Соцсети:
Актуальное

Успешно, но на грани. «Аманат»: рецензия на фильм

27 мая 2022 | Георгий Фадин
Фото: КиноПоиск

В кинотеатрах идёт премьера нового российского исторического фильма «Аманат». Чем был вызван наш интерес? Весьма оригинальной исторической подоплёкой. Сюжет о мальчике, что был взят в плен и получил воспитание под надзором императора — уже звучит как нечто интересное. Само собой, у нас были некоторые опасения. В последнее время на поприще исторического кино мы часто сталкивались с разочарованием. Избежали ли мы его при просмотре «Аманата»? Нет. Но в целом, всё не так однозначно. Что мы имеем в виду? Расскажет КиноКузбасс.

Фото: КиноПоиск

Сюжет

История фильма рассказывает о Джамалуддине, сыне Шамиля, имама Дагестана и Чечни, национального героя народов Северного Кавказа. Имам ведёт войну с империей, потому что… а, собственно, почему? В фильме нам никак про это не рассказывают. Лишь в одной из сцен упоминают вскользь о связи Кавказа с Российско-Турецкими войнами. Но внятного объяснения создатели не дают. Ну да ладно, примем условности и едем дальше.

Российские войска осаждают крепость, в которой окопались кавказцы во главе с Шамилем. Крепость представляет собой аул, в котором кроме бойцов находятся женщины и дети. Видя, как осада бьёт по подданным, имам соглашается сдать крепость и заключить временное перемирие. Одним из условий становится передача сына имама в качестве аманата – пленного, вверенного на хранение. Так Джамалуддин попадает в Россию, где лично предстаёт перед императором Николаем первым. Император демонстрирует монаршее гостеприимство и передаёт подопечного в кадетский корпус, где тот получает хорошее образование и находит друзей. Джамалуддин отлично осваивает науки, пользуется уважением окружающих, вступает в жизнь российского офицера и находит свою любовь. Но вскоре долг зовёт его обратно на Кавказ, где ему предстоит вернуться к отцу. Джамалуддин хочет помирить враждующие народы и намерен стать мостом между Шамилем и императором. Терзаниям героя и сложностям жизни миротворца и посвящена большая часть фильма.

Фото: КиноПоиск

Одна из главных проблем сюжета – сумбурное повествование. Первые минут 30 подаются торопливо и впопыхах. Создатели будто бегут через сюжет со списком в котором проставляют галочки. Учёба в кадетке – есть. Любовный интерес – есть. Конфликт с соперником – есть. Кадр, где герой в черкеске едет на лошади – есть. Такие моменты смотрятся приторно, на каком-то интуитивном уровне нами ощущался дискомфорт. К счастью, фильм хоть и не сразу, но встаёт на ровные рельсы.

Ещё одна проблема сюжета – линия с изобретателем. У главного соперника фильма есть холоп по имени Семён, который мастерит для барина оружейную оптику, а в свободное время держит мастерскую с собственными изобретениями. Знаете, мы всё понимаем, есть правда жизни, а есть правда кино. Но данная деталь выбивается из общего колорита фильма. Она подошла бы для какого-нибудь боевика в сеттинге альтернативной истории, вроде «Шерлока Холмса» от Гая Ричи. Но у нас здесь вроде как серьёзное драматическое кино, из-за чего данные сцены смотрятся чуждо.

Довольно неоднозначно мы оцениваем любовную линию. Взаимный интерес героя и его пассии, на наш взгляд, показан очень слабо. Да, взаимоотношения – материя тонкая, но на экране совсем не ясно, что стало искрой между Джамалуддином и его возлюбленной. Тем не менее, со временем и к персонажам удаётся проникнуться, и актёры помогают поверить в происходящее. Поэтому хоть и с оговорками, но любовная линия смотрится в фильме приемлемо.

Фото: КиноПоиск

Что нам понравилось в сюжетной составляющей фильма – отсутствие однозначности в конфликте. Создатели не показывают историческую подоплёку конфликта, но в то же время грамотно держат идейный баланс. И российские офицеры, и кавказские бойцы в большинстве своём показаны как храбрые и благородные воины и солдаты. В то же время и на той, и на другой стороне находятся свои предатели и падальщики, ищущие личную выгоду от войны.

В целом история фильма «Аманат» довольно увлекательна и трогательна. Если воспринимать фильм как строго художественное произведение без оглядки на историю – то смотрится всё достаточно хорошо. А если начать искать связь с историей.

Фото: КиноПоиск

Историческая составляющая

Начальным титром создатели заявили: «Фильм основан на реальных событиях, но некоторые события изменены в художественных целях». Похоже, претензии со стороны историков уже настолько ожидаемы для киноделов, что они не представляют, как от них спастись. Наше же мнение таково – неточностей и художественного вымысла в кино никак не избежать. Вопрос именно в том, с какой целью создатели отходят от истории и что по итогу получают зрители. Что мы получили в Аманате?

Пожалуй, самые большие сомнения у нас вызывает отношение Джамалуддина к крепостному праву. Точнее то, что он считает его злом исключительно для России и ставит свободный Кавказ ей в противовес. Что ж, у кавказцев действительно не было крепостных. Зато было очень много рабов и их прекрасно налаженная продажа в Османскую империю. Были в ходу и набеги с целью похищения людей и использование военнопленных в качестве рабов. Истории вроде «Кавказского пленника» Толстой и его коллеги не на пустом месте писали.

