«За любой спорт надо платить»
В Кемерове появится уникальный баскетбольный клуб
Уроженец Прокопьевска Александр Хахилев всей душой болеет за баскетбол. В игре он с семи лет, сегодня прокопчанин – основатель клуба «Стремление», у которого нет аналогов в стране. Его жена Мария руководит движением Stremlenie-woman, два сына из трех уже играют в баскетбол. В Прокопьевске клуб развивается давно, но, что любопытно, и, пожалуй, это можно считать пробелом в работе, подобного течения не было ни в Кемерове, ни в Новокузнецке, хотя оно активно действует в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Александр решил этот пробел заполнить.
ОТ СТАРТАПА – К УСПЕХУ
Ученика начальной школы Сашу в баскетбол отдал папа. Мальчик начал ходить в спортзал лет с 7-8, но первый настоящий тренер, который и привил ему любовь к мячу, появился в седьмом классе. Известный в Прокопьевске наставник баскетболистов Сергей Ефимов перевернул жизнь Александра Хахилева на до и после. Потом он отучился на инженера-технолога в КузГТУ, но уже в студенчестве сам познал вкус тренерского дела. Судьба постоянно подкидывала юноше жизненные повороты, так или иначе ведущие его к основанию собственного клуба.
– Александр, вы начали играть уже в школе. Расскажите о первых победах в качестве игрока?


– В Прокопьевске со спортом плохо. Когда кто-то что-то выигрывает, это считается классно. В 2000 году у нас собралась команда 1986 года рождения, мы поехали на чемпионат области в Новокузнецк и там победили. Нам было по 14 лет, это были наши первые соревнования, до этого я вообще с 4-го класса не играл. И тут на первых же соревнованиях мы становимся чемпионами. Тогда это было необычно, потому что лидерами были Новокузнецк и Кемерово, а тут вдруг Прокопьевск. Причем обыграли мы достаточно легко, я получил звание самого результативного игрока.

После это стал заниматься серьезнее. Мы тогда тренировались шесть-семь раз в неделю. Когда мне было 15, наш тренер решил создать профессиональную команду, назвали ее «Жемчужина», команда состояла наполовину из кузбассовцев, наполовину из спортсменов Новосибирской области и играла в высшей лиге Чемпионата России.

Первый год прошел хорошо, стали чемпионами Сибири. Если бы в тот момент увеличили бюджет, думаю, эта команда могла бы и выше играть. Шесть лет она просуществовала, но потом «Жемчужину» расформировали, сегодня никто не помнит, что она была. Увы, реалии нашего спорта таковы, что когда что-то создается из бюджетных денег, это долго не живет.
– Как к тренерству перешли?

– В студенчестве на третьем курсе я начал тренировать в зале КузГТУ. В перерывах между тренировками волейболистов и баскетболистов я любил подсказывать партнерам по команде по игре, выступать в роли второго тренера. Это заметила тогдашний тренер волейбольной команды и спросила меня, не хочу ли я потренировать детей. Я никогда об этом не думал, но решил попробовать. Пришел в 91-й школу в Кемерове, и все закрутилось. Потом устроился в спортивную школу №2 и учителем физкультуры в школу №33.
– Как возникла идея клуба? Знаю, что это был стартап.

– Так сложилось. Когда я был учителем физкультуры в Кемерове, пришло распоряжение создавать в школах спортивные клубы. Идея показалась мне интересной. В Кемерове с баскетболом сложно. Я начал думать о реализации задумки сотворить организацию, в которой дети могли бы заниматься разными видами спорта. Я считался хорошим баскетболистом, сильно переживал за развитие этого вида, задавал всем вопросы: «Почему у нас нет команды? почему многие уезжают в другие регионы, в другие команды?» Мне никто не отвечал. К тому же я был непрост в общении: всегда имел свое мнение. Меня либо понимали, либо не понимали.

