На дороге ничего не бывает второстепенным!
В минувшем месяце в Кузбассе произошёл ряд резонансных дорожно-транспортных происшествий, которые трагически оборвали жизни людей. Татьяна Моторина, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления Госавтоинспекции Кузбасса, рассказала, чем обусловлен рост аварийности в нашем регионе и какие меры предпринимаются для профилактики нарушений ПДД.
Аварийный день
Год только начался, а статистика ДТП в Кузбассе выдаёт серьёзные цифры. Так, в январе в Кузбассе произошло 179 автоаварий с пострадавшими (+7,4% по сравнению с январём 2022-го): погибли 27 человек, в том числе двое детей в возрасте до 16 лет и трое 17-летних подростков; 243 кузбассовца получили травмы разной степени тяжести. Однако из общего количества трагедий отмечается снижение ДТП с пешеходами: 41 случай – двое погибших и 40 пострадавших. Напомним, что в январе сложилась сложная ситуация с погодой: обильные снегопады, резкие перепады температур. В этот период экипажей ГИБДД на дорогах было существенно больше: патрулировали участки и силами управления ГИБДД, и отдельного спецбатальона. Ежедневно задействовались дополнительные экипажи, однако на каждый километр инспекторов не выставишь, поэтому отнюдь не везде данные меры сработали.
«Всплеск аварийности произошёл в Новокузнецком муниципальном округе, – отметила Татьяна Моторина. – В связи с этим 10 февраля Госавтоинспекция Кузбасса провела масштабное профилактическое рейдовое мероприятие «Регион». Выбрали пятницу, наиболее аварийный день конкретно в этой территории. На дороги округа вышли дополнительные экипажи Госавтоинспекции».
В ходе мероприятия полицейские пресекли 63 нарушения Правил дорожного движения водителями, в том числе отстранены от управления сразу четыре горе-шумахера, у которых не было прав либо вообще, либо ранее этих водителей лишили документов. И это не единственные нарушения. Так, задержаны и отстранены от управления два местных жителя, занявшие водительское кресло в нетрезвом состоянии. Отмечается, что один из любителей сесть за руль подшофе повторно совершил данное правонарушение. Теперь ему грозит уголовная ответственность. Также инспекторами пресечено 24 нарушения правил применения ремней безопасности. Кроме этого, некоторые водители «забывали» уступить дорогу пешеходу, который имел преимущество в движении, игнорировали требования правил проезда перекрёстков, выезжали на полосу встречного движения там, где это запрещено, управляли автомобилями, не зарегистрированными в установленном порядке.
«В ходе рейда полицейские не только выявляли правонарушения, но и проводили разъяснительную работу», – подчеркнула Татьяна Моторина.
Так, водителям вручались информационные листовки о необходимости выбора скорости движения с учётом погодных условий, детям – о правилах поведения пешеходов. Юным участникам дорожного движения инспекторы дарили световозвращающие наклейки для школьных рюкзаков.
Антирейтинг ДТП
А вообще, в целом по Кузбассу в антирейтинг самых распространённых нарушений попали следующие: выезд на полосу встречного движения (в минувшем месяце зафиксировали 12 фактов с 12 погибшими и 16 пострадавшими); несоблюдение очерёдности проезда – проезд перекрёстков (за тот же период 30 ДТП с 42 травмированными).
«Всегда к дорожно-транспортному происшествию приводит нарушение ПДД, – подчеркнула эксперт. – Не может быть такого, чтобы все ехали и не нарушали и вдруг произошла авария. Скорость всегда должна соответствовать конкретным условиям движения. Например, допустимая скорость движения по городу сорок – шестьдесят километров в час, но ведь при снегопаде, гололёде и других внешних факторах нужно корректировать манеру, скорость. Если данные обстоятельства водитель игнорирует, то во многих случаях он не справляется с управлением. Всегда надо помнить, что на дороге ничего не бывает второстепенным!»
