Два «Дугласа» – одна судьба…
Правда – 75 лет спустя: учёные нашли акт о крушении советского американского самолёта на кузбасской горе Тыдын. Это было самое нашумевшее, несмотря на секретность, невероятное и, как выяснилось, массовое ЧП. Документ публикуется впервые.
О предыстории. «Кузбасс» продолжает расследование истории катастроф двух самолётов – «Дугласа» и «Бостона» (его в народе тоже звали «Дугласом»), прибывших во Вторую мировую в СССР из США в помощь, по лендлизу, провоевавших, а после Победы – разбившихся в наших краях…
Много лет информации по ним было ноль. Лишь молва изредка вспоминала и уже всё чаще считала легендой.
Но экспедиция Михаила Жолобова (члена Кемеровского отделения РГО) в 2016-м нашла «Бостон» в глухой тайге, на горе Зелёной в Тисульском районе. А их товарищи, поисковики из Красноярска (из СФУ, поискового отряда «Трасса» Военно-инженерного института, занимающиеся историей АЛСИБа, перегона «Дугласов» и других самолётов в войну и их службой дальше), выяснили дату ЧП – 03.09.1946 и кто погиб на Зелёной, и передали данные. И в 2019-м команда Жолобова прикрепила к борту «Бостона» на Зелёной табличку с фамилиями лётчиков… А потом – ушла к Новокузнецку, на хребет Тыдын, искать второй самолёт, «Дуглас», разбившийся, как установила, осенью 1945-го, найдя в электронных архивах ЦАМО фамилии 9 лётчиков… На Тыдыне, с его множеством вершин, эта первая разведка к «Дугласу» сходу не привела. Но наметила «квадрат» и главный марш-бросок на лето 2021-го. ( «Два «Дугласа»… Часть 1. Железом гремит война…»)
А потом «Кузбасс», подключившись к группе Жолобова, нашёл человека с Тыдына, жившего там в момент крушения «Дугласа» и рассказавшего, что же помнит округа. А потом…, ничего же случайного не бывает, мы вышли на охотников, и оказалось: один из них как раз … наткнулся на Тыдыне на винт и обломки «Дугласа»! Так стали известны координаты, так все объединились для будущей экспедиции… («Два «Дугласа»… Часть 2. Пилот тов. Сталина…»)
…А пришла зима. И мы все, пока Тыдын спит, укрытый тучами, под вечными там туманами, давно забывший шум закрывшегося прииска Пезас и вообще людей, и мы все ждём, и торопим время, с надеждой, что тайна катастрофы хотя бы там, в предстоящем походе, на месте, чуть приоткроется… Как вдруг! Александр Матвеев (старший преподаватель СФУ, руководитель отряда «Трасса»), в командировке, в архиве Минобороны, нашёл в том числе материалы по «нашему» «Дугласу»! А товарищ по «Трассе», военный историк Вячеслав Филиппов, живущий в Москве, по просьбе уже вернувшегося Матвеева на днях ещё добрал документов!
И что открыли они, изучив папку с рукописными и печатными листами, которую с 1945-го не открывал никто?! «Дело», со многими уже отсутствующими – по истекшим срокам хранения, показаниями, но сохранившее главное?!
Итак, мы листаем документ и слушаем Александра Матвеева:
– … 12 октября 1945 года, с 6.35 до 6.45 по московскому времени, самолёт С-47 («Дуглас». – Авт.), вылетевший из Новосибирска в Красноярск, в последний раз вышел на связь. И пропал над Кузбассом…
Герои войны, погибшие в авиакатастрофе у Пезаса уже мирной осенью 1945 года…
Часть 3. Рукописи не горят!
Хроника последних дней этого «Дугласа» по-военному строга. Но уже чувствуется, что жизнь меняется – ведь Победе пять месяцев!
Из акта. «5 октября 1945 г., на основании личного приказания Командующего ВВС КА Главного Маршала Авиации Новикова, … – перегнать три самолёта… заводам номер (в)… Куйбышев, … Омск, … Иркутск. Для выполнения задания назначены экипажи Коростелева и Улыбина. Для перевозки экипажей и доставки грузов выделен самолёт С-47 с экипажем Шаталова».
8 октября. «…проверена техника пилотирования Шаталова на С-47 с оценкой отлично».
9 октября. Вылет самолёта Шаталова с военного аэродрома Остафьево (Москва) с посадками до Иркутска, чтобы потом – обратно. При вылете на борту экипаж Воробьева (до Казани), экипаж Улыбина (в Красноярск), 2 пассажира (в Иркутск), мотор заводу, запчасти… После посадки в Казани самолёт прибыл в Куйбышев, и Шаталов забрал экипаж Коростелева, перегнавший уже самолёт из Остафьево… И в тот же день С-47 Шаталова прилетел в Омск. А назавтра – в Новосибирск.