Потом решил, раз никто не может – я сам создам команду. Собрал игроков, нашел небольшие деньги, и мы подали заявку на первую лигу Чемпионата России в 2011 году. Это был серьезный шаг к клубу, ведь я получил опыт поиска средств, руководства людьми. Мы тогда заняли второе место в первой лиге. Я понял, что все возможно.
В те годы президентом федерации баскетбола Кемерова был Игорь Скворцов, муж детского тренера по баскетболу Марины Скворцовой. Он сказал, что устал заниматься федерацией, и сложил полномочия. Я попробовал претендовать на должность. Меня не выбрали. Я начал искать другие варианты, и в 2016 году я нанял первого тренера в баскетбольный клуб «Стремление».

Я не понимал, как можно тратить миллиарды на непонятные клубы и не развивать детский спорт, массовый спорт. Я начал думать, почему так, и пришел к созданию философии. На ней я построил все дальнейшее развитие клуба и строю до сих пор.
ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВОГО ДУХА
«Стремление» пять лет живет полноценной жизнью без инвестиций и дополнительных вложений. Растет численность центров, участников и персонала, постоянно действует система повышения профессиональной подготовки, расширяется география присутствия. Баскетбольные центры работают в Московском регионе, Санкт-Петербурге, Тюмени, Прокопьевске, Тамбове, Новосибирске. В новом учебном году 2021/22 спортивный клуб появится в Кемерове. По словам основателя, раз придя в дружную семью «Стремления», из нее невозможно вырваться.
– Не скажешь, что в Кузбассе много профессиональных команд, давно уже в регионе не появлялось олимпийских чемпионов. Что вы думаете о положении кузбасского спорта?

– Если посмотреть на российский спорт, то это система, когда в ней якобы добиваются результата. Люди в ней хотят воспитывать чемпионов, делать из детей невероятных олимпийских спортсменов. Но по факту, если взять баскетбол, у нас нет олимпийских чемпионов, и даже чемпионов мира и Европы тоже давно нет. В НБА нет ни одного из России, но есть из Швейцарии, Нигерии, Японии, Китая.

Система работы на результат перекидывается на детский спорт. Детских тренеров ставят в условия, что ты, к примеру, должен выиграть чемпионат России. Если не выиграл, у тебя нет баллов. У тебя так маленькая зарплата, но ты не получишь повышения квалификации и баллы. Ты не будешь считаться тренером в кругу тренеров, если ты ничего не выиграл. Какой ты тренер, если ты не выигрываешь?

Но разве мы работаем, чтобы выиграть какой-то чемпионат? Мы работаем, чтобы дети добивались серьезных результатов. Может, мальчик играет не в сильной команде, но если он талантлив, его надо вести вперед, несмотря на ошибки и поражения. Есть дети, которые выигрывают, но явно видно, что они продолжать не будут. Они могут быть сильные, мощные, быстрые, но на самом деле к большому баскетболу не будут иметь отношения.
Когда начинают давить на тренеров, те начинают на кого давить? На детей. Квалифицированных тренеров, которые любят детей и готовы трудиться и развиваться, очень мало. Большинство приходит на тренировку, говорит воспитанникам, что делать, и им все равно, как ребенок справляется с упражнениями. Не справляется? Значит, из него не будет толка. И работают с другими тремя, которые что-то схватывают.
– Чем клуб «Стремление» отличается от общепринятой системы?

– Основная задача тренера в кубе – сделать так, чтобы ребенку было интересно. Приходишь в школу, спрашиваешь, хотите ли вы заниматься баскетболом. Дети не реагируют бурно, они не знают больших баскетболистов. Так вот задача тренера – сделать первые тренировки чрезвычайно интересными, чтобы ребенок вышел с тренировки, пришел домой и маме сказал: «Было супер! Я хочу заниматься».

Тренеры, которые к нам приходят, работают по той системе. Очень сложно их переобучить на нашу. Я говорю, что надо заниматься со всеми детьми. В обычной школе если на тренировку придет нескладный полноватый ребенок, вряд ли с ним будут заниматься, просто скажут маме, что он не баскетболист, и мы не будем тратить на него время.

У нас ты должен работать с каждым нашим клиентом. Часто из слабых или нескладных вырастают подлинные фанаты спорта. Они становятся судьями – у меня есть такие примеры, менеджерами, тренерами. Они начинают любить баскетбол и ходить на матчи.

Вот этого в российском спорте никто не понимает.
– У части спортивных тренеров распространена манера грубого общения, они уверены, что напором и агрессией быстрее достигнут результата. Ваше мнение?

– Мы должны четко разделять спорт и бизнес. Бизнес – это то, что окружает спорт. Тренировка незыблема, она должна быть интересной, тренер – активным. Он не должен сидеть на скамейке, разговаривать по телефону, его задача – помогать ребенку стать лучше, поправлять, показывать упражнения, выстраивать урок интересно. Если ребенок нарушает дисциплину, мы говорим о том, что так делать не надо. Если хочешь заниматься, должен выполнять правила. Где-то можно и голос повысить.

Однако мы работаем в платной системе и не можем позволить себе нагрубить. Я учу тренеров тому, что нельзя обращаться оскорбительно: «Эй ты, дурак, че делаешь?» Нельзя переходить на личности. Это я называю уважительным отношением к клиенту.
– Александр, что для вас высшее достижение? От чего получаете удовольствие как тренер и бизнесмен?

– Мне неинтересен результат вообще. У нас большая лига: восемь команд будет играть в Москве, еще 20 – в Кемерове, 25 – в Петербурге. В общей сложности около 125 команд будет играть. Конечно, я говорю всем тренерам о том, что надо стремиться к победе, но лично я не выпишу вам премию за выигранный чемпионат, не сделаю своим помощником за чемпионство. Мне это неважно.

Мне надо сделать так, чтобы баскетбол в жизни семьи стал номером один. Даже если там есть другой вид спорта, я хочу стать номером один! Так обычно и происходит.
Когда правильно выстраиваешь работу, родители бывают очень благодарны и вовлекаются сами. У нас есть лига взрослых. Есть куча примеров, когда тренируется ребенок, мама и папа. Вот тогда меня распирает от гордости.

Я получаю огромное удовольствие, когда приходит папа и спрашивает, можно ли ему позаниматься, а он до этого вообще ни во что не играл. Или мама, у которой лишний вес, и она стесняется. Мы создаем для них атмосферу, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Они находят в клубе друзей и семью.
ПРЕВРАЩЕНИЕ В ТИГРА
В баскетбольной России сегодня существует не одна детская и молодёжная лига, из известных можно назвать «КЭС-Баскет», «АСБ». Тем не менее, ни в одной из них не создана система, сочетающая тренировки, проведение лагерей и собственных соревнований. Ни в одной, кроме БК «Стремление». Хахилев придумал замкнутый цикл: начало тренировок – участие в собственных турнирах – желание расти в мастерстве – участие в летних лагерях и индивидуальные занятия с тренером – возвращение на тренировки в новом учебном году. И так по кругу.
– Александр, расскажите о ваших клубных мероприятиях.

– В Москве мы играем каждое воскресенье без пропусков. У нас много команд: «Пегасы», «Тигры», «Львы», «Драконы» с флагами, логотипами, болельщиками. На финал приходят родители в майках цветов своей команды. С кричалками, барабанами – очень круто! Наши игры посещали два олимпийских чемпиона, оба были удивлены масштабом, залом, полным людей, активностями.

Некоторые думают, что клуб – это любительский уровень. На самом деле, наша система дает интересный результат. За пять лет могу насчитать порядка 150 детей, которые попали в спортивные школы Москвы, в основные команды «Динамо», «ЦСКА», всюду. Постепенно в Москве к нам изменилось отношение. Если человек приходит из «Стремления», говорят, мол, давай, заходи, посмотрим на тебя.

Мы выстроили систему так, что дети тренируются три раза в неделю, участвуют в соревнованиях для себя, для кайфа, а потом в определенный момент они задаются вопросом, куда двигаться дальше? Они идут в спортивные школы.

Как это оценивать? Получается, что «любительский клуб» выпускает интересных ребят, возможность попасть в спортивную школу. По-моему, стоит задуматься.

Такую же систему мы хотим выстроить в Кемеровской области. Первый турнир в Прокопьевске мы провели, 12 играло команд. Сейчас хотим открываться в Кемерове и Новокузнецке и делать единую лигу. Первый лагерь мы планируем сделать зимой в январе 2022 года. А вообще лагеря у нас проходят во все каникулы, а летом мы проводим его в Сочи.
– Бытует мнение о том, что настоящий детский спорт должен быть бесплатным…

– Я беседовал с маркетологом «Спартака» – крутого баскетбольного клуба в Приморье, недавно закрывшегося из-за нехватки средств. В России невозможно создать условия, чтобы клубы зарабатывали сами, когда не поступают деньги сверху. Когда есть какая-нибудь крупная компания-спонсор, ты не думаешь о продвижении. Потому мнение это глубоко ошибочно. За любой клуб надо платить. Тренеры должны получать хорошие деньги, чтобы делать свою работу спокойно, не думая о подработке и содержании семьи.

Мой первый тренер Сергей Ефимов работает много лет. У него хорошие выпускники, которые играли в ленинградском «Спартаке», которые попали в сборную Россию. А он получает 17 тысяч рублей. Я свой труд тренера оцениваю намного выше. Я могу сделать зарплату тренеров в Кемеровской области в три-четыре раза выше, чем платит сейчас государство. И у меня будет заниматься много детей, будут соревнования, все будут счастливы.

Когда выстраивается фундамент системы, когда детей много, когда тренер обеспечен, можно придумать кое-что еще. Можно собрать лучших игроков, выбрать тренера и сказать: «Мы тебе платим, но дети занимаются бесплатно».

Мы содержимся только на наши средства. Получили чуть больше денег – в Кемерове наняли тренера.

Люди готовы платить за клуб.
– Вы много лет занимаетесь с детьми. Как меняется ребенок после тренировок в клубе «Стремление»?

– Это удивительный процесс. Именно это меня и привлекло к тренерской работе. Дети неуправляемы, в большей степени не мотивированы, не различают «можно» и «нельзя», в них много энергии. С детьми тяжело, если человек не любит свою работу. Если человек нашел в себе призвание педагога, то проблем нет. Тренер понимает, что с ребенком надо пройти множество этапов. В какой-то момент его рост будет проседать, еще что-то произойдет, и нужно правильно его провести.

Если ты классный педагог, тебе это доставляет неимоверное удовольствие.

Проходит сезон с сентября по май, ребенок уходит на каникулы, потом в сентябре приходит совсем другой. Может вырасти, возмужать, изменить свои взгляды, и ты удивляешься: «Как? Это человек, который меня не слушался, а сейчас это лучший игрок!»

Это счастье, как взращивать цветок.
– Есть ли у вас какие-то требования к новичкам? Кто может вступить в «Стремление»?

– Единственный случай, когда мы можем отказать, – это при наличии у ребенка медицинских противопоказаний. В целом больше нет ограничений, тренируются и мальчики, и девочки. У нас есть опыт работы с ребятишками детсадовского возраста. У меня самого дети с трех лет начали заниматься.

Важно понять, не все точно будут профессиональными спортсменами. Если ставить себе такую цель, придется менять всю жизнь ребенка и семьи вплоть до смены города проживания.

Мы работаем для того, чтобы люди оздоравливались, занимались своим телом. Баскетбол – это вид активности, которая ведёт к хорошему здоровью и настроению. С этой точки зрения родители должны быть просто счастливы, если ребенок пришел и сказал: «Я хочу заниматься, мне это нравится». Не важно, полный он или худенький, быстрый или медленный.
Текст Надежды Бойковой
Фото из архива БК «Стремление»