Соцсети:
Актуальное

Не сразу, но трогает. «Праведник»: рецензия на фильм

17 февраля 2023 | Георгий Фадин
Фото: КиноПоиск

Признаться, после просмотра трейлеров у нас были заниженные ожидания от фильма «Праведник». Мы готовились увидеть нарочитую кино-эксплуатацию вроде «Собибора». Однако имя Сергея Урсуляка в графе «режиссёр» внушало скрытый оптимизм. Кроме того, и сами реальные события, которые легли в основу фильма, были достаточно интересными и драматичными. Поэтому мы шли в кино с заниженными ожиданиями, но теплящейся надеждой. И ещё никогда трейлеры не оказывались такими обманчивыми, они будто хотели отпугнуть нас от хорошего фильма. Что в «Праведнике» такого примечательного? Расскажет КиноКузбасс.

Сюжет

История фильма идёт параллельно в двух временных промежутках: в 1941-42 годах и в 2005 году. Первый рассказывает историю советского партизана Николая Киселёва и еврейского юноши Моше Таля. Второй посвящён уже постаревшему Талю, у которого все выпытывают, был ли Киселёв героем.

В начале возникло сильное желание уйти из кинозала из-за сценарно-исторических дыр и допущений. Каких? Например, сцена, где советские пленные решают убежать из лагеря самым надёжным для смертников способом. Просто выскочить из толпы и побежать под пулемёт. Мы бы поняли, если бы до этого нам показали доведённых до отчаяния мучеников. Но нам показали вполне собранных людей, весь дискомфорт которых состоит в том, что им приходится сидеть под дождём. Что сподвигло их на откровенную глупость? Непонятно.

Ещё нас смутила деталь, связанная с еврейским гетто. Моше и его сестра убегают и пытаются подкупить полицая у ворот. Ворота представляют собой узкий тоннель, где просто невозможно спрятаться. Во время подкупа к воротам подъезжает грузовик с немецким патрулём. Немцы, не останавливая машину, проезжают через ворота и расстреливают толпу. По чистому везению Моше и его сестра избегают ранения. И все полицаи у ворот телепортируются в неизвестные территории… На этом моменте мы подумали, что ничего хорошего уже ждать не стоит. К счастью, мы ошиблись.

Минут через 20 нарратив начинает вставать на ровные рельсы. Действие происходит в оккупированной Беларуси в 1942 году. Партизанский отряд Киселёва во время задания спасает группу заключённых евреев. Спасённые прибиваются к отряду. Потом вместе с ними из округи начинает приходить ещё больше евреев. Тут-то и обнаруживаются трудности. Большинство беженцев — женщины дети и старики, не способные воевать. У отряда попросту не хватит ресурсов, чтобы содержать такую толпу. И, кроме того, такую толпу очень тяжело скрыть, что затрудняет деятельность партизан. Вот Киселёву и решают поручить вывести евреев из оккупации на территорию, подконтрольную СССР.

Фото: КиноПоиск

Тут выявляется одно из основных достоинств фильма – главный герой. Киселёв предстаёт не бессмертным и ярым борцуном а-ля Шварц из «Коммандо», а хладнокровным и собранным солдатом. До войны он работал бухгалтером, и авторы делают акцент на это, в открытую выделяя его расчётливость. Киселёв проявляет себя способным тактиком и стратегом, благодаря которому отряд спасается из казалось бы безвыходных ситуаций. Он далеко не трус и готов рисковать собой. И при этом избегает бесполезных и глупых поступков.

Кроме того, он неоднократно проявляет лидерские навыки, человечность и определённые задатки психолога. Например, есть моменты, затрудняющие переход. Евреи отказываются есть тушёную свинину и приостановить некоторые ритуалы. Жёсткому приказу Киселёв предпочитает беседу с ребе, которого большинство евреев слушается беспрекословно. Красноармеец убеждает духовного лидера в том, что для безопасности нужно на время забыть о традициях. Тот соглашается и решает вопрос.

