«Другого смысла мне не надо»
Слесари тепловых сетей о себе, о жизни, о работе
Работа слесаря трудная, порой выжимающая из человека все силы, требует особого характера. В чём он проявляется, рассказывают слесари теплосетевого подразделения Сибирской генерирующей компании в Новокузнецке – Дмитрий Кудинов и Григорий Рак-Рачёк.
– Какие качества необходимы слесарю, который обслуживает и ремонтирует тепловые сети, а какие абсолютно противопоказаны?
Дмитрий Кудинов: «Взрослые качества нужны, я бы так сказал. Причём это не от возраста зависит. Бывают ведь и молодые люди, но при этом серьёзные, ответственные. А встречаются и в годах попрыгунчики, которые не любят утруждаться.
Наша профессия требует основательности, а это уже от человека зависит: развито такое качество у него или нет. Но если нет, можно же вырастить его при желании. Верно? Я думаю, к нашей работе есть только одно критическое противопоказание – лень. А если человек хочет работать, всему научится».
– То есть любой сможет? И я?
Григорий Рак-Рачёк: «А почему нет? И болгаркой через полгода резать будете. Начнём с маленькой, закончим побольше. Кстати, маленькой болгаркой со шлифовальным диском удобно металл подравнивать, а уж большой можно резать трубы любого диаметра.
Трудностей не надо бояться, вот что в нашей работе главное. Если человек по каждому поводу начинает бурлить, он у нас не задержится. А вообще, я с огромным уважением отношусь к любому, кто выполняет свою работу добросовестно. Сложности в общении у меня могут возникнуть разве что с теми, кто создаёт проблем больше, чем решает».
– СГК обслуживает почти пятьсот километров новокузнецких теплотрасс. Огромное количество трубопроводов и тепловых камер. Не скучно из года в год заниматься одними и теми же трубами и задвижками?
Григорий Рак-Рачёк: «Семь лет работаю на тепловых сетях, ещё ни разу не соскучился. Понимаете, это только стороннему наблюдателю может показаться, что работа слесаря однообразна и монотонна. На самом деле, каждый день всё меняется. Разные задачи, разные условия. Вполне допускаю, что кто-то скажет: «Ой, подумаешь, там – труба, тут – труба, в чем разница-то?» А разница в том, что и состояние трубопроводов, и канала теплотрассы, и глубина её прокладки на каждом участке работ различаются. А значит, меняются и время, и сложность выполнения работ. Когда мы едем на участок устранять дефект, объём работ только приблизительно можем представить. Вот раскопаем, посмотрим, оценим – поймём точно, сколько сил и времени потребуется. А от нас же люди чего ждут? Чтобы мы пришли, решили проблему и ушли как можно быстрее. Поэтому каждый новый объект как шкатулка с секретом. Раскроешь – увидишь».
Дмитрий Кудинов: «Я только часть времени работаю на теплотрассах. Помимо этого, у меня достаточно большой функционал по обслуживанию оборудования на подкачивающей насосной станции (ПНС). А там своя специфика. Но вообще понятие скуки к моей работе слабо применимо, потому что я постоянно занят в разных процессах. Например, в подготовке нашей ПНС-16 к отопительному периоду. Мне кажется, мало кто из жителей знает, зачем она нужна, а я каждый её насос, каждый редуктор насквозь вижу, и моя задача – обеспечить исправность всего оборудования. От этого зависит, будет ли наш огромный Новоильинский район с теплом и горячей водой. Подкачивающая насосная станция необходима, чтобы обеспечивать требуемое давление в тепломагистралях, по которым теплоноситель поступает от ТЭЦ в жилые кварталы».
– Слесарь по ремонту и обслуживанию тепловых сетей – одна из наиболее востребованных рабочих профессий СГК в Новокузнецке. Расскажите о сложностях, которые ждут людей, решивших заниматься этим делом. И, может быть, о плюсах работы.
Дмитрий Кудинов: «Начну с плюсов, это проще. Стабильность – сто процентов. Зарплата, аванс – всегда всё вовремя. Для меня это важно. Там, где я раньше работал, как пандемия началась, всё в тартарары полетело, люди без зарплаты месяцами сидели. Здесь такого нет. Всё четко. Если работа на объекте задержала, переработка всегда оплачивается. Из минусов – устаёшь. Работа физически не сказать что лёгкая. А самое трудное – летом, в жару, в канале теплотрассы с трубопроводом возиться. Физическая нагрузка – спортзала не надо».
Григорий Рак-Рачёк: «Ещё из сложностей: далеко не всегда жители воспринимают наше присутствие доброжелательно, хотя наоборот тоже бывает. Вот, помню, копали мы не так давно в центре, так нам одна бабушка пироги вынесла, говорит: «Ешьте, сынки, уморились, поди». Вкусные! А здесь, на Транспортной, видите, двор попал в программу по благоустройству в прошлом году, закатали его в асфальт. А тут возьми и случись повреждение на теплотрассе. Что началось! «Да вы нам всё попортите! В нашем дворе ничего не трогайте!» А работать-то как? Оставим как есть – тепла не будет. Но нам особо на эмоции внимание обращать некогда. После ремонта восстановим всё как было. А из плюсов ещё – коллектив у нас в ремонтном цехе хороший. Все нормальные ребята, всё умеем, подменить где-то друг друга можем».
«Для меня важнее всего в работе, ну, если глобально говорить о смысле в плане «а для чего оно всё», – понимание, и вы уж меня простите за некоторый пафос, что я делаю реально нужное дело. Всем нужное. Да, это не балет на льду, красивого мало. А пользы – более чем достаточно. И другого смысла мне не надо».