Именно деталь, связанная с рабством, нас сильнее всего покоробила. Главное, создатели могли вообще не поднимать данную тему, ей в фильме посвящено десять минут из двух часов хронометража. Она выглядит настолько безграмотно, что любой, кто не прогуливал школьные уроки истории, тут же почувствует подвох. И при этом сюжет фильма ничего бы не потерял от отсутствия данной темы.

Фото: КиноПоиск

Ещё одним сомнительным штрихом мы считаем историю семьи Олениных. Друг Джамалуддина Алексей спокойно служил на Кавказе и умер в 1910 году. Что случилось в фильме, мы умолчим, ибо спойлер. Но можем сказать, что вольность со стороны создателей нам кажется очень сомнительной затеей.

Кроме того, одним из антагонистов фильма является генерал Мамонов, явно списанный с дворянина Александра Дмитриева-Мамонова. Любимая героя была помолвлена с антагонистом, но потом встретила протагониста и влюбилась в него. Классика, но есть один нюанс. Реальная Елизавета Оленина действительно была влюблена в Джамалуддина. Вот только после его отъезда на Кавказ она вышла замуж за Дмитриева-Мамонова. Почему создатели не показали данную деталь? Возможно, потому, что свадьба героини с антагонистом сильно подорвала бы чувство справедливости зрителей. Но у нас также есть смутные подозрения, что это связано с тем, что реальный Мамонов конфликта с Джамалуддином не имел и не пытался продавать оружейную оптику кавказцам.

Ах да, насчёт оптических прицелов в России 19-го века. Можно было бы придраться к данному моменту более детально, но мы этого делать не будем. Он всего лишь часть самой глупой детали фильма, связанной с крепостным правом.

При этом в большинстве деталей фильм смотрится аутентично. Достаточно хорошо передан дух и атмосфера времени. Пожалуй, именно поэтому упомянутые выше недостатки ощущаются нами как ложка майонеза в чае. Это даже не исторические неточности, а сценарные нелепости, от которых фильм только проигрывает.

Фото: КиноПоиск

Картинка и звук

Визуальная составляющая фильма смотрится очень зрелищно, но глаз ловит пару неприглядных деталей. Батальные сцены смотрятся живо и насыщенно. При детальном рассмотрении становится заметна нехватка массовки. В самых крупных сценах фильма участвует человек 50-100, и то данных сцен в фильме 3-4 штуки. Особенно заметна нехватка массовки в городских сценах. Улицы Петербурга посещают герой, героиня и полтора землекопа, аул, в котором хозяйничает Джамалуддин, населяет 5-6 прохожих и другие подобные моменты.

При этом мы можем лишь искренне восхищаться работой художников-постановщиков. Локации и костюмы смотрятся аутентично времени и местам, и в то же время выглядят достаточно живо. Кроме того, фильм очень хорошо дополняют съёмки кавказских гор. Такие красивые пейзажи нужно пускать в рекламу турагентств.

А вот за звук фильм ни похвалить ни поругать. Композиций в нём не так много, но те, что есть, звучат почти незаметно. Единственный фрагмент, где музыка действительно дополняла настроение – это сцена встречи героя с отцом. Остальные композиции просто звучат фоном.

Фото: КиноПоиск

Актёры

Каст фильма порадовал нас новыми способными актёрами. Амин Хуратов прекрасно справился с ролью главного героя и способен не только вызвать симпатию, но и вытянуть очень эмоциональные и драматичные сцены. Героиня в исполнении Варвары Комаровой также ничем не уступает ему. Антагонист в исполнении Даниила Страхова смотрится аутентично: надменен, циничен и жесток.

В целом кино во многом удалось за счёт грамотно подобранных актёров, начиная с главных ролей, заканчивая эпизодическими персонажами. Поэтому актёрский состав получает от нас целых полтора плюса. Один – просто за каст, а второй — за удачный подбор пока ещё малоизвестных молодых актёров. Мы надеемся, что в будущем ещё не раз увидим их в не менее масштабных проектах.

Фото: КиноПоиск

Итог

«Аманат» получился спорным как исторический фильм, но вполне хорошим художественным произведением. Причём до тех пор, пока создатели стараются соответствовать историческим первоисточникам – всё смотрится отлично. Но когда доходит до придумок – всё начинает катиться по наклонной. К счастью, подобных моментов мало и длятся они не так долго. Поэтому, хоть и с оговорками, мы всё же рекомендуем фильм. Он далёк от шедевра, но всё же вполне заслуживает как минимум разового просмотра.

Другие статьи на эту тему

27 сентября

Скучное вторсырье. «Неудержимые 4»: рецензия на фильм

В свое время «Неудержимые» стали не просто хитом, а осуществившейся детской мечтой. Будто к Деду…

24 марта

Предсказуемо, долго и феноменально. «Джон Уик 4»: рецензия на фильм

Идя на сеанс «Джон Уик 4», мы уже догадывались, что увидим на экране. И… наши ожидания полностью оправдались. Что это значит? Расскажет КиноКузбасс.

20 марта

Предсказуемо, но мило. «На солнце, вдоль рядов кукурузы»: рецензия на фильм

Удалось ли режиссеру «Землетрясения» и «Непрощенного» рассказать интересную историю о подвиге пилота Дамира Юсупова?

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс