Прикольный и мрачный фанфик. «Средневековье»: рецензия на фильм
Самый дорогой Чешский фильм в истории! На главных ролях Бен Фостер, а с ним в кадре светятся Майкл Кейн, Тиль Швайгер и другие именитые актёры! Кино, повествующее о Яне Жижке, легендарном полководце и национальном герое Чехии! Что может пойти не так? Ну… с чего начать…
Мы узнали о съёмках фильма «Средневековье» (в оригинале «Ян Жижка») ещё в 2020 году, когда он был на стадии разработки. На тот момент о проекте не было известно ничего, кроме списка съёмочной группы и одного постера с фигурой в латах на фоне осаждённого замка. Но этого хватило, чтобы нас заинтриговать. Был заявлен отличнейший интернациональный каст (американские, британские, немецкие, скандинавские и чешские актёры). Плюс, тогда ещё не утихала слава игры «Kingdom Come: Deliverance». И хотя производство кино и производство игр – два разных процесса, чешский медиа-пром получил очень большой кредит доверия, который мы перенесли и на кино. Да и сам Жижка является героем Гуситских Войн, периода, полного крупных и масштабных исторических событий. Казалось бы – можно ждать фильм мечты, и у нас возникли очень большие ожидания. Но потом стало ясно, что лучше закатать губу.
Постеры заявляли эпичнейшие и масштабные сражения и осады замков толпами людей. Но сперва сам режиссёр фильма Петр Якл отметил, что хотел бы затронуть период становления Жижки, то есть менее масштабные части его биографии. А потом и трейлер показал, что ничего крупного ждать не стоит, во всех сценах массовка не превышала 20 человек. И тогда у нас начали возникать опасения, что мы увидим дешёвую поделку, которую пытаются выдать за серьёзное историческое кино (вроде «Вальгалла: Сага о Викинге»).
Но, всё оказалось не так плохо. Фильм полон недостатков, однако избегает откровенного провала. О чём мы? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
Ещё по трейлеру было ясно, что какой-либо исторической достоверности от фильма ждать не стоит. Создатели решили вообще не тратить времени на экскурс в историю. Зрителя просто уведомляют «мир в хаосе, всё очень плохо» и кидают в события фильма. Это могло бы быть хорошим ходом для простенького боевика в историческом сеттинге. Но в будущем зрителю будут пытаться разъяснить тонкости местной политической ситуации. И из-за этого уже спустя 20 минут экранного времени возникает завал из непонятных мотивов и событий. И разгрести его не выходит ни у зрителя, ни, судя по всему, у создателей.
Здесь Ян Жижка (Бен Фостер) поначалу ещё зряч на оба глаза и возглавляет небольшой отряд наёмников. И первой же сценой создатели неплохо заявляют главного героя. Он решителен, суров и при этом очень хитёр и изобретателен (как и его исторический прототип). Наёмники под руководством Яна очень умело расправляются с превосходящими силами противника, используя особенности местности и тактику. И смотрится сцена круто и правдоподобно… первые 10 секунд. А потом начинается индийское кино, где главный герой и его команда из пяти человек расправляется с отрядом из 30 латников… Уже тут стало ясно: про реализм можно забыть.
В государстве царит бардак. Король Германии и Чехии Венцеслав (Карел Роден) хочет возглавить Священную Римскую Империю как прямой наследник. Но для этого ему надо уехать в Рим и принять корону от Папы. А денег на поездку нет, к тому же, он прилично задолжал местным дворянам, в особенности Пану Розенбергу (Тиль Швайгер). Подкидывает дров ещё и сводный брат, король Венгрии Сигизмунд (Мэтью Гуд), который усиленно конфликтует с Розенбергом и кошмарит местное население. В итоге все переплетены в змеиный клубок, который пытаются распутать с наибольшей выгодой для себя.
Жижка работает на Венцеслава, точнее, на его вассала, Пана Бореша (Майкл Кейн). Тот-то и решает использовать Жижку для того, чтобы сдвинуть дело в пользу своего короля. Жижке поручают похитить невесту Розенберга – Катерину (Софи Лоу). Её хотят использовать для шантажа, чтобы Розенберг согласился помочь Венцеславу добиться императорского трона. Жижка вместе со своей командой успешно выполняет задание, но выясняются новые подробности. Сигизмунд решает подвинуть брата и сам договаривается с Розенбергом. И теперь на Жижку и его людей охотится целая армия во главе с наёмником Тораком (Роланд Мёллер), врагом и бывшим наставником Жижки. В итоге Ян и его люди оказываются загнаны в угол, но находят помощь среди местных простолюдинов, которые пытаются сопротивляться гнёту Сигизмунда и Розенберга. Тут и начинаются побегушки и столкновения, в которых Жижка и его люди пытаются уцелеть и выполнить задание.
