Много ли нужно для мамы?
За каждым ребёнком с особенностями развития стоит его мама. Да, чаще именно она всегда рядом. Но, правда, не всегда в ресурсе. Об этом не понаслышке знают в кемеровской «Службе лечебной педагогики». Здесь многие мамы не только находят помощь и поддержку для своих детей, но и сами оживают. Недавно уникальный для Кузбасса проект психологической перезагрузки «Для МАМЫ», который придумала Елена Дронова (член Совета КРОО «Служба лечебной педагогики», автор и руководитель соцпроектов, психолог), поддержал Фонд президентских грантов. На это было выделено более двух миллионов рублей. Совсем скоро проект стартует.
Вначале была собака
Летом 2021 года проект канистерапии «Доктор пёс» КРОО «Служба лечебной педагогики» выиграл очередной грант. С тех пор не только дети, но и их мамы смогли получать помощь квалифицированных специалистов и хвостатых докторов. Тогда свой проект Елена Дронова так и назвала – «Доктор пёс: канистерапия для меня и моей мамы».
– Почему мы включили сюда мам? Потому что маме ребёнка с ОВЗ необходимо быть в ресурсном состоянии и не замыкаться на проблемах здоровья и развития. По статистике большинство семей, в которых рождаются дети с нарушениями в развитии, распадаются. Отцы уходят, поэтому в основном женщина несёт тяжёлый груз всех проблем. Когда мамы приводили на занятия детей, многие из женщин сами непроизвольно тянулись к собакам, некоторые начинали плакать, прижиматься к нашим «терапевтам». Им просто необходимо было сбросить эмоциональное, психологическое напряжение. И стали мы проводить занятия и для мам, потом появилась идея подключить психолога. Дальше – больше, – рассказывает Елена Дронова.
Терапия и выход «в свет»
И родился отдельный и очень масштабный проект – «Для МАМЫ». Программа построена таким образом, чтобы ничего не отвлекало маму быть не только мамой, но и женщиной: красивой, отдохнувшей, окрыленной. В жизни родителей особых детей довольно много трудностей, препятствий и сверхперегрузок – эмоциональных, психологических и физических. Приходит момент, когда справляться со всем этим у мам уже нет никаких сил. Жизнь как будто превращается в бесконечное хождение по больницам, организациям, в котором родители теряют силы.
Ни для кого не секрет, что в основном мама – это двигатель реабилитаций ребёнка с ОВЗ. Новый проект – это возможность открытия в себе ресурсов и возможность взглянуть на жизнь с другого ракурса, шанс принять ситуацию и психологически перезагрузиться. Что ждёт мам? Консультации психологов, тренинги, занятия по канистерапии, занятия по арт-терапии, песочная терапия, цигун, различные физические нагрузки с профессиональными тренерами, совместные встречи, творческие вечера и выход в «свет». Для комплексного подхода необходимо активизировать все сферы: психическую, физическую, духовную! Подобная практика для Кемерова – уникальная.
В проекте, который будет длиться 11 месяцев, примут участие только те женщины (не менее 50), которые согласятся участвовать во всех мероприятиях. Форма занятий, тренингов и консультаций – индивидуальная и групповая.
Мать и дитя
– Проблема эмоционального состояния мам, воспитывающих детей с нарушениями развития, является актуальной не только в контексте эмоционального самочувствия, но и в связи с тесным психологическим взаимовлиянием с ребёнком, имеющим нарушения развития. Поэтому мы понимаем, что от состояния мамы во многом зависит состояние её чада, успешность прохождения реабилитационных мероприятий, – поясняет Елена Дронова.
На самом деле, всё так. Мамы «особого ребёнка» одиноки в своих переживаниях – они видят, что у знакомых, родственников и друзей здоровые дети, а они вынуждены сталкиваться с проблемами, к которым оказались не готовы. Да и можно ли быть к этому готовым? Процесс принятия «необычного» ребёнка проходит у большинства людей через одни и те же стадии, фазы. Длительность проживания этих стадий может занять от нескольких часов до нескольких лет. Отзывы родителей, проживающих в Кемерове, свидетельствуют о том, что женщины с детьми с ограниченными возможностями здоровья, получают психологическую помощь не в достаточном объёме или вообще её никогда не получали. Мероприятия носят стихийных характер и в основном направлены на внешнее преображение женщин (например, дни красоты для мам). В «Службе лечебной педагогики» уверены, что без работы с внутренним миром мамы, без регулярного и длительного сопровождения её на протяжении определённого времени эти мероприятия неэффективны, они не смогут вывести женщину из депрессивного, стрессового состояния, помочь принять и понять своего ребёнка, научиться жить полноценной жизнью без комплекса вины, обиды, тревоги и вечных вопросов «почему» и «за что».
Прямая речь
Ольга Щеглова, председатель Совета Кемеровской региональной общественной организации «Служба лечебной педагогики»:
– Данный проект актуален как никогда и не имеет аналогов в нашей области. Как специалист, как мама ребёнка, за качество жизни которого борюсь изо дня в день, знаю, как важен этот ресурс, восполнение собственных сил, любовь к себе и выделение времени на себя. Иногда это кажется невозможным, но, на самом деле, всё реально!
МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Оксана Верещагина, мама дочери с целиакией: «У меня 15-летняя нормотипичная, самостоятельная дочь-подросток. У которой очень много ограничений. И это мой постоянный страх и стресс: «А устоит ли перед ароматом булочки, а сможет ли отказаться от угощения (это ведь невежливо), сможет ли не поесть в кинотеатре, не зайти в кафе…» А ещё постоянные мысли – чем бы накормить. Вкусно и разнообразно. НО! Есть я и моя жизнь. Жизнь, отдельная от ребёнка. Жизнь, не подчинённая постоянно её потребностям. Очень надо выдохнуть и быть собой. Ходить на фитнес (как же я жду этого!), расслабляться и отвлекаться. Без ребёнка. Да, я мама. Но сначала я – это я. И чтобы быть мамой, мне сначала надо самой быть».
Елена Красноперова: «Я мама ребёнка-инвалида. Ему 15 лет, он аутист. Каждый день необходимо очень много сил для того, чтобы помочь своему ребёнку, и физических, и моральных . Иногда просто нет сил на себя. Отвлечься от проблем и жизненной суеты летом мне помогает бег, а зимой я собираю пазлы. Как здорово, что теперь появится возможность попробовать больше, в кругу таких же мам, с такими же жизненными обстоятельствами».
Инна Соловьева: «Я мама особенного ребёнка. Максиму 11 лет. Все эти годы, как и многие мамы, забывая о себе, уделяю своему сыну почти всё свободное время. Проект для мам – это очень важно, ведь у нас многие навыки, таланты пропадают. Мы со слезами на глазах делимся друг с другом несбывшимися мечтами. Одна хотела быть кондитером, другая – художником, третья – певицей… Но это всё кажется настолько несбыточным, что сама мама как человек, как личность будто бы не существует. То поликлиники, то анализы, то лекарства и разные доктора. А мы когда начнём жить?»
Анна Тимощук.