Ученые озабочены судьбой Караканского хребта – уникального природного объекта в нашем регионе. Есть серьезное опасение, что существует он… последнее десятилетие. Скоро его планируется срыть до основания, а на этом месте расположить отвалы угольных разрезов.
Последний степной бастион
Уникальный Караканский хребет протянулся на 25 километров в длину и полкилометра в ширину почти в центре Кузнецкой котловины. На его северном склоне — березовый лес, а на южном — степь, где растут ковыли, обитают сурки, куропатки, жаворонки и сотни других видов живых существ.
Ученые утверждают, что такого явления больше нет на всем земном шаре. Много миллионов лет назад земля в районе Кузнецкой котловины треснула, и на поверхность вылилась лава. Внизу образовалась пустота, она просела, в результате чего получилось природное «блюдце» (геологи его называют мульдой). Края этого блюдца образовали Мелафировую подкову – это Тарадановский кряж, Ажендаровский кряж, Салтымаковский кряж, Узунский, Абинские горы и Каракан. В лесостепи северного полушария подобное можно встретить лишь здесь.
Уникальность заключается, в первую очередь, в особых сложившихся климатических условиях. Дующие на Кузбасс с запада ветры, встречая Салаирский кряж, отдают свою влагу западному склону, который получается сильно увлажненным, а восточный, который входит в Кемеровскую область, находится в дождевой тени, и здесь сухо. С Кузнецким Алатау происходит то же самое: западный склон очень сырой. А посередине между ними как раз и находится Караканский кряж. Казалось бы, его западный склон тоже должен быть более влажным. Но нет, он сухой. А на противоположном склоне — влажно.
— Если честно, ни один современный ученый не сможет вам объяснить, почему так произошло, — говорит Николай Лащинский, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Центрально-Сибирского ботанического сада Сибирского отделения РАН и автор книги «Растительный мир Караканского хребта». — Но природную уникальность Каракан чувствуют на себе, к примеру, дельтапланеристы. Хребет очень известен среди них именно своими восходящими потоками. Четыре года тому назад, когда мы впервые посетили это сказочное место, сразу заинтересовались фантастическим фактом: на противоположном склоне вершины растут сообщества, которые на самом деле должны расти высоко в горах. Мы так и не поняли, в чем дело. Потом мы приехали ещё раз, зимой, – и тогда поняли. То, что радует дельтапланеристов, как раз и обеспечивает совершенную особенность этого хребта. Воздух из Кузнецкой котловины, встречая Караканский хребет, поднимается и переваливает через него, переметает весь снег на другую сторону. На одном склоне мы имеем 20-40 сантиметров снежного покрова, переходим на другую сторону – там 6 метров снега, 5 метров, а дальше опять – 20-30 сантиметров. И растения, и насекомые прекрасно себя чувствуют под 6-метровой «шубой».
Там тепло, там все живет.
Но сегодня эти уникальные горы гибнут. Окрестные угольные предприятия их взрывают, и полученный таким путем щебень растаскивают на отсыпку технологических дорог. То есть весь Караканский хребет разрабатывается просто на дорожный щебень. Даже если мы всего в двух-трех местах пророем этот кряж — нарушим эту уникальную циркуляцию воздуха, он пойдет другим путем, и все очарование Каракан исчезнет. И то, что поддерживает редкие виды и сообщества растений, природная ситуация, которой больше нет нигде в мире, все «уйдет» на дешевый щебень. Если не принять срочных мер по охране хотя бы части Караканских гор, то через десяток лет здесь останутся одни гравийные дороги, ведущие к выработанным шахтам и зияющим пустотами разрезам!
— Действительно, это место уникальное, — подтверждает Николай Скалон, заведующий кафедрой зоологии и экологии Кемеровского государственного университета, профессор, доктор педагогических наук. — Я сам первый раз побывал на Караканах году в 1994-м, проехал по ним, изумился этой территорией. Мы нашли там очень много интересных насекомых, была там и огромная колония сурков. И сегодня, кстати, когда там копают, добывая щебень, иногда видно нору сурка «в разрезе», чуть ли не на 8 метров, с гнездовой камерой. Сейчас колонии сурков остались только в южной части Караканского хребта, в центральной они практически уничтожены. А в северной части ещё в 1994 году оставались только следы их пребывания. Это последние сурки Беловского и Прокопьевского районов. Были там и целые стаи серых куропаток, для них это место обитания – оптимальное, дальше им будет труднее сохраняться, особенно в зимнее время. Наша общая задача – попытаться сохранить эту территорию.
Дешевый щебень или планетарное явление?
По данным Андрея Куприянова, доктора биологических наук, профессора, сейчас в администрации Беловского района рассматривается вопрос о согласовании размещения внешнего отвала на восточном склоне Караканского хребта в сторону села Пермяки для участков открытых горных работ. Рабочей комиссией ФГУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» принято решение об увеличении глубины отработки на этих участках до горизонта + 0 (в настоящее время глубина разработки производится на горизонте + 100).
— После проведения этих работ, — утверждает Андрей Куприянов, — Караканский хребет, вероятно, будет полностью разрушен вместе с уникальным растительным и животным миром. Вокруг Каракан планируется создание 15 угольных разрезов, и они все должны располагаться по западной границе. Под самими Караканами угля нет, но беда в том, что угольным компаниям нужно место на отсыпку породы. Предполагаемая площадь внешнего отвала – 800 га, он уничтожит село Пермяки, Каракан и сделает абсолютно безжизненным этот пока уютный уголочек.
Уже сейчас отвалы «Пермяковского» и «Дунаевского» разрезов складируют с восточной стороны хребта. Толща отвала начинает давить на весь почвенный покров, он сминается буквально в гармошку и ползет вниз, сносит все, что там росло. Самая плодородная почва в Сибири сминается, подвергается деформации, уходит. Мы три года работали над заданием Международного совета охраны природы по выявлению ключевых ботанических территорий, то есть территорий, которые наиболее важны для сохранения биоразнообразия региона. Мы открываем изучение и публикацию того природного наследия, которое мы имеем в Кузбассе. Мы приглашаем всех ученых, которые могут помочь в этой работе.
Наше наследие уходит под отвалы, под разрезы, под свалки. И наша задача – его сохранить. Да, нам нужен уголь, но его следует добывать так, чтобы не разрушать экологические природные системы. А для этого нам нужно спасти хотя бы часть Караканского хребта. Аналог возможного сохранения – это Баятские сопки (в Беловском районе. – Прим. ред.), которые как раз и являют собой относительно нетронутый участок, оставшийся в окружении угольных разрезов.
Послесловие
Один из первых шагов, предпринятый учеными в качестве попытки сохранения этого уникального уголка земного шара, – издание книги «Растительный мир Караканского хребта». На днях состоялась её широкая презентация для общественности. Авторы издания — ботаники Новосибирска и Кемерова: Николай Лащинский, Наталья Макунина, Ольга Писаренко, Татьяна Буко и Светлана Шереметова.
Второй шаг, который ботаники и зоологи собираются предпринять, чтобы противостоять стремлению к сиюминутной выгоде, — требование государственной экологической экспертизы хребта в целом. Чтобы стало ясно, что это уникальное природное явление в масштабах всего северного полушария.
Есть в этом и некий метафизический смысл. Дело в том, что географически Караканский хребет – практически середина Кузбасса. Что будет, если мы сами сломаем свой хребет?