Если смотреть фильм вообще без оглядки на историю, то выходит довольно аляповатый, но мрачный, суровый и вполне интересный боевик. Всё, что касается насилия в фильме, имеет мало общего с реализмом. Но смотрится живо и зрелищно: кровь, расчленёнка и голые женщины – всё как по заказу. Главная проблема сюжета в том, что он идёт волнами: крутая и жесткая сцена сменяется ходьбой и пролётами дронов над пейзажами. А в наибольшее уныние зритель впадает в тот момент, когда персонажи начинают говорить. В попытке рассказать историю об интригах, предательствах, двойных и тройных играх создатели завязали такой узел сюжетных перипетий, что сами не развязали его до конца. Из-за этого половина диалогов в фильме звучит как белый шум, который больше усыпляет, чем заинтересовывает.
Тут становится заметна и другая проблема фильма – мотивация персонажей. Основные желания антагонистов понятны – захват власти и получение денег. Но почему они творят всякого рода второстепенные злодейства – неясно совсем. Зачем дворяне гнобят крестьян, чего они добиваются? А потому что! Зато так у угнетённых появляется причина помочь Жижке. Так же и с некоторыми сюжетными перипетиями. Для местных персонажей вполне нормально перебегать из одного лагеря в другой по два-три раза за фильм. Но при этом некоторые из них проворачивают подобные манёвры просто по щелчку, без какого-либо вменяемого интереса.
Если же начать прослеживать связь кинополотна с историей, то создатели начнут проигрывать по многим фронтам. Мы уже даже не пытаемся касаться событийной составляющей, речь хотя бы об отражении актуального средневекового менталитета и правил поведения. Но здесь наёмник непонятного происхождения может назвать знатную даму шлю… кхм, девушкой с низкой социальной ответственностью. Прилюдно… перед свитой её мужа… И при этом остаться в добром здравии и без каких-либо репутационных потерь.
К слову о женщинах. По всем лекалам киношкол и техзаданий у фильма есть любовная линия. И выглядит она как пятое колесо. Персонажи просто внезапно под конец решают, что между ними любовь и всё, хотя никаких предпосылок для данного поворота не было вообще. И самое печальное, что без данной детали фильм смотрелся бы лучше. Как? Помните «Дорогу Ярости»? Помните, как между Максом и Фуриосой возник временный союз, который позже перерос в полноценную дружбу? Привело ли это к чему-то романтическому? Нет. Но это не мешало персонажам проявлять взаимовыручку и спасать друг друга до самого конца фильма. И такое поведение смотрелось живо и правдоподобно, при этом идя вразрез со всеми клише. Создатели «Средневековья» могли поступить абсолютно так же, и это смотрелось бы вменяемо и лаконично. Однако сценаристы решили, что лучше следовать клише, и тут оно не сработало.
Если же начать касаться предыстории Гуситских Войн, то фильм смотрится также очень странно. Ян Гус здесь ещё жив и проповедует в храмах, а его с открытым ртом слушают не только простолюдины, но и дворяне. Тем не менее, уже начинает собираться крестьянский мятеж, но против чего и за что они борются – неясно. Нет, в фильме показывают, что их принижают, бьют и пытаются чего-то добиться. Но чего именно — непонятно, отчего и причины конфликта остаются полностью туманными. Кроме того, в фильме мятежники восстают против феодалов, хотя гуситы в первую очередь бились против церковников, которые на тот момент погрязли в коррупции и позже направили против них крестовые походы. Создатели вообще задевают данную тему лишь по касательной, будто для проставления галочек в чек-листе.
При этом в фильме хорошо показана смекалка и изобретательность Яна Жижки. Тут он проявляет легендарную способность создать серьёзную боевую единицу из кучки кривозубых маргиналов. А также умение создать грозное оружие из гвоздей и палок. Здесь и превращение крестьянского цепа в мощное оружие, пробивающее доспехи. И создание вагенбурга, боевой повозки, при столкновении с которой рыцарская конница разбивается как котлета об бетон.
Если совсем закрыть глаза на связь с историей и объективной реальностью, то «Средневековье» обладает неплохим и интересным сюжетом, который создатели порой усложняют и растягивают себе же во вред. Убрать пару ненужных сцен и персонажей и фильм смотрелся бы только выигрышнее. Но создатели то и дело начинают тянуть сюжет, из-за чего при просмотре возникают приступы откровенной скуки.
