«Помню, как вся деревня пела песни»
Один День Победы в жизни Яи
Над непривычно многолюдной центральной площадью в Яе веет майский ветер. День солнечный, не типичный для праздника Победы над фашизмом. Я впервые вижу «родную деревеньку» такой оживленной: народ стекается к Обелиску Славы, а на горизонте, в начале Советской, и вовсе толпа: там, в Сквере Победы, всем миром Яя возлагает цветы к памятнику воинам-землякам, погибшим в войне за честь, свободу и независимость нашей Родины…
Всенародная радость
Мои предки родом из Яи — небольшого посёлка, жители которого в беседе горделиво добавляют «городского типа». Четыре десятка деревень, березняк и поля, перемежаемые живописными болотцами.

Сегодня в Яе не осталось производства: заглохли бывшие в советские годы градообразующими тракторно-ремонтный, хлебный и пивобезалкогольный заводы, приказал долго жить лесоперерабатывающий комбинат, ушла швейная фабрика. А дух?

Дух яйчан остался таким, как был: это простые, открытые, гостеприимные люди. Если беда придёт, встретят вместе. А уже если праздники, то отворяй ворота пошире, зови всех!

Моей родной бабушке Александре Александровне Караваевой было семь, когда в стране объявили долгожданную весть о победе. В Яю она перебралась много позже, а тогда, в детстве, девочка жила с семьей в деревне Успенка, которой нет уж на карте Кузбасса. Оттуда берет начало мой род по материнской линии.

— Я помню, как всей деревней выносили на улицу столы, — рассказывает баба Шура на кухне, где на столе, покрытом цветной клеенкой, благоухает свежая домашняя выпечка. — Готовили еду, ставили бражку, потому что водка была дорогая. Такое было распоряжение и колхоза… А потом взрослые пели песни, а мы, ребятишки, я да дядя Витя, сытые, бегали во дворе, играли. Помню это.

Она отдала в жертву войне дядю Василия и дядю Шурьяна. Воевали ее отец, дядья и деды. Кто-то вернулся в медалях, кто-то остался лежать, засыпанный землей на поле сражения.

Это было 76 лет назад. Давно, но она помнит радость всего народа, когда все, как один, поднялись в воодушевлении, чтобы провозгласить Победу.

Уверенно чеканя шаг
Кажется, что и сегодня вся Яя — теперешняя родина моих бабушек, дедушек, мамы, папы и отчасти моя, высыпала на площадь. Ветераны и школьники, мамаши с колясками, суровые крестьяне с заскорузлыми, грубыми руками, шумная поросль между выпускным и вступительными, уже вкусившая городской жизни, — никто не остался дома.

Толпа пестрит георгиевскими ленточками, красными гвоздиками и триколором. Мальчишки в накидках «Волонтёров Победы» снуют между прохожими, раздают свежий выпуск газеты «Кузбасс». Отрадно!

Мальчишки в накидках «Волонтёров Победы» снуют между прохожими, раздают свежий выпуск газеты «Кузбасс». Отрадно!
— А ну-ка стойте! — окликаю их. — Вставайте позировать, да чтобы название газеты видно было!

Они слушаются, потом вручают мне номерок нашего издания и зовут к школе №2:

— Может, вы нам что-нибудь расскажете?

Эх, нет, ребята, сегодня я сама послушаю.

Разномастная колонна яйчан во главе с местными управленцами медленно приближается. Несут корзину цветов. Ведущие, одетые в гимнастерки военных лет, объявляют митинг открытым. Один за другим глава округа Евгений Мяленко и председатель окружного совета народных депутатов Сергей Иконников говорят «спасибо» за подаренную жизнь и желают мирного неба над головой.

Пафоса нет совсем. В маленьком посёлке все, как на ладони, ясно. Все друг с другом знакомы, праздник — повод встретиться и поговорить о детях, внуках, рассаде и вспашке огорода.

Но вот треском звучит первый удар метронома — и все умолкают. Затихает и ребятня. Есть место веселью, но сейчас — время вспомнить. Время почтить.

А потом снова вместе несут цветы. Красными гвоздиками покрывается Обелиск Славы. Синее небо в белых облаках чертят крылья голубей, на майском ветру трепещет полотнище Знамени Победы в руках юной знаменной группы, чеканящей шаг уже так по-взрослому уверенно.

Будет надо — подвиг повторит их поколение.

Красными гвоздиками покрывается Обелиск Славы
В память о погибших
Яя встречает День Победы дружно. Праздник тоже создают всем миром.

Иду к военной технике, которая блестит зеленью на площади перед администрацией, рядом с палаткой, где торгуют сладкой ватой, и нарядной фотозоной из огромных букв «ПОБЕДА».

«Надо же! — думаю. — Откуда же в Яе раздобыли танк, моноплан, пушки 40-х годов? Части тут нет…»
Макет танка Т-34 в натуральную величину
Однако знающие лишь хитро улыбнутся — такие невероятные экспонаты создает в посёлке местный народный умелец, специалист по ландшафтному дизайну и лэнд-арту Сергей Ерёменко, постепенно превращающий Яю в маленькую Швейцарию:

— Каждый год мы создавали еще одну технику. Первым появился Т-34 пять лет назад. Какой он был! Стрелял, гудел. Мы поместили сабвуферы в танк, и он гудел очень громко. Вспышку поставили, дымарь у пчеловодов взяли, внутри сидело четыре человека, и они оттяжку делали — как даст-даст! Это был шок для людей!