Фото: КиноПоиск

Второй главный герой фильма, Моше Таль, тоже смотрится адекватно. На протяжении всего фильма 17-летний парень пытается спасти сестру и сохранить семейную реликвию, которую ему оставил отец. И во временной линии про 1942 год его персонаж вполне аутентичен и располагает к себе. У него есть всего одна проблема – он бессмертен. В него стреляют практически с двух метров и не могут даже поцарапать. И тут либо герой пуленепробиваемый, либо патроны холостые, других объяснений мы не находим.

К сюжетной линии про его жизнь в 2005 году уже возникают вопросы. Таля просят дать показания и подтвердить подвиг Киселёва. Но старик упирается, отказывается и будто держит обиду на красноармейца. По ходу фильма нам покажут в чём дело, но у нас возникли главные претензии к сценарию. Киселёв спас более 200 человек (простите за спойлер, но история и так всё сделала за нас). Среди них было много детей и юношей, которые вполне могли дожить до 2005 года и остаться в светлом уме и твёрдой памяти. Чем показания Таля так перевешивают показания остальных людей? Что в них ключевого? Фильм даёт лишь вялые отговорки.

У многих историков вполне обоснованно могут возникнуть вопросы к связи сюжета с реальными событиями. Мы же считаем, что отход от истории вполне допустим. Вопрос в том, что зритель получает взамен. Здесь события не переворачиваются с ног на голову, а усиливаются в угоду драматизму. На наш взгляд, это допустимый ход.

С второстепенными персонажами дела обстоят неоднозначно. С одной стороны, фильм знакомит нас с множеством колоритных действующих лиц. История большинства из них выглядит действительно трогательно, и во многом благодаря ним и главному герою нам хотелось смотреть кино.

Фото: КиноПоиск

Но также кинополотно предоставляет нам довольно сомнительных персонажей. Например, околокриминальный элемент по имени Ферзь (это даже не кличка, а имя). Сам по себе персонаж имеет место быть, но куда больше вопросов вызывает любовная линия между ним и еврейкой Товой. В начале фильма Ферзь проявляет свои наилучшие качества… и чуть не насилует девушку. А позже это перерастает в любовную линию между ними… Новая романтика?

И это при том, что у создателей была на руках реальная и трогательная история. Киселёв как раз во время перехода познакомился со своей будущей женой – Анной, пара поженилась после войны. Анна также присутствует в фильме, и намёки на любовную линию тоже проскакивают. Казалось бы, у создателей карт бланш для романтики – реальная история. Но они практически забывают про неё и предпочитают уделить время истории Ферзя и Товы. На наш взгляд, странные приоритеты.

Фото: КиноПоиск

Ещё одна проблема фильма – антагонисты. Здесь немцы предстают не опасной и подготовленной армией, а сборищем придурковатых фриков. Причём и командиры, и рядовые. Да, нацисты были очень изобретательны на изуверства, одни только увлечения Ильзы Кох чего стоят. Но при этом они были опасной и дисциплинированной силой. И на наш взгляд, эту деталь нельзя упускать, потому что она принижает подвиг тех, кто эту силу разбил – советского народа. И ладно если бы моменты откровенной слабости немцев присутствовали именно во время сцен боёв с партизанами. Тут всё можно списать на тактику и скрытность красноармейцев. Но немцы проявляют себя как слепоглухонемые дегенераты и во всех остальных сценах. Не видят, как чужой человек шастает по штабу, не слышат, как выбивают заколоченные окна, мажут с двух метров и проявляют другие чудеса дефективности.

При этом, что фильму действительно удалось, так это показать и драматичность истории и величие подвига Киселёва. Евреи-беженцы предстают не безликой массой, а группой персонажей со своими переживаниями и трудностями. За счёт желания сопереживать остальным персонажам возрастает и желание сопереживать всей группе. Кроме того, если судьба Киселёва и Моше уже понятна, то что случится с другими персонажами — неясно совсем. Это и создаёт нужную интригу.

