Десять дней до рынка
«Социальный», «Пшеничный» из муки первого сорта – хлеб по 8 рублей за буханку. Продержавшись почти 12 лет на прилавках, через десять дней он станет историей. И что будет 1 мая? Цены вырастут, уверены одни. Да ничего не будет, считают другие. Две традиционные оценки любой мало-мальски заметной новости для массового кошелька. И то, что сегодня о хлебе говорят именно так, не может не радовать.
Подруга рассказала о своем недавнем пересчете счетов за коммунальные услуги. В управляющей компании с нее взяли на 400 рублей больше, чем месяц назад. Объяснили все перерасходом потребления воды в доме. История обычная по нашим временам, но с неклассическим концом. Подруге в управляющей компании платеж пересчитали. Она праздновала маленькую победу под девизом: «Каждый платит за себя!»
400 рублей для иного семейного бюджета – лишь карманные деньги ребенку на каждый день. Для другого – завтрак на наделю: как минимум хлеб, масло, каша, чай-кофе. Позволить себе такой минимум, уверена, может почти любая семья. И во многом потому, что хлеб здесь будет практически незаметен. Хоть каждый день его покупай. 8 рублей буханка. 56 рублей в неделю. Что можно себе сегодня позволить на 8 рублей? Газету. Например, нашу – «Кузбасс». Киоскер вам еще и сдачу отсчитает. Но без газеты можно обойтись. Еще можно проехать в автобусе-троллейбусе-трамвае, если ты живешь не в Кемерове или Новокузнецке. Это уже существенней. Но выбор этим, собственно, и ограничен. Так что буханка за 8 рублей – явление уникальное.
Началось все в 1999 году. Даже сами хлебопеки не могут точно вспомнить, то ли с трех рублей все началось, то ли с четырех. В последний раз цена была повышена в 2008 году на рубль, до нынешних 8 рублей за буханку. На хлебокомбинатах и в небольших пекарнях с тех пор не раз жаловались, что, пока цена на хлеб «стоит», дорожают все входящие производные. Сетовали не попусту. Доля «социального» хлеба в их производстве занимала 70-90%. То есть на эти самые 70-90% они и «висели» между рыночными отношениями вокруг них и своеобразным госпланированием доходов.
«Висели» так, правда, далеко не все. В проекте «социальный хлеб» было задействовано меньше половины хлебопекарных предприятий области. Да и сам проект, если разобраться, был не прямолинейный. Речь же не шла только о контроле за ценами. Предприятия получали муку из зерна регионального резервного фонда. Цена на нее в последнее время была минимум раза в два ниже рыночной. Как утверждают областные чиновники, при определении стоимости хлеба, естественно, учитывалась структура затрат предприятия. И никто не ставил себе целью загнать производителя в госплановский тупик. В конце концов областному бюджету дешевый хлеб обходился в приличную сумму – порядка 400 млн рублей в год. С такими деньгами, к слову, в прошлом году можно было почти дважды «закрыть» региональную программу «Здоровье кузбассовцев». А это новое оборудование для больниц, оздоровление пенсионеров и детей.
На предприятиях дают поправки. Мука из зерна резервного фонда лимитировалась. Ее хватало сначала на 80, 70, а потом на 50% выпечки «социального». Вторую половину муки на буханку «Пшеничного» брали с рынка по обычной цене. К тому же муку еще надо было доставить до предприятий, а хлеб упаковать. Это дотациями не покрывалось. Кто-то припомнит другую помощь хлебопекам – льготные тарифы на электроэнергию и ставки на аренду хлебокомбинатовских магазинов. Это было, но давно уже нет. Осталась только дешевая мука на половину от потребностей для выпуска буханок за 8 рублей (а 8 – это в магазине, от производителя 7 руб. 27 коп.). За которую, повторю, платил бюджет. А по сути – все мы. И все, казалось бы, справедливо. Раз нам нужен дешевый хлеб (а потребление социального хлеба за последние три года в области не падало), значит, все мы и должны были за него платить. Но ведь что-то нас заставляет, как мою подругу, которая разбиралась в коммунальных платежах, не платить за себя и за соседа. Особенно, если сосед с толстым кошельком.
Буханка за 8 рублей, конечно, не коммунальные услуги из одной «трубы» в доме. Пошел в магазин и купил, что по вкусу и по карману. Но ведь это же не отменяет принципа «платят все, а выигрывает меньшинство». И дело даже не в том, что кто-то скупал хлеб мешками на корм скоту и дворовым собакам (явление это немассовое, хотя и фиксировалось при любой цене хлеба и при любом строе). И, может быть, не в том, что в бюджете области наверняка найдется лучшее применение «хлебным» деньгам. А в том, что каждый должен платить, исходя из своих потребительских возможностей. У кого-то они на уровне «Пшеничного», у кого-то – 50-рублевой французской выпечки. Другое дело, что совсем слабым нужно помогать. Целевыми дотациями. Что и предложено областными властями. Прием заявлений от малообеспеченных кузбассовцев на оформление хлебной дотации открыт. Все просто. Малообеспеченным предложено по 60 рублей на человека в месяц. И это тоже называется рынок.