Скорость дисциплинирует
Благодаря фанатам своего дела в Кузбассе развивается один из самых зрелищных видов спорта – автомобильные гонки. 29 мая на Кузбасском автодроме состоится первый этап чемпионата Кузбасса и первый этап чемпионата Топкинского муниципального округа. Для зрителей вход свободный.
Финишировать первым
Традиционно заявки принимаются от участников со всех уголков страны, но на старт могут выйти только пилоты, у которых есть гоночная лицензия.
«Автомобили допускаются специально подготовленные по действующим техническим требованиям, имеющие гоночные паспорта», – уточнил руководитель Кузбасского автодрома Константин Шурыгин.
Кстати, все эти процедуры проводятся здесь же, поэтому ходить по многочисленным инстанциям спортсменам не требуется.
Суть шоссейно-кольцевой автомобильной гонки с массовым стартом в следующем: пилоты едут определённое количество кругов, а побеждает тот, кто пересечёт финиш первым. В течение каждого этапа проводится три заезда.
«Победитель этапа определяется по сумме очков, набранных в каждом заезде, – уточнил Константин. – При этом есть дополнительная сложность: во втором и третьем заезде автомобили расставляются на стартовой решётке в реверсивном порядке. Например, победитель первого заезда становится последним во второй гонке».
Выплеснуть всё накопившееся
Кемеровчанин Николай Старченков – один из немногих пилотов Кузбасского автодрома, сумевших заработать I спортивный разряд. Он не единожды поднимался на пьедестал триумфаторов Кубка Кузбасса и других профильных соревнований. Конечно, на сей раз тоже не упустит возможности сразиться с сильнейшими фанатами скорости. А вообще Николай приобщился к экстремальному спорту ещё в 2010-м. Начал с картинга.
«Просто приехал в карт-центр попробовать, – сказал пилот. – Парни, которые там работали, отметили, что показываю неплохое время. Помню, тогда спросили меня, занимался ли ранее. Ответил, что нет. И вот, за два года тренировок выиграл всё, что только возможно в картинге, и решил испытать силы в новом для себя направлении. Для этого приобрёл спортивный автомобиль «Митсубиси Лансер Эволюшн» шестого поколения».
На блестящей тачке Николай начал участвовать в драг-рейсинге – гоночном соревновании, являющемся спринтерским заездом двух автомобилей. Это гонки по прямой на 402 метра. Выдвигался в Ачинск, Барнаул и другие города, в которых головокружительные виражи на четырёх колёсах полюбились не только участникам, но и многочисленным зрителям.
«Позднее по вкусу пришлись и шоссейно-кольцевые гонки, – добавил мужчина. – Для пробы «пера» приехал в Красноярск на «Красное кольцо». И начиная с 2014-го постоянно езжу не только на Кузбасском автодроме, но и там. Спустя время купил и другую машину, той же модели, но уже десятого поколения».
Добавим, именно на этом авто он принимал участие во всех соревнованиях в Красноярском крае и Кемеровской области. И, надо сказать, везде земляка ждал успех.
Несмотря на то, что автомобиль «под гонку» становится приметным на дороге, он вполне пригоден для езды в урбанистических пейзажах. Тюнинг не становится причиной держать его в гараже.
«Заглушку ставишь и колесишь по городу. Сильно, конечно, не носишься», – подчеркнул Николай.
Следующий этап трансформации интересов с ветерком пришёлся на 2018 год. Приятель автогонщика предложил попробовать ему проехать на «Жигулях». И Николай проехал, да так, что с первого раза выиграл два заезда. На общем фоне эйфории Николай загорелся очередной идеей: купить себе мобиль отечественно автопрома. Благополучно реализовал задуманное. С того самого дня спортсмен стабильно участвует только в этом классе.
«На «Митсубиси» уже не езжу два года, потому что не с кем выступать, да и основательно подготовить машину к сезону гонок нынче слишком уж бьёт по бюджету (резина, колодки – сильно дорогие). Даже до санкций «апгрейд» обходился в районе четырёхсот тысяч рублей, сейчас – уже раза в два дороже», – приводит внушительные цифры автогонщик.
