Баллончик или игла?
В Кемерове открылась необычная выставка молодежного искусства
Кузбасс по-прежнему теряет лучшие молодые кадры. Отток населения продолжается, цифр никто не скрывает, особенно сильно желают вырваться из сибирской глубинки люди творческих профессий – считается, что им не найти здесь реализацию. Коллектив «Кузбасского центра искусств» не согласен. Осознавая проблему, они запустили спецпроект «Contrast», и это то, чего так долго ждала кемеровская, да и кузбасская молодежь.
Битва за творчество молодых
Данила Апанасов, кемеровский граффитист, но сегодня все больше художник-абстракционист и монументалист, свои картины продавать пытается. Говорит, что покупают их не так активно, как хотелось бы, но уверен, что искусство должно быть оплачено достойно.

Его «оппонент», второй экспонент контрастной выставки тату-мастер Михаил Смирнов принимал участие в реалити-шоу «Делай деньги» РМХ «Кузбасс», чтобы набраться опыта по ведению собственного бизнеса и монетизации таланта у маститых специалистов.

Оба участника проекта даровиты, уже признаны профессиональным сообществом и ценителями искусства и хотят жить и развиваться в Кемерове.

С них стартовал «Contrast» – детище креативщиков «Кузбасского центра искусств», которые стараются каждую новую выставку делать не похожей на предыдущую.

Нашему городу не хватает неординарных молодежных проектов. Музеи не могут себе их позволить. Но любая классика всегда была современным искусством, и мы открыты для современного искусства. Мы взяли самых активных художников, кто принимает участие в вернисаже «Лучшая работа города» Кемеровского отделения Союза художников и имеет награды, образование, признание. Кто, как не они? Если мы не будем делать такие проекты, мы упустим молодежь, и огромный культурный пласт просто пропадет.
Семен Родионов, искусствовед «Кузбасского центра искусств»
По данным Росстата за 2020 год, из Кузбасса уехало более 47 тысяч человек, большая часть из них – творческая молодежь. Прогрессивные галерейщики забили тревогу не зря: статистика причисляет наш регион к депрессивным. Что любопытно, представители старшего поколения местных живописцев думают, как Росстат.
Кузбасс среди всех сибирских регионов всегда был маленькой, но самой густонаселенной областью. За последние годы идет колоссальный отток. И я заявляю, если вы сейчас не начнете что-то делать по реорганизации искусства как такового, еще немного, пять-семь лет, мы вымрем, и здесь будет пустыня. Кластеры? Вам навезут не лучшие произведения, а третьесортные, деньги пойдут туда, здесь ничего не будет оставаться. Детей обучают не в кластерах, а в профессиональных колледжах и училищах у мастеров, которые еще есть. Завтра их не будет.
Александр Суслов, художник-монументалист, председатель Новокузнецкого отделения Союза художников России
Искусствовед Семен Родионов говорит, для того, чтобы молодежь оставалась и творила, она должна видеть перспективы и чувствовать нужность своего искусства здесь, на малой родине.
Проблемы художников понятны: нехватка выставочных площадей, мастерских и стимула к работе после окончания художественных заведений. Мы обсудили все это при подготовке выставки, но мы открываем, по сути, не выставку, а новый рубеж работы с молодежным направлением. Это наш авторский проект. Мы вышли с инициативой, выиграли грант Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, получили поддержку Союза художников. Мы говорим молодым авторам: «Приходите, мы вас ждем. Мы поможем с выставкой, с продвижением, оценкой стоимости работ, поиском галерей и кураторов в Москве».
Семен Родионов, искусствовед «Кузбасского центра искусств»
Двое пришли. Граффитист и татуировщик, абстракционист и классик. И баттл начался.
Многоликий Rous
Да нет, никто не состязался в более эффектном наложении краски кистью или скоростной заливке холста, не кидал противнику в лицо палитру. Устроители выставки представили два типа мышления, два направления живописи. Кто лучше, кто хуже? Категоричной оценки быть не может, зритель решит для себя сам, что ему больше по душе.
У Данилы очень хорошая интуиция и чутье. Это современный подход к абстракции, где она соединяется с реализмом, как у Тани Ахметгалиевой. Миша тоже идет по современным трендам, он занимается татуировкой, отчего для него характерна контурность, у него крепкая рука. У Данилы, наоборот, рука мягкая, как будто случайно ведет. У Данилы краска льется случайно, а у Миши даже там, где льется краска, все равно планируется сдвиг, все равно хаос управляемый.
Наталья Попова, искусствовед, доцент КемГИК
Картина – это модель мира, считает Наталья, и авторы делятся со зрителем своим пониманием мира. Причем интуитивные художники, как Апанасов, не любят рассказывать о своих работах, для них это неважно. Аналитики, как Миша Смирнов, охотно объясняют смысл холстов.

