Кораблю – попутный ветер знаний
Триумфатором регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» назван учитель русского языка и литературы школы № 36 города Кемерово Виталий Кадочников.
На сей раз участниками профильного состязания стали 34 педагога из разных территорий Кузбасса: 33 победителя муниципальных этапов и представитель областной организации. Традиционно конкурсные испытания состояли из заочного и очного туров. Заочный включал задание под названием «Медиавизитка» и экспертизу «Мотивационного письма». На очном номинанты проводили мастер-классы и учебные занятия, а также приняли участие в митапе (неформальная встреча специалистов для обсуждения рабочих вопросов и обмена опытом. – Прим. автора.).
В итоге лучшим из лучших экспертная комиссия признала кемеровчанина Виталия Кадочникова. В администрации регионального правительства губернатор Сергей Цивилев вручил талантливому педагогу золотой почётный знак «Учитель года Кузбасса». Виталий Валерьевич – автор программы ступенчатой подготовки преподавателей русского языка и литературы, победитель федерального конкурса в рамках реализации приоритетного национального проекта «Лучшие учителя России», «Педагог-методист». Его ученики – многократные обладатели золота и лауреаты всероссийских и областных конференций, а также предметных олимпиад.
Именно Виталию Кадочникову предстоит в скором времени представить Кузбасс на федеральном этапе конкурса «Учитель года России». Накануне наш журналист побывал в гостях у триумфатора и разузнал о неотъемлемых составляющих его педагогической практики.
– Виталий Валерьевич, как часто меняются языковые нормы? В связи с этим трансформируются ли подходы в образовании?
– Нормы меняются, но говорить о глобальных процессах не приходится. Конечно, иногда требуется вводить, к примеру, какие-то отдельные неологизмы, но это адресные нюансы. А вообще каждый педагог отзывчив на всякого рода изменения, напрямую касающиеся той школьной дисциплины, которую он преподаёт.
– В каких аспектах русского языка возникают самые спорные моменты у школьников?
– Как правило, детям сложно даётся изучение причастных и деепричастных оборотов. За 24 года моей педагогической деятельности ничего так и не поменялось. Эта тема остаётся одной из самых трудных.
Также отмечу и другое наблюдение: современные мессенджеры не способствуют правописанию. При таком потоке сообщений нет возможности для выработки орфографической и пунктуационной зоркости. Ошибки при наборе текста перестали быть чем-то недозволенным. Здесь речь идёт даже не о заучивании правил, а об узнавании, которое невозможно в контексте данного явления.
– Как рефлексируют современные дети над литературными произведениями?
– Бывает по-разному. Были слёзы при изучении «Муму», удивление от «Маленького принца», досада при прочтении «Левши» или «Уроков французского». Это также зависит от того, какой эмоциональный настрой задаёт педагог.
Кстати, в пятом классе обязательно с ребятами переводим в тетради отрывок «Изборника» Святослава 1076 года: «Не съставить бо ся корабль без гвоздий, ни правьдьникъ бес почитания книжьнааго… Красота воину – оружие, и кораблю – вѣтрила, тако и правѣднику – почитание книжьное». Иначе звучит так: «Как не сделать корабля без гвоздей, так и праведника – без чтения книг… Красота у воина – оружие, а для корабля – паруса, так для праведника – чтение книг». Назидательность текста для детей очевидна, но переводить, оказывается, интересно. Роль книги в сознании древнерусского автора была весьма значительна. Для учеников открываются уже менее очевидные метафоры, где книги делают человека праведником, это «гвозди», которыми скрепляются все составные его части, и та сила, то «оружие», тот «парус», которые позволяют воздействовать на мир, правильно в нём вести себя, вести свой корабль. И обязательно нужно срисовать древнерусский текст, раскрасив первую букву, заодно узнавая новое про «красную строку».
– Школьники любят литературу?
– Главная задача педагога – увлечь своим предметом. Если это ему удаётся, то и предмет получает статус любимого. Так, тетрадь в пятом классе у нас всегда ручной работы. Её нужно иллюстрировать, раскрашивать, в ней будут карты-путешествия, интересные события, деревья-жанры и дворцы-жанры. Литература является собранием человеческих судеб, нравственных поисков и переживаний, отдельное художественное произведение стремится дать «анатомию человеческой души». Открытия великих художников слова помогают понять, прежде всего, мотивы человеческого поведения, внутренние потребности человека и его устремления. Тетрадь по литературе – это отражение восприятия художественного произведения на бумаге. Цель такой деятельности состоит в том, чтобы эти впечатления не были разрозненными, а составляли логически связанное целое. Новые знания, полученные на уроке, не останутся изолированными. Мы сделаем смысловые цепочки в тетради, в социальной сети, в литературной гостиной, на сцене во время спектакля (в школе есть свой камерный театр. – Прим. автора.). При этом на сцене ещё нужно научить ребят не стесняться себя, говорить в микрофон и без микрофона, не бояться своего голоса.
– Что детям даётся сложнее всего?
– Смешно и грустно читать первые высказывания ребят о своих впечатлениях о произведении. Путаница в мыслях, хаос в чувствах, словах. Впечатления ребёнка бегут вперёд мыслей, мысли вперёд слов. В итоге на бумаге что-то жутковатое. Прочувствованная нелепица, бессмыслица. Моя задача – эти чувства, прекрасные и неожиданные, превратить в мысли, а мысли – в слова. При этом важно не потерять радости познания. Печально иногда читать высказывания выпускников о произведении в итоговом сочинении. Слова и мысли. Души нет. Вспоминается рифма пятиклассника: «Доска – тоска». Обязательно кто-нибудь скажет: «Не хочу пользоваться статьями критиков, ведь важна моя интерпретация». Хороший ответ, но неверный. Критики умеют высказывать свои мысли, нужно найти среди них единомышленников. Всегда поможет слово другого человека. Художественное, публицистическое, научное.
– Мне думается, что трудности в восприятии литературы напрямую зависят от объёмов. Детям сложно столько осилить…
– Современным школьникам без самостоятельной работы не обойтись. Безусловно, в успехах детей должны быть заинтересованы и родители. А ещё нужно систематизировать полученные знания. Этому учит педагог. Важно, чтобы у учеников сложилось целостное представление о литературе как процессе. Постепенно обобщаются знания о произведении как этапе творчества писателя, затем как части литературного процесса. Формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные на уроках литературы знания, способствующие построению в сознании ученика общей культурно-исторической картины. Уроки помогают ориентироваться в мире знаний о нравственности, выстраивать целостную картину мира. Реализуется основная цель нравственного воспитания на уроке – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитание художественного вкуса учащихся.
– Современные авторы вкрапляются в программу?
– Да. Особенно это касается внеклассного чтения. Кроме того, дети и сами активно и с удовольствием делятся с одноклассниками своими книжными находками. Например, недавно девочка поделилась, что она прочитала тёмное фэнтези Ульяны Черкасовой. По-прежнему в детской аудитории популярна и серия романов о Гарри Поттере. Приносили мантии, волшебные палочки. Волшебство всегда увлекательно.
Для справки
За 28 лет более 7 тысяч учителей школ Кузбасса приняли участие в областном этапе престижного Всероссийского конкурса «Учитель года России».
На заметку
Виталий Кадочников ведёт свой сайт, который активно пополняется новым материалом. Контент будет интересен и полезен ученикам, их родителям, а также педагогам. Ресурс доступен по ссылке: https://padlet.com/kadkichap/literaturakvv
Между тем
По итогам испытаний регионального этапа конкурса «Учитель года России» эксперты определили ещё и девять лауреатов, а также обладателей специальных призов. Кроме того, свои симпатии выразил и региональный клуб «Учитель года Кузбасса», составивший альтернативное жюри. Членами клуба была отмечена учитель ОБЖ полысаевской школы № 44 Лариса Григорьева, интервью с которой наше издание публиковало ранее.