Визитная карточка автоспорта
Николай уже готов открыть сезон долгоиграющего чемпионата Кузбасса. Сейчас он в сладостном предвкушении. В одном месте соберутся гурманы, предпочитающие всякому блюду скорость, драйв, ликование болельщиков. Все выдвинутся на «Жигулях» с замысловатой «начинкой» и яркой аэрографией. Важный нюанс: довести машину до стандартов соревнований не так уж и просто, без опытных механиков не обойтись. Позапрошлым летом Николай выиграл кубок, а в прошлом взял серебро, машина подвела: судьи зафиксировали технический сход.
Кстати, выдавать разряды за абсолютный триумф на Кузбасском автодроме начали только с 2021-го. И вот уже у трёх пилотов в сокровищнице личных достижений – первый разряд.
В нынешнем году сразиться за звание лучшего из лучших на Кубок Кузбасса приедет мастер спорта из другого региона. Так вот, если кому-то из наших парней удастся его обогнать, то в качестве приза везунчику сразу присвоят звание к.м.с.
«Именно Кубок «Жигулей» в последнее время набирает всё бОльшую популярность, – подчеркнул спортсмен. – Во-первых, это доступно в финансовом плане. Во-вторых, это мощно и зрелищно. Кстати, нынче будет организована интернет-трансляция события. И другой существенный момент: для зрителей вход свободный».
Конечно, автомобильные гонки – увлечение не для всякого кошелька. И дело даже не только в транспортном средстве. Прокатиться на спецтрассах бесплатно, увы, не получится. Но для тех, кто верен делу, предусмотрена своя программа лояльности, а это скидки, бонусы и другие преференции.
«Гонки дисциплинируют, – подметил Николай. – На гоночной трассе выплёскиваешь всё, что накопилось и лежало тяжёлым грузом. На дорогах Кемерова я не допускаю превышения скорости и призываю других обладателей серьёзных машин подходить ответственно к делу. Думаю, всем надо попробовать погонять на автодроме, тогда и в городе меньше будет ночных проблем: шума, гама, недовольства со стороны местных жителей».
Между тем гоночки уже приобретают статус общесемейного увлечения. Так, родные и близкие Николая стали не только его самыми преданными болельщиками, но и активными соучастниками хобби. К примеру, сын, которому на сей день 14 лет, сначала освоил картинг, а сейчас проявляет живейший интерес к «Жигулям». (К слову, глава семейства по образованию инженер, поэтому вовсе не удивительно, что он питает особую любовь ко всякого рода технике.) Многогранный мир спорта – прекрасная возможность выдернуть подростков из цифровой вселенной, главное – самому подавать пример, как это делает наш сегодняшний собеседник.
«Сына я посадил на картинг в три года, – уточнил мужчина. – Пару лет он катался, а потом заявил, что занятие ему больше не нравится, зато понравились «Жигули». Гонки – это хобби. Одни любят рыбалку, другие грезят охотой, третьи всецело отдаются квадроциклам, а мы любим машинки. Вся прелесть «Жигулей» в том, что на старт выходят авто практически одинаковые. Решающим фактором для победы становится фирменный стиль вождения, навыки конкретного пилота», – пояснил Николай.
Добавим, что на «Жигулях» жгут резину и покоряют сердца болельщиков с трибуны не только парни, но и девчонки. Причём никаких поблажек на состязаниях для них нет, они соревнуются наравне с мужчинами, то есть участники находятся в одинаковых условиях.
«Все автогонщики друг друга знают – всегда поддерживаем связь, иногда ругаемся, – смеётся Николай. – У каждого пилота свои ритуалы, фишки перед стартом. Есть такие и у меня. Но они сакральные. Рождаются традиции спонтанно. Например, проехал удачно и сразу начинаешь прокручивать в памяти тот алгоритм действий, который совершал перед заездом. В следующий раз пытаешься всё повторить с максимальной точностью».
Расписание соревнований
- 26 июня – 2-й этап чемпионата Кузбасса и 2-й этап чемпионата Топкинского муниципального округа.
- 31 июля – 3-й этап чемпионата Кузбасса и 1-й этап Кубка Кузбасса.
- 28 августа – 4-й этап чемпионата Кузбасса и 2-й этап Кубка Кузбасса.
- 25 сентября – 5-й этап чемпионата Кузбасса и 3-й этап Кубка Кузбасса.
Для справки
Кузбасский автодром (по первоначальному названию – «Кузбасское кольцо») включён во всероссийский реестр объектов спорта.