Свои предпочтения Наталья Попова не скрывает: на выставке имеется одна картина из ее личной коллекции. «Ландыши, тюльпаны, ландыши» ей подарил автор Данила Апанасов, к организации первой выставки которого в стенах института культуры искусствовед имела непосредственное отношение.

29-летний кемеровский абстракционист не сразу стал тем, кто он есть сегодня. Данила рассказывает, что менял лица, скрывался за масками, искал себя. На городских зданиях в Кемерове в прошлом можно было видеть его райтерские тэги Rous, сегодня он создает красивейшие произведения уличного искусства на заброшенных зданиях и на заказ, в сети интернет он известен как маргинал Андрей Елда, прячущий лицо и пишущий на холсте бессознательный поток.

Искусствовед Наталья Попова по достоинству оценила талант Данилы Апанасова
Когда я начинаю что-то делать, я стараюсь ни о чем не думать. В голове нет первоначальной концепции, эскизов я не делаю. Сначала идет поток подсознательного, потом накладываются какие-то рычаги сознательного, смыслы. Все субъективно. Я лишь даю подсказки, пасхалки, то, к чему можно приглядеться. Я прихожу в мастерскую, там стоит что-то, я беру что-то и делаю это как-то. Как только появляется свободное время, я выхожу на улицу. Мне нравится делать работы в необычных местах, таких, как заброшенные дома, что-то неновое. Я их дополняю. Место определяет то, что я хочу изобразить.
Данила Апанасов, художник-граффитист
Именно Данила – автор известных портретов Юрия Двужильного и Веры Волошиной, портрета Децла и других в Кемерове. Это работы на заказ. Художник живет росписью стен. Больше всего он доволен последним муралом, украшающим стену здания нашей редакции на проспекте Октябрьский, 28. Заказчики предоставили полный карт-бланш, и творческая группа под руководством Апанасова расписала стену своими фантазиями.
В зале «Кузбасского центра искусств» покрытые краской рабочие брюки Данилы и респиратор представляют его граффити-личность. Экспрессивные абстракции Андрея Елды мы видим на стенах: смешение линий, пятен, хаотичных фигур, цветовых элементов. В мире уличного художника нет правил, он существует сам по себе, если мы, конечно, говорим о подлинном партизанском стрит-арте. В мире художника уличной волны Данилы царит стрит-арт согласованный, проданный за деньги. Он не всегда радует самого автора, но и художники хотят кушать.
Кайфующий кольщик мультяшек
На открытии в галерее красуется подсвеченный неоном спортивный байк. Неожиданно? Нет, если выходец из коллекционного музея Семен Родионов просит художников предоставить артефакты, раскрывающие их натуру. Апанасов предоставил штаны райтера, а Смирнов вкатил в зал мотоцикл, потому что мотоспорт играет в его жизни не последнюю роль.
Я в мир искусства протёк через татуировку, сначала я начал делать тату, потом рисовать. Татуировка – всего лишь ремесло, и я в 20 лет пошел учиться в художественную школу №19 вместе с детками. Потом получил профессиональное образование в Кемеровском художественном колледже, начал ездить по России на мастер-классы топовых представителей татуировки. В мае этого года я стал победителем на Международной тату-конвенции, заняв второе место в номинации «Леттеринг».
Михаил Смирнов, художник-татуировщик
В зале на пьедестале молодой человек в футболке без рукавов демонстрирует работу мастера: на его правой руке набиты персонажи из мультфильма «Гадкий Я».
Я давно собирал коллекцию миньонов, все друзья знали об этом. Когда сын начал разговаривать, это было похоже на голоса миньонов. С того момента у меня появилась идея. Я пересказал ее Михаилу, он сделал эскиз. «Рукав» забили за шесть сеансов по четыре часа.
Богдан Чумаков, друг Михаила Смирнова со студенческой поры
Мультипликация привлекает Смирнова как татуировщика. Если вы придете к нему в студию и закажете сделать тату в стиле, не близком мастеру, он перенаправит вас к своим коллегам. Сам Михаил сегодня набивает лишь те сюжеты, которые нравятся ему. От процесса удовольствие должны получать и клиент, и татуировщик – такова позиция 28-летнего уроженца Осинников, а ныне руководителя одной из самых прогрессивных тату-студий Кемерова.

Смирнова как художника-классика с тяготением к модерну, кроме мультиков, интересуют портрет и, как ни странно, та же абстракция.
Чаще всего это масло, картон, много эскизов, сделанных в диджитале на айпаде. Закоса под реализм, как у старых классиков, нет, скорее, это некое переосмысление. Вот «Портрет Ильи», мне кажется, он получился настоящий. Я просто был собой, позвал товарища, он спокойно сел. Я пописал. Получился искренний портрет, я был расслаблен и не напрягался. Но под всей расслабленностью ремесленный опыт никуда не пропал.
Михаил Смирнов, художник-татуировщик
Зрители дружно зааплодировали, когда Миша рассказал о другой работе, на первый взгляд, деревянные блоки, выкрашенные акрилом, одна геометрия, никакой логики. Оказалось, что так автор увидел тележку из супермаркета. Вид сверху: ручка, место, куда сажают детей, колесики, повернувшие вбок. По словам галерейщиков, весит она 50 килограммов, и на стену сооружение водружали четыре человека.
Художник – это тот, кто видит красиво. Я считаю, что я вижу красиво. Попробуй сделать так же, попробуй найти – это вопрос к другому художнику. Мне интересен разговор с профессионалом, взрослым, состоявшимся, который мыслит и создает не так, как я. Чего рассказывать тому, кто будет со мной соглашаться? А с тем, кто поспорит, интересно.
Михаил Смирнов, художник-татуировщик
Тележка из супермаркета. То, как видит ее Михаил Смирнов
Контрастное течение
На самом деле, неизвестно, кому стоит рукоплескать больше: художникам или креативным авторам спецпроекта, коллективу «Кузбасского центра искусств». Они и без того стараются следовать современным тенденциям выставочного дела, но на этот раз превзошли самих себя.

«Contrast» – это не молчаливые полотна на стенах, но полноценный ивент с шампанским, диджитал-проекцией, артефактами, конкурсами, играми и приглашенными гостями. Среди них был известный в Кузбассе и за его пределами скульптор по металлу Евгений Попов. На сей раз как гитарист.

18 лет я занимаюсь скульптурой из металла, здесь выставлялся лет десять назад. А гитара – это жизнь. Я посмотрел приготовления к выставке, на экспозицию, и в голову пришла идея. Лет шесть назад мы с друзьями играли трансовую музыку в Новосибирске на фестивале «Индия». Решил тоже сделать контраст, что-то такое из ряда вон. Самое главное, чтобы был результат от этой задумки, – показать новые форматы, найти точку коммуникации, которая позволит молодым художникам двигаться дальше.
Евгений Попов, кузнец, художник, скульптор, не-музыкант
Застройкой экспозиции занимались главный специалист по выставочной деятельности Ксения Дудкина и искусствовед Семен Родионов. Им помогали главный специалист по диджитал Андрей Цеттель, главный дизайнер Ирина Белякова.

Закрытие выставки 15 августа тоже обещает быть запоминающимся культурным событием: посетителей ждет VR-баттл, Апанасов и Смирнов будут представлять свои проекты. После этого художники к концу сентября должны будут соорудить арт-объекты и установить их в городе. До закрытия планируются лекции и мастер-классы обоих авторов. Данила проведет граффити-тур по Кемерову.
Проект показывает не только выставку двух художников, но и весь творческий потенциал творческой молодежи. А мы продаем эмоции, впечатления, стиль. Дальше мы планируем целое течение «Контраста»: одна команда против другой. Наша сверхзадача – создать арт-резиденцию для молодых художников – мастерские с небольшим выставочным пространством. Так как у нас в городе очень много заброшенных зданий, мы хотим одно такое превратить в арт-резиденцию. Не сейчас, не завтра, но рано или поздно это будет.
Семен Родионов, искусствовед «Кемеровского центра искусств»
Текст и фото: Надежда Бойкова