Клип смешной, кино отстой. «Красная шапочка» — рецензия на фильм
Новое переосмысление «Красной шапочки»! С бюджетом в 220 миллионов рублей! С известными и добротными актёрами! И камео БИ-2 в фильме! Звучит как проект мечты… Но в том-то и дело, что только звучит. Ещё трейлер вызывал у нас некоторые опасения. В первую очередь мы боялись не очень приятного глазу графена и непонятного сюжета. И наши опасения не оправдались. Всё гораздо хуже! Что именно? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
История фильма происходит в фэнтезийной вселенной, где люди живут под защитой героя Волкобоя. Герой защищает народ от волков: людей, которые превращаются в плохой графен, похожий на волков. Но однажды Волкобоя убивают, а его беременную жену и её маму отпускают потому что…волчьи законы запрещают нападать на беззащитных женщин и детей… Да, по ходу у нас здесь не банда оборотней, а подписчики пабликов ВК. По итогу любители цитат захватывают власть, а мама с бабушкой растят Красную Шапочку, дочь героя. Дочка вырастает и её не устраивает жизнь с санитарами леса, поэтому она берёт секиру отца и пытается дать отпор.
Обычно мы поочерёдно перечисляем плюсы и минусы кинополотна. Но тут проще сразу обозначить все плюсы. Плюсы фильма – камео БИ-2 в одной из сцен… Плюсы закончились.
Теперь перейдём к минусам. С них фильм начинается, и с каждой минутой их становится всё больше. Обозревать сюжет довольно затруднительно, потому что его считай и нет. Фильм заявляет сказочный мир. Но по каким законам он живёт, что из себя представляет – непонятно. Кто-то скажет: «Но это же детский фильм, зачем так углубляться». Знаете, «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии», «Варвара-Краса», «Финист» и множество других иностранных и советских фэнтези и сказок делались в первую очередь для детей. Но их режиссёры и сценаристы почему-то тратили своё время и объясняли законы мира, в котором происходит действие. Как работают волшебные предметы, чего хотят злодеи и так далее. Не говоря уже о том, что сюжет ими предоставлялся понятный и последовательный.
Создатели «Красной шапочки» будто выдумывали всё на ходу, даже не пытаясь как-то цельно связать все наработки. Есть злые волки и они хотят захватить город. Почему, зачем, чтобы что? Неважно, они злобное зло и всё.
Такая же ситуация с материальной составляющей. Совсем непонятно, в какой квазивселенной происходит действие. Шапочка ходит в одежде обычного современного подростка, остальные люди то в платьях 19-го века (что ближе стим-панк тематике), то в костюмах эпохи возрождения, то одеты как средневековые дикари, то как беженцы с современного рейва.
А ведь костюм и стиль – важная часть визуального повествования. В хорошем кинополотне по одному только внешнем виду персонажа можно составить впечатление о том, кто он, где происходит действие и чего можно ожидать от кинокартины. Во «Властелине Колец» мы сразу понимаем, что действие в квазисредневековье. В советских сказках – древняя Русь. В «Звёздной пыли» — квази-18-19 век. Даже сериал «Этерна» при всех его недостатках давал сильную эстетическую характеристику 16-17 века. А что в «Красной шапочке»? Такая же невнятная несуразица, как и сценарий. И дело не ограничивается костюмами. Здания, интерьеры — всё смотрится так же оторвано друг от друга.
Продолжая тему эстетики, местные волки полный отстой. Они выглядят не как опасные и сильные оборотни, а как кучка фриков, пытающихся вернуть 2007-й путем мужского макияжа, бомжацких шмоток и замашек любителей запрещённых веществ. Любители быть первым то скалятся и рычат друг на друга, то демонстрируют невротичные ужимки, и вообще выглядят так, будто хотят спалить зрителя испанским стыдом. Поведение волков выглядит отталкивающе и глупо. Создатели явно хотели показать их мерзкими и опасными существами, но получилось только мерзкими. Вид подобного фрика испугал бы только двух людей – разочарованных в нём родителей.
Страшные люди являются таковыми не за счёт глупых ужимок. Страшные люди производят такое впечатление за счёт страшных поступков. Бейн из третьего фильма о Бэтмене был абсолютно спокоен и большую часть хронометража малоподвижен. Но внушал страх, когда проявлял силу и власть над подчинёнными. Местные же беженцы из «Сумерек» постоянно скалятся, чавкают и ведут разговоры об охоте. Но не в состоянии напугать даже 14-летнюю девочку.
И тут нам хочется задать вопрос, а можно ли было сделать лучше? И нам уже представлялся вариант. Что, если показать волков не кучкой фриков со звериными повадками, а брутальными и уверенными плохими парнями. Попытаться сделать их не метросексуальными питерскими беженцами, а суровыми и опасными отрицательными персонажами? Но ответ на этот вопрос останется такой же тайной, как и судьба мамы Оленёнка Бэмби и героя Райана Гослинга из фильма «Драйв».
В определённый момент повествование фильма переносится в современный Питер. И с этого начинается самая худшая часть и без того далекого от идеала фильма. Шапочка находит там какого-то встречного-поперечного дядю по имени Алекс. И тот по какой-то непонятной причине начинает помогать ей. При этом кто он такой и что им движет – совсем неясно, а попытка объяснить лишь всё усугубляет.
