Актуальное

Проточная вода в Кузбассе: довериться или опасаться?

19 июля 2023 | Информационный портал Кузбасс

Профессор КемГУ рассказал, какая рыба навсегда исчезла из наших рек

Состояние водных ресурсов в регионе улучшилось в сравнение с прошлыми годами. Однако кузбассовцы не всегда рискуют пить проточную воду и предпочитают закупаться бутилированной. Профессор кафедры экологии и природопользования КемГУ Николай Скалон рассказал, как изменилось состояние воды в Кузбассе, что способствовало повышению ее качества и какие проблемы продолжают оставаться.

Оценка состояния воды

Николай Скалон оценил изменение в состоянии воды с момента его приезда в Кузбасс студентом в 1975 году с настоящим временем и сказал, что ситуация с водными ресурсами в регионе за прошедшие полвека кардинально улучшилась. В прошлом воду из водопровода в городе Кемерово просто так пить было невозможно. Она пахла химическими реактивами, приходилось либо чаем закрашивать, либо чем-то запивать. Даже кипячение не помогало, в чайнике оставался огромный осадок.

 

—  У нас часто в крупных городах Кузбасса многие люди не пользуются для питья водой из водопровода, а покупают бутилированную, привезенную из какого-нибудь источника. Не могу говорить за все города, но думаю, что если в Кемерово качество воды улучшилось многократно, то и в городах расположенных выше по течению Томи оно также стало лучше. Можно при необходимости потреблять воду из-под крана, она стала гораздо чище, чем раньше, — рассказывает профессор.

Тем не менее, проблемы водоснабжения в регионе остаются. По словам профессора, обращать на них внимание необходимо.

— Помимо проблем в области промышленного производства, остаются и мелкие моменты, на которые нельзя закрывать глаза. Например, автолюбители, которые заезжают в воду и моют машину. Что, конечно, полное безобразие! Возьми ведро и помой. Нельзя мыть машину в реке, — добавляет Николай Скалон.

Как изменилось отношение к природе и охране 

По инициативе учёных КемГУ и под руководством профессора Татьяны Гагиной, чтобы спасти чистые притоки Томи, были организованы экспедиции и исследования, и поставлен вопрос об организации в нашей области федеральных особо охраняемых территорий. Так, в 1989 году одновременно были созданы заповедник “Кузнецкий Алатау” и Шорский национальный парк.

— В результате на западном склоне “Кузнецкий Алатау”прекратились вырубка лесов и добыча полезных ископаемых, в частности золота. Сыграло свою роль и усовершенствование промышленных технологий. Например, в реке Кия главное загрязнение шло от золотодобытчиков. При добыче драгоценного металла использовались ртуть и цианиды, то есть очень ядовитые элементы, которые попадали в воду. В начале 2000-х годов законы охраны стали более строгими, изменилась технология добычи золота. Перестали использовать цианиды и ртуть, что хорошо сказалось на состоянии воды. Да, она продолжает оставаться мутной, несется ил и глина, радости в этом мало, но тяжелых ядов в ней больше нет. Однако за прошлые годы ртуть скопилась на речных косах, где притоки впадают в большие реки. Неприятности от нее есть, но несравнимые с тем, что было раньше, — объясняет ученый.

Важным моментом в очистке рек стал запрет на молевой сплав лесав конце советского времени. Это когда рубили деревья и бревна и за неимением хороших дорог скидывали в воду. Где-то ниже по течению их вылавливали. Плывущие бревна разбивали берега, какие-то тонули и застревали, после начинали гнить в воде.

Также природоохранное законодательство стало тщательно следить за промышленными предприятиями и облагать их штрафами. Естественно никому не хочется платить штраф из собственного кармана, поэтому предприятия стали стараться избегать нарушений.

— Многие пошли честным путем и поставили очистные сооружения, которые работают много лет. Целый ряд предприятий перешел на замкнутые циклы, когда воду взяли, но уже ее не сливают, а очищают и используют второй, третий и десятый раз. Поэтому вода в нашей реке Томи стала чище, — поясняет профессор.

Исчезновение ценных рыб

В прошлые годы для экономии средств в реки сливались промышленные и бытовые стоки без всякой очистки, поэтому вода в середине 20 века, особенно 70-80-х годах, была такая, что многие виды ценных рыб, которые любят чистую воду, из наших рек исчезли.

— У нас перестали встречаться сибирский осетр и стерлядь. Полностью вымер очень ценный сиг – тугун-манерка. Перестали заходить муксун, пелядь, нельма. Из Томи ушли ленок и таймень. Они скрывались в чистых притоках. Самая ценная и вкусная рыба в те годы исчезла, — рассказывает профессор.

Стерлядь и осетр стали появляться в Томи вновь после 90-х годов, когда остановились многие промышленные предприятия. Резко снизилось загрязнение воды, и редкие рыбы вернулись к нам, хотя высокой численности они не достигли.

— В Кии многие эти рыбы оставались. Там другая проблема — браконьерство. Сегодня возможности у людей такие, что с недорогими сетями можно опутать всю реку и ни одна рыбка не проскочит, — добавляет Николай Скалон.

Какие итоги 

Главные проблемы с загрязнением вод в Кузбассе, по словам профессора, всегда связаны с Томью. Потому что все крупные города: Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Мыски, Калтан, Междуреченск, — стоят либо на Томи, либо ее на притоках. Николай Скалон считает, что воды в регионе хватает, задача сделать ее чистой. И хотя ситуация идет на улучшение, нужно продолжить проверки и строительство очистных сооружений.

— Чем качественней будем очищать наши стоки, тем чище будет вода. Отсюда все будет: и рыба, и воздух качественней, и условия для отдыха, — пояснил преподаватель КемГУ.

Юлия Щетинина

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс