Преступники на удалёнке
Всё чаще мошенники стали пользоваться широкими возможностями «цифры»: на сей день существует множество программ, позволяющих изменять голос звонящего, а также номер телефона, с которого поступает сигнал. Статистика говорит о том, что жертвами аферистов чаще становятся пенсионеры.
Заместитель руководителя следственного отдела по Кировскому району города Кемерово Следственного управления Следственного комитета РФ по Кемеровской области – Кузбассу подполковник юстиции Иван Уханов разъяснил нашим читателям правила безопасности, соблюдая которые вы не дадите шанса преступникам.
– Иван Иванович, расскажите о современных способах мошенничества? Какие «приманки» используют жулики, чтобы заполучить заветный рубль?
– Известно множество способов мошенничества. Например, все мы помним, как раньше по городу ходили молодые люди, которые предлагали купить различную бытовую технику и инструменты, обладающие огромным набором функций. Поддавшись на уговоры, люди приобретали за большие суммы дешёвые подделки.
В условиях введённых ограничений мошенники тоже перешли на удалёнку, тем более современные средства связи позволяют завладеть чужими средствами, оставаясь незамеченными. Как правило, злоумышленники представляются своим жертвам родственниками или обманным путём действуют от имени банка, но в последнее время участились случаи, когда мошенники называются сотрудниками полиции или других правоохранительных органов. При этом в распоряжении преступников появились современные компьютерные программы, позволяющие изменить голос, а также номер телефона, который будет отображаться у потенциальной жертвы. Преступник действует не один.
Приведу пример. Человеку на мобильный телефон поступает звонок, тот видит, что звонят со стационарного телефона. Далее мошенник представляется сотрудником полиции, называя свою должность, звание и фамилию, после этого он предупреждает свою жертву о секретности разговора, ссылаясь на тайну следствия, а уже потом сообщает о проводимой специальной операции. В ходе общения выясняет подробные данные у человека, в том числе данные его банковских карт. Если человек сомневается, то мошенник предлагает прервать разговор и проверить номер телефона на официальном сайте правоохранительного органа. А затем, если абонент согласился действовать по схеме мошенников, якобы переводит звонок на сотрудника безопасности Центробанка, который поможет защитить средства жертвы. В итоге потерпевший может остаться без всех своих сбережений.
Но жертвой может стать не только человек, у которого имеются средства на счетах, – нередко люди поддаются на уловки мошенников и оформляют в банке кредит на своё имя, а полученные средства переводят мошенникам.
– Какие правила безопасности стоит зарубить себе на носу, чтобы по наивности душевной не стать жертвой обмана? Как распознать волка в овечьей шкуре?
– Если получен звонок с просьбой о срочной денежной помощи для известного гражданину лица (знакомого, родственника), следует не принимать решение сразу, идя на поводу у позвонившего, а проверить полученную от него информацию, перезвонив вышеуказанным лицам или связавшись с ними иными способами. Кроме того, нельзя сообщать по телефону личные сведения или данные банковских карт, которые могут быть использованы злоумышленниками для неправомерных действий.
Сотрудники правоохранительных органов никогда не будут выяснять в ходе телефонной беседы данные банковских счетов, требовать выполнения каких-либо действий в мобильном приложении банка.
Другое неизменное правило: не стоит перезванивать на номер, если он незнаком. Если считаете, что вас обманывают, обратитесь в ближайший отдел полиции.
– Удаётся ли вычислить преступников и вернуть потраченные деньги пострадавшим?
– В основном расследованием различного рода мошенничества занимаются сотрудники полиции, а в Следственном комитете России расследуются наиболее сложные уголовные дела, в том числе совершённые в отношении несовершеннолетних.
Установить мошенников возможно, но не всегда удаётся вернуть похищенные деньги, поэтому лучше соблюдать простые правила безопасности, чтобы не лишиться своих средств.
– Существуют ли приложения для смартфонов, которые бы определяли подлинность номеров?
– В настоящее время есть множество приложений, которые помогут ограничить нежелательное общение, сам пользуюсь таким, оно информирует о том, что номер звонящего принадлежит службе доставки или это реклама банковских услуг.
– Много ли подобных дел возбуждается ежегодно? Если число растёт, с чем связана тенденция? Методы изощрённее стали или другие причины?
– Практически ежедневно люди становятся жертвами мошенников, вижу это из анализа ежедневных оперативных сводок. Среди них есть те, кто увидел объявление о продаже товара в социальных сетях и перевёл деньги продавцу, но не получил желаемый товар.
Другие поддались на уговоры мошенников и перевели им свои средства, полагая, что помогают своим близким людям, но на деле оказалось, что общались они с преступниками.
Некоторые люди просто не захотели подключать информирование от банка о поступлении и списании средств по карте, а затем узнали в магазине, что на счету отсутствуют денежные средства – всё «списали» мошенники.
Многие привыкли оплачивать товары своими смартфонами, имеющими функции бесконтактной оплаты, но забывают о том, где находится их банковская карта, а ведь большинство банковских карт имеют возможность оплаты товаров без введения пин-кода. Преступники, нашедшие такие карты, успевают за короткий период посетить множество торговых точек, совершая покупки в пределах тысячи рублей, тем самым тратят все деньги с карты.
– В Следственном комитете было принято решение организовать серию уроков по повышению компьютерной грамотности для пожилых людей. Очередная встреча была проведена с советом ветеранов Кировского района. Все ли могут стать участниками этого события?
– Задача следственных органов не только раскрытие уже совершённых преступлений, но и проведение профилактических мероприятий.
Пожилые люди, в силу особенностей воспитания, мировоззрения не способны к критическому восприятию действительности, они доверчиво относятся к представителям правоохранительных органов и власти в целом, поэтому и было решено провести уроки по повышению компьютерной грамотности. Но не стоит делать на этом акцент, жертвами преступных посягательств могут стать как пожилые люди, так и молодёжь, поэтому периодически мы проводим различные встречи с общественностью: перед началом длительных летних каникул посещаем образовательные учреждения, объясняем детям, как не стать жертвой преступления, встречаемся с трудовыми коллективами, разъясняя их права, в том числе на своевременную оплату их труда. Ежедневно в территориальных следственных отделах организован личный приём граждан, существуют телефоны доверия, подробная информация о них указана на сайте Следственного управления по Кемеровской области – Кузбассу.
статистика
Мобильное мошенничество в цифрах
Как сообщает прокуратура Кузбасса, жертвами интернет-преступников по состоянию на 11.02.2022 стали 339 жителей области (плюс 66 человек за неделю). Причинённый ущерб составил 62 млн 252 тыс. руб. (+ 20 млн 390 тыс. руб. за неделю).
В целях завладения денежными средствами мошенники использовали страницы социальных сетей, обманывали потерпевших при совершении сделок купли-продажи, обмена товаров через сайты объявлений.
Между тем
Высокая плата за доверие
Пенсионерка, пытаясь сохранить свои сбережения, перевела на счёт мошенников миллион рублей.
В дежурную часть отделения полиции «Рудничный» ОМВД России по Прокопьевску обратилась 63-летняя горожанка с заявлением: её обманули неизвестные и похитили миллион рублей. Об этом сообщает пресс-служба местной администрации. А дело было так: накануне прокопчанка ответила на входящий вызов с незнакомого номера. Женский голос представился сотрудницей банка и пояснил, что мошенники пытаются воспользоваться её личными данными и оформить кредит. После злоумышленница соединила пенсионерку с другим оператором, который назвался представителем службы безопасности Центрального банка. Он убедил несчастную в том, что ей необходимо максимально быстро взять кредит, чтобы опередить преступников. Для пущей убедительности «специалист службы безопасности» продиктовал точный адрес местоположения жертвы и попросил её незамедлительно направиться в ближайшее отделение банка. Через несколько минут на телефон доверчивой горожанки поступил ещё один звонок – контрольный: мужской голос пояснил, что он является работником Следственного комитета и настоял, чтобы при оформлении кредита она не отвечала на вопрос, для какой цели берёт деньги, так как он подозревает в хищениях сотрудников банка.
Женщина пошла в банк, оформила кредит на 1 000 000 рублей и с помощью банкомата перевела сумму на необходимый злоумышленникам номер счёта. Потерпевшая вернулась на работу и решила проверить абонентский номер Следственного комитета. Ей пояснили, что она действительно звонит в Следком, но сотрудник с такими именем и фамилией у них никогда не работал.
Следствием возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Установлено, что 1 000 000 рублей был перечислен на абонентский номер, который зарегистрирован в Москве. Проводятся оперативно-розыскные мероприятия.