«Льготное» наказание
В Кузбассе расширят сеть исправительных центров. В ближайшем будущем «общежития с ограничениями» появятся на базе крупных предприятий региона.
На сегодняшний день в Кемеровской области создано три изолированных участка, функционирующих как исправительные центры, где осуждённые отбывают наказание и вместе с тем трудятся в организациях разного профиля. Один УФИЦ находится в Белове при ИК-44 и два – в Кемерове: при ИК-29 и ИК-40. Общий лимит наполнения составляет 205 человек. Причём пусто место здесь никогда не бывает. Кстати, первый центр был сдан в эксплуатацию не так давно: в начале 2019 года.
«Здания УФИЦ располагаются отдельно от территории исправительных учреждений, – подчеркнула Ирина Ленгардт, начальник отдела по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества, ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу. – Адреса таких участков тайной не являются, их можно посмотреть на официальном сайте ГУФСИН».
Между тем назначить вместо лишения свободы альтернативное, более мягкое наказание – принудительные работы – ныне позволяет статья 53.1 УК РФ. В УФИЦ нарушители закона сами готовят себе пищу на кухне, стирают бельё и свободно пользуются гаджетами с выходом в интернет. После работы они могут зайти в любой магазин за съестным – в холодильниках всегда есть колбаса, пельмени и прочие продукты питания.
А попадают в центры тремя способами: либо к такому наказанию приговаривает суд (за нетяжкие и неумышленные преступления); либо суд заменяет осуждённому, состоящему на учёте уголовно-исполнительной инспекции, неотбытую часть наказания в виде обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы более строгим видом – принудительными работами; либо осуждённый ходатайствует о переводе, если он на хорошем счету и часть срока уже отбыта в колонии. В УФИЦ чаще всего – в 40% случаев – оказываются кузбассовцы, ранее отвечавшие перед Фемидой по статье 228 УК РФ – это преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, далее 158-я статья – кража, также в антирейтинге статья 157-я – злостное уклонение от уплаты алиментов. В среднем срок принудительных работ составляет около 1,5 года.
Живут в исправительных центрах, по сути, как в обычных коммунальных квартирах, а работают по трудовому договору на местных предприятиях в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ. Исключение составляют два момента: осуждённые не могут уволиться по личному желанию и ежегодный отпуск им предоставляется на 18 календарных дней.
Как стало известно, в недалёком будущем в Кузбассе появятся ещё несколько УФИЦ. Ноу-хау конкретно для нашего региона станут центры, расположенные на территории или вблизи крупных предприятий столиц северной и южной агломераций. Сейчас для этих целей готовят подходящие помещения. В них делают ремонт, потом закупят мебель, посуду и бытовую технику. Примечательно, что, согласно нормативам, жилая площадь для одного человека не должна быть меньше четырёх квадратных метров. Напомним, что в ИК – вдвое меньше.
Расширение сети исправительных центров, как считают специалисты, будет способствовать трудоустройству на предприятиях Кузбасса большего количества осуждённых, что позволит им не утратить социальные связи, облегчит адаптацию к жизни на свободе и обеспечит место для дальнейшего трудоустройства. После отбывания наказания мужчины и женщины будут иметь возможность продолжить зарабатывать на жизнь в знакомой фирме.
По словам руководителей компаний, в которых уже трудоустроены осуждённые, последние соблюдают трудовую дисциплину, ответственно относятся к выполнению профессиональных обязанностей, что, в общем-то, немудрено, ведь сами осуждённые понимают: для них это, по сути, «льготное» наказание. Они не находятся за решёткой, поэтому стараются выполнять фронт работ так, чтобы не иметь взысканий и замечаний.
Исполнение наказания в виде принудительных работ – прежде всего, важный вопрос ресоциализации осуждённых. Возможность работать на предприятиях города, зарабатывать деньги и помогать родственникам, соприкасаться с внешним миром, приобретать продукты на свой вкус и жить в достойных условиях позволяет осуждённым чувствовать себя полноценными членами общества. Недаром принудительные работы называют одним из самых перспективных видов наказания.
«Осуждённые во время отбывания наказания получают зарплату с удержанием от 5 до 20% в счёт государства», – уточнила Ирина Владимировна.
Конечно, сумма честного рубля не может быть ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения. Кроме того, из своих зарплат люди, преступившие закон, возмещают коммунально-бытовые расходы и расходы на содержание имущества в общежитиях. А ещё у осуждённых могут быть алиментные обязательства. Но после оплаты всех счетов у каждого работника непременно должно оставаться не меньше 25 процентов от суммы, указанной в квитке.
Добавим, что осуждённые трудоустроены в разных отраслях. Среди них есть и швеи, и водители, и строители, и специалисты по ремонту дорог, и прочие. До рабочего места они добираются самостоятельно, но некоторые предприятия предоставляют служебный транспорт.
Сотрудники УФИЦ осуществляют круглосуточный надзор за осуждёнными. Постоянно поддерживают связь с их работодателями.
А те, кто находится в УФИЦ, хорошо зарекомендовал себя и отбыл одну треть срока, могут быть переведены на домашнее проживание. Это значит, что они находятся под одной крышей вместе с семьёй, но продолжают ходить на работу и приезжать один раз в неделю в УФИЦ для регистрации и отчёта о своём поведении. В свою очередь, сотрудники ГУФСИН каждый месяц обязаны навещать подопечных у них дома, проверять, как обстоят дела.
Порой прямо в УФИЦ создаются семьи. Так, двое осуждённых в декабре прошлого года связали себя узами брака. А познакомились они именно в общежитии. Отметим: в УФИЦ отбывают наказание и мужчины, и женщины. Разумеется, у каждой половины человечества свой отдельный блок для проживания.
Тем временем к другому «постояльцу», уроженцу Красноярского края, с завидной периодичностью приезжала любимая. Срок красноярец получил за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего – статья 111 часть 4 УК РФ. Примечательно, что характеристики отовсюду были исключительно положительными. Как говорится, от тюрьмы и от сумы… В последующем пара тоже поженилась.
У каждого осуждённого есть личное время, а выходные и праздничные дни они могут проводить за пределами центра. Это одна из поощрительных мер.
К сожалению, практика показывает, что не обходится и без граждан, которые нарушают порядок отбывания наказания. Тогда их снова отправляют обратно за забор с колючей проволокой. Важно уточнить, что процедура эта происходит через суд. В числе нарушений бывают разные случаи: к примеру, после трудового дня осуждённые внезапно «забывают» дорогу до общежития, выпивают или употребляют наркотики, что строго-настрого запрещено. В 2020 году около десяти процентов преступников вернулись в исправительные колонии, в 2021-м – около шестнадцати. Динамика связана с увеличением мест в УФИЦ.
«Помню, один из осуждённых рассказал: когда он вышел из колонии, в которой провёл несколько лет, забыл даже, как переходить дорогу, – добавила Ирина Ленгардт. – Поэтому УФИЦ стал для него хорошей возможностью ресоциализации: налаживания связей, вливания в коллектив, в трудовой процесс, в обычную для нас с вами жизнь».
ФОТОГРАФИИ ГУФСИН КУЗБАССА.