Кстати об Алексе, точнее, о местных именах. С ними вообще творится что-то непонятное. Главного злыдня зовут именем моющего средства – Вестар. Его сына зовут Харди. Другие герои тоже зовутся: Мари, Роген, Борхес, Морис и так далее. И кому как, но нам иностранные имена в этом фильме очень режут слух. Почему? Немного потому, что, как и всё в этом фильме, имена даются в разнобой. Нет общего сеттинга. И что мешало создателям, например, дать всем персонажам строго французские имена. Это и подходило бы под эстетику фильма, и было бы оммажем в сторону Шарля Перро. Но у местных творцов свой путь. Точнее, судя по всему, пути.
У «Красной Шапочки» было три режиссёра и четыре сценариста. Кто из них тянул одеяло на себя – точно неизвестно. Но выглядит так, будто каждый из троих с одинаковой силой. В итоге они вытянули историю как лебедь, рак и щука. Экспозиция в фильме длится час. Час из полуторачасового фильма. А остальные полчаса – кислотные побегушки в Питере.
По итогу у нас сложилось следующее впечатление о фильме. Выглядит он так, будто изначально планировалось снять клип. Тот же эпатаж и яркость, а также упор на визуал, а не на сценарий. Но потом кто-то ляпнул: «А давайте снимем фильм!». И тут понеслось.
Добивает фильм рваный и вырвиглазный монтаж. События порой перескакивают друг на друга с такой скоростью, что из фильма будто вырезали половину повествования. Злодей может неизвестным образом найти Шапочку и начать гнаться за ней, а как и где он её нашел останется за кадром. А концовка фильма – вершина бездарности. Мы не помним других случаев, когда фильмы заканчивались так бессвязно и непонятно. И это выглядит не как концовка в стиле Дэвида Линча, а как комментарий после обрушения декораций в цирке.
Сюжет «Красной Шапочки» плох во всём. Абсолютно во всём.
Картинка и звук
Визуальную часть фильма есть за что похвалить. Но куда больше причин для ругани. Здесь есть хорошие декорации и костюмы. Но всё это меркнет за счёт общей визуальной бессвязности. Кроме того, в восприятии фильма очень мешает упомянутый выше рваный монтаж. А когда дело доходит до графики, мы чуть не начали плакать кровавыми слезами. Местные волки выглядят и двигаются хуже моделек из видеоигр двадцатилетней давности. Мы давно не видели настолько плохого визуала. За картинку фильм получает твёрдый, уверенный, стопроцентный и неоспоримый минус.
В плане саундтрека фильм мало примечателен. Да, радует БИ-2, мы ничего не имеем против Анет Сай, но вся остальная музыка – рандомные фэнтезийные композиции. Ничего плохого нет, но и выдающегося тоже.
Актёры и персонажи
Тут проще сказать, кто из действующих лиц не вызывает раздражения. Отлично смотрятся Мама Шапочки в исполнении Екатерины Климовой и Бабушка в исполнении Ирины Розановой. Алексей Серебряков даже в таком сюре умудряется выглядеть круто и внушительно. Из юных актёров хорошо смотрится Олег Чугунов. Мы ещё с «Майора Грома» и «Девятаева» отмечали его способности. Надеемся, что в будущем увидим его в более удачных проектах. А вот Таисья Калинина смотрится порой несуразно. Но это не камень в огород юной актрисы. Даже тут бывают моменты, когда она хорошо себя проявляет. Но местные сценарий и режиссура умудряются всё подтолкнуть к уровню детского утренника.
Ещё, что примечательно, это второй отрицательный персонаж в исполнении Юрия Чурсина и его возлюбленная в исполнении Нино Нинидзе. И тут диаметрально противоположное впечатление. У Юрия Чурсина много удачных ролей, но здесь он смотрится как пятое колесо. Тут, опять же, претензия к сценаристам, прописавшем персонажа и режиссёрам, дававшим указания актёру. А вот Нино Нинидзе, наоборот, отлично дополняет кадр и историю, и во всём сборище эмо-феста смотрится не менее внушительно, чем Алексей Серебряков.
При этом эпизодические персонажи нас нервируют самим своим присутствием. Причём не только отрицательные, но и положительные. И это очередной камень в огород создателей, которые набрали неплохой каст, но использовали его так неумело, что лучше бы просто поручили всем актёрам безэмоционально проговаривать реплики.
Итог
«Красная Шапочка» 2022 года получился одним из худших фильмов за очень долгое время, а может быть даже худшим фильмом этого года. Совершенно непонятно, что творилось в голове его создателей. Кинополотно будто специально делалось так, чтобы смотреться максимально плохо. И если недавний «Джиперс Криперс», снятый за три бутылки боярышника, произвёл на нас впечатление просто плохого фильма, то «Красная Шапочка» вызывает сбои в системе охлаждения ануса. Кем надо быть, чтобы так бездарно потратить 220 миллионов рублей?! Что руководило создателями, кроме желания отработать гонорар и разойтись!? Мы не знаем ответа на этот вопрос. Но можем ответить на другой. Фильм не стоит ни внимания, ни просмотра, ни финансовой поддержки. Поэтому можете смело обойти киносеансы с ним стороной. Если очень хочется пойти в кино, то лучше попытайте счастья на сеансах «Три тысячи лет желаний» или «Календарь ма(й)я». На них у вас есть хоть какой-то шанс получить удовольствие от просмотра.