантастичные.
У художницы немного свободного времени, но время для чтения находится. И в домашней библиотеке книжные полки уже прогибаются от тяжести. Кстати, книги помогли найти и своё место в жизни. Александру завораживал не только текст, но и его художественное оформление. И это вдохновляло на собственное творчество, которое стало призванием. На фестивале можно будет не только увидеть яркие обложки книг в исполнении Александры Буториной, но и познакомиться с ней самой, задать вопросы и стать участником её мастер-класса.
Это интересно
Долговесова Елена. Самая большая и древняя картинная галерея в мире / Е. Долговесова; худ. В. Стеблева. – М.: Абраказябра, 2022. – 80 с. (12+)
Наскальные рисунки, автограф короля Испании на входе в пещеру Альтамира и мастер-классы по искусству древних людей… Что, как и зачем изображали первобытные художники на скалах и в пещерах? В небольшую книгу уместилось множество научных фактов, при этом тексты не слишком длинные и поделены на отдельные блоки, информация подана коротко и концентрированно – ничего лишнего.
Елена Долговесова (г. Москва) – археолог, исследователь петроглифов, а также писатель и сценарист. Елена презентует свою книгу, проведёт мастер-класс и прочитает НЕлекцию о наших предках – первых художниках планеты.
МНЕНИЯ
Что думают юные читатели Государственной библиотеки Кузбасса для детей и молодёжи о возможности встретиться с участниками фестиваля?
Елена (7,5 года, будущая первоклассница): «Мне нравятся книжки с картинками! Если можно будет поговорить с художниками, спрошу: «А вы все-все книжки читаете?»
Даниил (13 лет): «В детстве очень любил рассматривать иллюстрации. Иногда даже сочинял истории по картинкам. И сейчас посмотришь на рисунок, и можно, например, увидеть, как выглядят люди из XIX века… Мой друг любит комиксы – это же вообще почти одни рисунки и мало текста. Я иногда не согласен с художником, но это же здорово?!»
Ирина (10 лет): «Я учусь и в художественной школе тоже. И как же я жду встречи с художниками-иллюстраторами! Там много хочется узнать об их работе, расспросить о том, чем им больше всего нравится рисовать, где они берут вдохновение. Вопросы даже записала в блокнот – надо ничего не упустить».
Тимур (14 лет): «Мне бы хотелось встретиться в художником, который работает с исторической литературой для подростков. Да и вообще, со всеми, кто делает книги для подростков. Это, мне кажется, так сложно – заинтересовать взрослеющих детей книгами. Но те, кто умеют это делать, крутые!»