Сотрудники Госавтоинспекции Кузбасса в очередной раз напоминают, что водителям при выборе скорости движения, дистанции и бокового интервала необходимо учитывать погодные и дорожные условия. Также на зимней дороге следует избегать резких манёвров, которые могут привести к потере управления и к автоаварии.
Между тем ГИБДД Кузбасса совместно с областным Министерством образования активизировали работу, касающуюся профилактических мероприятий. К примеру, в школах области проводятся ежедневные минутки БДД, производится рассылка тематических сообщений через родительские чаты.
«Мы первыми в стране запустили короткие оповещения через электронную Школу 2.0 – цифровые дневники, – добавила Татьяна Моторина. – Мамам и папам приходят уведомления примерно такого содержания: «Уважаемые родители! Воспитывайте у ребёнка понимание опасности на дорогах, учите правильно переходить дорогу, будьте для него примером». И дети получают сообщения: «Дорогой друг! Помни, что пешеходный переход не гарантия безопасности. Прежде чем перейти дорогу, убедись, что все водители тебя видят и пропускают». И таких примеров много».
Когда пешеход – «дикарь»
В Кузбассе стали учащаться случаи ДТП с участием диких животных. Автомобиль – источник повышенной опасности, и, управляя им, человек несёт полную ответственность. Животное не осознаёт риска, который может исходить от машины во время движения. Лесной зверь просто бежит в выбранном направлении. Так, в декабре минувшего года на дороге Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий – Кемерово – Юрга около четырёх часов утра «Тойота» под управлением гражданина Т. совершила наезд на косулю сибирскую. После этого автолюбитель загрузил её тушу в багажник и покинул место происшествия. Однако на въезде в Юргу его остановили сотрудники ГИБДД и при досмотре транспортного средства обнаружили нелегальный трофей. На кузбассовца был составлен протокол за оставление места ДТП, а также протокол за незаконную транспортировку погибшего животного.
ГИБДД Кузбасса напоминает, что в случае ДТП нужно звонить по номеру 112. Инспекторы составят соответствующий акт. Документы будут направлены в страховую компанию для дальнейшего возмещения ущерба.
«Алгоритм действий при любом ДТП неизменный, – подчеркнула Татьяна Моторина. – Остановился, включил аварийную сигнализацию, выставил знак аварийной остановки и пошёл выяснять, что случилось. Если нет пострадавших, то ДТП можно оформить самостоятельно».
Традиционно весной и осенью, вплоть до конца ноября, у диких животных – лосей и косуль – проходит сезонная миграция. Впрочем, в любое время года звери могут выйти на трассу. И каждый год не обходится без автоаварий с участием парнокопытных пешеходов.
Чтобы обезопасить автолюбителей от внезапной встречи с травоядными и хищниками, в тех местах, где дороги пересекают естественную среду их обитания, установлены дорожные знаки «Дикие животные».
Считается, что лось – животное своенравное и спрогнозировать его поведение не представляется возможным. Всё зависит от водителя, принял ли он к сведению информацию на знаке и предпринял ли для этого соответствующее решение – выбрал ли осторожную манеру вождения.
Если вы столкнулись с лесным обитателем (возможно, и не одним сразу) на проезжей части, не нужно увеличивать скорость, желая объехать «дикаря», и уж тем более сигналить и кричать. Дело в том, что зверь может расценить это как агрессию. Необходимо просто остановить машину и дождаться, когда пеший участник движения пройдёт мимо.
«На сегодняшний день только по нашему Новокузнецкому муниципальному округу требуется расставить двадцать один знак «Дикие животные», – рассказал Евгений Ащеулов, инспектор отдела департамента по охране объектов животного мира Кузбасса. – Работы запланированы на грядущую весну после согласования с федеральными структурами, потому что трассы находятся в их ведомстве. Однако по личному опыту могу сказать, что даже знаки не помогут, если водители будут продолжать лихачить на трассах и не будут учитывать погодные и иные условия при движении».
Госавтоинспекция Кузбасса призывает водителей соблюдать требования Правил дорожного движения, беречь свои жизни и жизни окружающих.