Мы не против ситуаций, когда киноделы заметно отступают от исторических событий в угоду фильму, при условии, что конечный результат смотрится интересно и вменяемо. «Последний самурай», «Капитан Алатристе» и другие подобные кинополотна было интересно смотреть, а персонажи фильма вели себя в соответствии с эпохой. Создатели «Средневековья», наоборот, убрали много интересного, добавили скуки и ненужных элементов. Мы буквально видим, как писался сценарий. Сценаристы медленно засыпали после каждой написанной страницы, но потом кто-то вовремя начинал бить их шокером. За счёт чего после откровенных провисаний нарратив начинал развиваться вменяемо и интересно — до очередного приступа апатии и ожога от электрода.
Фильм больше тянет не на серьёзную историческую драму, а на околоисторический боевик, который просто использует сеттинг эпохи в угоду сюжету. Это такие кинополотна, как «Железный Рыцарь», «Центурион», «Черная Смерть» и «Король Артур» 2004 года.
Картинка и звук
В визуальном плане фильм можно только похвалить, хотя становится заметна нехватка денег. Похоже, что бюджет в 23 миллиона долларов по большей части ушёл на зарплаты актёров, потому что большинство локаций в фильме — это леса, луга, нагорья и двухдневные сараи, которые изображают деревню. Тем не менее, в фильме достаточно много сцен в городах и замках, за счёт чего кино не выглядит как побегушки реконструкторов в лесах. К счастью, архитектура Чехии вполне располагает к натуральным съёмкам, поэтому, когда в кадре светится реальный замок или костёл – это играет фильму в плюс.
Также хорошо смотрятся батальные сцены фильма. На весь фильм их всего две: одна в середине и одна в конце. Последняя даже не в счёт, она больше похожа на дразнящий тизер: идёт меньше минуты и главным героем в ней является графен с тысячами нарисованных человечков. А вот сцена в середине смотрится живо, хоть местами и глупо. Массовка хорошо работает и создаёт нужный эффект. В бою участвует не так много человек — несколько десятков. Но смотрится всё достаточно круто и напряжённо. Единственное, что нас напрягло — это стены вагенбурга, которые поднимаются быстрее, чем летят арбалетные болты.
По итогу визуальная часть фильма получает от нас плюс. Хоть и есть несколько оговорок, но в основном кино смотрится прилично.
В плане саундтрека фильм достаточно хорош, но местами прослеживается то ли нехватка фантазии, то ли денег. На все трогательные сцены у творцов одна мелодия на весь фильм. Это бросается на слух, но не раздражает. Поэтому тут мы тоже ставим плюс.
Персонажи и актёры
В плане актёрского состава у нас вышло неоднозначное мнение. Бен Фостер отлично смотрится в роли Яна Жижки, а Роланд Мёллер прекрасно играет его харизматичного и жестокого врага. Софи Лоу тоже смотрится хорошо в главной женской роли. Остальные же будто просто пытаются отработать гонорар и поскорее свалить на другую площадку. Майкл Кейн, Тиль Швайгер и Мэтью Гуд здесь на 10 минут из 120. И то за это время они просто присутствуют в кадре. Сюда их позвали не из-за актёрских данных, а из-за имён, чтобы было кем привлечь с помощью постера и списка съёмочной группы. При этом менее известные актёры присутствуют на экране намного дольше и проявляют себя намного ярче.
В целом все актёры смотрятся в погрешности от «отлично» до «вменяемо», и все хорошо смотрятся на отведённых для них ролях. Поэтому каст также получает от нас плюс.
Итог
«Средневековье» получился местами затянутым и нудным, но в целом смотрибельным фильмом по мотивам реальной истории. Ждать от кинополотна достоверности не стоит совсем, порой она отсутствует даже в мелочах. Иронично то, что совсем недавно в прокат вышел российский «Сердце Пармы». И, как бы фантастически это ни звучало, российский фильм обходит своего более дорого конкурента по всем статьям.
По итогу зазывать на просмотр нового фильма о Яне Жижке мы не будем, но и отговаривать не станем. Если вы уже посмотрели «Сердце Пармы» и вам хочется глянуть ещё один новенький околоисторический боевичок, то можете сходить на «Средневековье». Фильм также является хорошим вариантом, если вы хотите посмотреть суровый и мрачный фильм в сеттинге средневековья. Если вам нравятся фильмы вроде упомянутого «Железного рыцаря» и других подобных кинополотен, то «Средневековье» вам наверняка придётся по вкусу, можете смело идти в кино. А вот любителям серьёзных исторических киноэпосов лучше обойти сеансы стороной.