Несмотря на все недостатки, фильму удаётся не только избежать откровенного провала, но и остаться на уровне качественного кинополотна. Любое произведение всегда представляет собой соотношение недостатков и достоинств. И если недостаткам не удаётся перекрыть впечатления от достоинств – фильм как минимум хорош. У «Праведника» много трогательных и действительно качественно продуманных моментов и деталей, которые перекрывают все негативные детали. Кроме того, концовка фильма является полной противоположностью начала и даёт очень сильную положительную эмоциональную волну. Поэтому за сюжет мы ставим плюс, хоть и с оговорками.

Фото: КиноПоиск

Картинка и звук

В визуальном плане фильм смотрится достаточно качественно. Компьютерной графики в фильме практически на наблюдается, основной акцент сделан на живую постановку. В целом художественных постановщиков можно только похвалить. Костюмы, декорации, небольшие детали – всё на высшем уровне. Особенно нам запомнился эпизод в военизированном Минске. Тут и город показан в соответствии с эпохой, и улицы заполнены массовкой, что создаёт ощущение реальности происходящего. Поэтому за визуал твёрдый и однозначный плюс.

В плане звукового сопровождения фильм также можно только похвалить. Основная мелодия фильма не надоедает и в нужные моменты подчёркивает должный драматический эффект. Другие композиции также хорошо дополняют визуал и усиливают эмоциональную составляющую. Поэтому композитора Василия Тонковидова можно только похвалить и отметить жирным и обведённым плюсом.

Фото: КиноПоиск

Актёры

У фильма собран отличный и способный интернациональный каст. В первую очередь хочется похвалить исполнителя главной роли – Александра Яценко. Он отлично отобразил стойкого и способного, но вместе с тем человечного политрука. Также весьма колоритно смотрится Евгений Ткачук. При всех вопросах к персонажу, актёра можно только похвалить. Из прекрасной половины каста особенно выделяются Юлия Витрук и Любовь Константинова.

Комментарии же в сторону бывалых актёров, вроде Фёдора Добронравова и Сергея Маковецкого, на наш взгляд, излишни. Всё ожидаемо отлично.

В целом все актёры на своих местах и справляются с погрешностью от хорошо до отлично. Вопросы вызывают только персонажи-немцы, но тут претензии к сценаристам, а не к актёрам.

Отдельно создателей хочется похвалить за работу с детьми и массовкой. Поэтому фильм получает сразу три плюса. Первый – за хороший каст в принципе. Второй – за работу с детьми. Третий – за работу с массовкой.

Фото: КиноПоиск

Итог

«Праведник» во многом проигрывает более крупным кинокартинам, вроде «Подольских курсантов». Тем не менее, он является хорошим и качественным кинополотном. Его главные недостатки – первые 20 минут фильма. Выглядит так, будто создатели писали сценарий задом наперёд и не знали, с чего начать историю. Но потом все негативные впечатления с лихвой компенсируются. Поэтому мы рекомендуем и просмотр фильма, и поход на него в кино.

Другие статьи на эту тему

24 марта

Предсказуемо, долго и феноменально. «Джон Уик 4»: рецензия на фильм

Идя на сеанс «Джон Уик 4», мы уже догадывались, что увидим на экране. И… наши ожидания полностью оправдались. Что это значит? Расскажет КиноКузбасс.

20 марта

Предсказуемо, но мило. «На солнце, вдоль рядов кукурузы»: рецензия на фильм

Удалось ли режиссеру «Землетрясения» и «Непрощенного» рассказать интересную историю о подвиге пилота Дамира Юсупова?

09 марта

Безумно круто! «Поехавшая»: рецензия на фильм

Мы ожидали простенький и веселый фильмец, а увидели один из лучших роуд-муви из всех, что когда-либо видели. Почему? Расскажет КиноКузбасс.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс