Ветеран Кемеровского авиапредприятия рассказал «Кузбасс FM» о былых временах гражданской авиации
В преддверии празднования 100-летия гражданской авиации в Кемеровской области ведущие «Кузбасс FM» пригласили в студию ветерана Кемеровского авиапредприятия. Лётчик первого класса Александр Белов пришёл в студию и рассказал о том, как раньше готовили авиаторов и с чем им приходилось сталкиваться на работе.
— Сейчас о другом мечтают, а мы в своё время мечтали каждый быть лётчиком или космонавтом. Космонавтом я не мечтал быть, а вот лётчиком я мечтал быть класса со второго. Когда как раз папа повёз меня на Андоба, с Анжеро-Судженска до Кемеровского аэропорта, где сейчас ДОСААФ. Здания, которое сейчас построено в аэропорту, тогда ещё не было. Несмотря на то, что меня сильно укачало, пока мы летели туда и обратно, я вышел с самолета и папа меня спросил: «Ну как?». И я ему сказал: «Я буду лётчиком». И с тех пор у меня это всё отложилось.
Александр закончил 10 классов и уже готовил себя к поступлению и физически, и в плане знаний. После школы он поступил в Бугурусланское лётное училище гражданской авиации имени героя СССР Петра Фёдоровича Еромасова.
— Это одно из первых, можно даже сказать, первое действительно лётное гражданское училище, которое было образовано в 60-м году. Когда мы поступали, было 13 человек на место. Ребята тоже были подготовленные. Самое главное было здоровье, но знания тоже пригодились. Зачисление было в Новосибирске, я писал заявление, чтобы учиться в Омском училище. Но там было очень мало мест. Если в Бугуруслане каждый год выпускалось по 600 человек, то в Омске – 200 человек. По тем временам в Советском союзе было всего пять лётных училищ, и получилось так, что в Омск поступили в основном местные. А те, кто с периферии, учились в Бугуруслане. То есть ребята с Дальнего Востока, Сибири.
Программа была очень усиленная. Курсанты изучали такие дисциплины, как аэродинамика, конструкция самолёта и его оборудование, обучались управлению воздушным судном. При этом были и военные дисциплины. Обучение шло как в военном училище: строевая подготовка, наряды, караулы и командование на первом курсе — было всё военное. Мы числились как военные запаса. Помимо гражданского АН-2 их также учили управлять АН-12, военным самолётом. Кроме того, они изучали и характеристики истребителей. Причём не только советских, но и иностранных, например, американских «Фантомов». Со второго курса обучение уже вели пилоты гражданской авиации.
— Прежде чем подняться, мы тренировались на тренажёрах в училище. Мы также прошли курс учебной лётной подготовки, поэтому когда с тренажёра перешли в кабину, было представление об управлении самолётом.
Первое время пилотировал инструктор, а курсанты лишь держались за штурвал. После пары занятий инструктор уже «давал порулить» и ощутить возможности полёта и управления машиной. Страха Александр не испытывал, наоборот, всё было очень интересно и любопытно. Через определённое количество часов их уже отпускали на учебные задания без инструкторов. Курсанты управляли и на месте командира, и на месте второго пилота. Они проводили полёт по кругу, коробочкой и другие упражнения.
Один из слушателей поинтересовался: можно ли научиться управлять самолётом на видеоиграх? По мнению Александра, в принципе это похоже на тренажёр. Но в тренажёре человек сидит в имитации кабины, ощущает настоящие приборы. А дома смотрит на экран компьютера. Это совсем другое.
Были в карьере Александра и сложные ситуации. Например, однажды ему пришлось сажать самолёт на одном двигателе. Тогда он и его экипаж были в резерве и отдыхали в гостинице. Но потом кто-то из основного экипажа не прошёл санчасть. Тогда Александра подняли с остальным резервом, чтобы вести самолёт в Ташкент. Полёт шёл нормально, но рядом с Барнаулом возникли проблемы. Бортмеханик обнаружил разрушительную вибрацию в левом двигателе.
— В таких случаях тянуть нельзя, решение нужно принимать быстро. Я был вынужден дать команду выключить двигатель, переходить на аварийное пилотирование.
Он скомандовал второму пилоту передать на землю, что будет аварийная посадка. Второго пилота «замкнуло» от нестандартной ситуации. Тогда Александр и доложил на землю, и раздал команды остальному экипажу. Всё шло нормально, только перед посадкой бортпроводница постучалась в кабину и сказала, что винт левого двигателя не вращается. Но Александр успокоил её, сказал, что так и должно быть, и попросил не поднимать панику. В итоге посадка прошла нормально, а пассажиры сперва так и не поняли, что приземлились раньше времени.
Последний раз Александр управлял самолётом в 1995 году. Решение уйти он принял довольно резко. Причиной стало то, что стали заканчиваться полёты в Кемеровском аэропорту, и самолёты также стали убирать. И нужно было решать — либо уходить на пенсию, либо переезжать в другой город: Москву, Новосибирск, туда, где самолёты оставались.
Опыт работы в гражданской авиации отлично пригодился Александру. Во время работы в ней он приобрёл один из самых важных для себя навыков — быстро оценивать обстановку и принимать грамотные решения в любых вопросах.
— Я не говорю, что я супер. Я просто анализирую определённые свои поступки и понимаю, что у меня уже привычка быстро оценивать обстановку и принимать решения.
Каких-то строгих традиций, связанных с авиацией, у Александра нет. Но примерно два раза в год он и другие члены экипажа собираются вместе и вспоминают былые времена.