Макеты военной техники в натуральную величину постепенно пополняли яйский парк, вслед за танком появились пушка, гаубица и истребитель ИЛ-2.
Стройматериал Сергей находил везде — вплоть до склада металлолома. А еще он сумел заразить своими идеями земляков-яйчан. Работа кипела на действующем еще тракторно-ремонтном заводе. Чертежи Ерёменко скачивал из интернета.

— Как мы на кладбище ходим к своим родителям, так и здесь: мы должны помнить о погибших, чтить ветеранов войны. Должно быть какое-то действие, — уверен яйский умелец.

В нынешнем году крупнокалиберной новинки посёлок не увидел. Однако велась работа не заметная для глаз, но более важная, более тонкая: Сергей Ерёменко занимался на дому с ветеранами войны. Давал им мастер-классы по макетостроению, привозил необходимый материал, подбадривал морально. Говорит, нельзя старикам просто сидеть без дела — нужно обязательно чем-то гореть.

Как мы на кладбище ходим к своим родителям, так и здесь: мы должны помнить о погибших, чтить ветеранов войны. — Сергей Ерёменко
Дружно яйчане работают, плоды их трудов выставлены у одного из мастеров на дому: целая выставка мини-макетов, есть среди них и крейсер «Аврора». А у главного яйского дизайнера в голове снова множество задумок. Что-то появится в Яе на будущий год?
Мирные залпы салюта
В этом году в округе издали уникальную книгу памяти. Вот она, на уличной выставке возле школы №2, где учились мои родители, — «Жить — значит помнить!». Тяжелое добротное издание на глянцевой, мелованной бумаге. В ней имена всех яйчан, прошедших войну 1941-1945-го.

Чтобы собрать материал для этого увесистого тома, пришлось изрядно потрудиться. И вновь сработали вместе, дружно.

Это книга о ветеранах-яйчанах, которые вернулись домой
— Это книга о ветеранах, которые вернулись живыми, — говорит директор Централизованной библиотечной системы Яйского округа Наталья Терентьева. — Это большой совместный труд архивов, школ, библиотек, территориальных отделов. Ее можно найти на сайте библиотеки в электронном виде. Она есть во всех школах и сельских библиотеках.

Супружеская пара средних лет с интересом листает книгу.

— Мой отец Яков Александрович Стеклянников из Ижморского района призывался, — с теплом в голосе рассказывает сын Александр Стеклянников. — Я нашел его по Ордену Славы на сайте Подольского архива Министерства обороны, восстановил все данные, он с войны вернулся, умер в 1965 году, когда мне было четыре года, я ничего не знал. Нашел одну фотографию, вот она, дома больше ничего не было.

Наталья Терентьева тут же находит село Бекет, малую родину фронтовика:

— Вот он, Яков Александрович! Здесь все сведения о вашем отце: где воевал, какие награды…

Читаем с замиранием сердца: «Награжден медалями «За взятие Вены», «За победу над Германией». Оборонял Москву, дошел до Вены».

— Орден Славы третьей степени я храню по сей день, — улыбается яйчанин. — Немецкий дот не давал прохода, отец вызвался, за это и получил его.

И такие данные собраны о каждом, кто призвался из Яйского района и вернулся потом живым.

Рядом и другие издания, которые увидели свет, благодаря той самой яйской сплоченности: самиздат «Дети войны», другой — «Величие народного подвига» обо всех памятниках Яйского округа, посвященных памяти павших.

Люди с удивлением разглядывают уличные инсталляции: квартира военных лет с патефоном, письменным прибором, этажеркой, жестяной коробочкой чая, призывной пункт, оригинальная военная форма, а чуть дальше котелок над очагом, демонстрирующие нехитрый солдатский быт. И главное — баян! Сиживали наши деды в минуты передышки, играли душевные мелодии, отдыхали от ужаса обстрела…

Сегодня над Яей тоже звучит музыка, стараются звездочки детской школы искусств и местные творческие коллективы. А к вечеру народ всё прибывает — все стекаются посмотреть фейерверк, который разрывает темное небо, к счастью, мирными залпами, расцвечивает ночь радостными вспышками…

Но больше красочных огней салюта меня тронуло другое. На улице Советской в Яе стоит большая доска, она всегда там была. На ней под титром «Дважды победители» вывешены портреты яйских героев, участников Великой Отечественной, прославивших победами родной посёлок. У многих лиц прикреплены ленточки и цветы. Стенд превратился в статичный бессмертный полк, и ныне живущие потомки всегда могут прийти и почтить память своего героя. А мне вспоминаются мои прадеды, вечно теперь шествующие онлайн: дед моего отца связист Николай Худобородов, освобождавший Прагу, дошедший до Берлина; дед моей матери Семён Поляков, избавлявший от захватчиков Беларусь, а потом воевавший на японском фронте уже после объявленной Победы. Были и другие мужчины в моем роду, и выбравшиеся живыми, и сложившие головы на фронтах.
Будет нужно сегодня — я повторю их подвиг. А пока слушаю майский ветер, наполненный отголосками той первой волны радости, накрывшей страну-победительницу 76 лет назад. Чистой радости «дитя войны» моей бабушки Александры Караваевой.

Текст и фото Надежды Бойковой