– И по прилёту в Новосибирск на борту было 3 экипажа – по 3 человека. Каждый перегнал или должен был перегнать свой самолёт…, – поясняет Матвеев.
Талоны
– В Новосибирске они должны были дозаправиться и двинуть дальше, – продолжает Александр Валерьевич. – Но… их талоны на бензин оказались без гербовой печати… И комендатура талоны не приняла и самолёт не заправила. И они застряли в Новосибирске…
Но народ предприимчивый… Там стоял на ремонте самолёт, они с него немного бензина слили, перелетели на гражданский аэродром, присели, стали там просить бензина. Им сказали, ладно, заправим, только вы взамен возьмите пассажиров и груз. В итоге – на борту появилось 10 пассажиров из Новосибирска, с гражданского аэропорта, и тонна груза. И, видимо, кто-то ещё под шумок просился… И так они оказались заправленными и набитыми людьми… И самолёт, вылетев из Новосибирска, имел на борту, вместе со всеми экипажами, уже 23 человека.
– В акте ещё вот, записано: делегация от «Дугласа», прося бензин у военного начальства, говорила: ждать не может, задание Командующего. Но из-за отказа и поиска выхода – произошла задержка на сутки… Но почему такое случилось с талонами вообще?
– Возможно, из-за переходного времени…
– И может, им ещё в Москве талоны нужные не успели доставить?
– Может. Но на других аэродромах, до Новосибирска, их же заправляли нормально…
– Но вот – вылетели они из Новосибирска, наконец… Из-за бартера «Дуглас» не был ли перегружен?
– Нет, тонна груза – это по норме…
Удар
– Последними этот самолёт видели жители кузбасских посёлков Филиппов Ключ и Иванов Ключ. По акту, самолёт отклонился от основной трассы на 166 км… А почему отклонился, большой вопрос…
– Уходил от непогоды?
– В акте сказано, про прогноз метеостанции новосибирского гражданского аэропорта… Он «…давал облачность по всему маршруту высотой не менее 200 м и видимость 4 км. Фактически в районе Анжеро-Судженска (а полёт был предписан над ним, и лётчики карту по маршруту имели – над Анжеркой. – Авт.) была высота облаков 50, видимость 500 м».
– Ещё, по заключению комиссии: встретив погоду не по прогнозу, они должны бы были назад возвратиться. Но решили пойти на Красноярск, сами, и южнее… Но и там…
– Из последних показаний жителей. Самолёт летел на высоте облаков, временами в них скрываясь, летел по прямой, потихонечку набирая высоту в сторону Тыдына. Облака были низкими, сопки закрыты… И, по акту: перед самолётом оказалась гора (1189 м), а самолёт был на высоте 850 и так он ударился в сопку.
– Почему?
– В акте в перечне причин – и о неправильном метеопрогнозе, и отклонении от курса и т.д.… – сказано так же: у Шаталова был небольшой перерыв в пилотировании С-47… Но ведь чем удобен «Дуглас»?! Он позволяет управлять и с первого места, и со второго одинаково эффективно. По акту, из Новосибирска самолёт вели Шаталов и Улыбин. У них – один штурвал, сдвоенный… Поэтому нельзя сказать, что один сделать что-то не смог, а второй вмешаться не смог… К тому же оба лётчика были асы, с огромными часами налёта за войну… (А Шаталов даже был в группе сопровождения Сталина, тех, кто вез его на переговоры трех союзных держав в Ялту и Тегеран! – Авт.)
А причина, почему ударился в сопку… Скорее всего, из-за потери видимости… Лётчики, чтобы перевалить хребет, вошли в облака и лишились всякой ориентировки. А высотомеры тех времен работали по давлению…, и тот прибор не мог предупредить о горе. А видимости не было.
Последний – живой!
– Полгода назад бабушка из бывшего посёлка Пезас рассказывала мне о… парне, выжившем, с самолёта… Подтвердилось?
– Исходя из акта комиссии, самолёт, столкнувшись с горой, «… срубил несколько деревьев, затем, врезавшись в камни, начал разрушаться и гореть. Люди были искалечены и сгорели…» И, предполагаю, удар самолёта о гору был плашмя, он на склон упал «животом». И удар был очень, очень большой силы… Так, что хвост отвалился…
И, по акту: «… погибли 22 человека», «…один, оставшийся в живых, получил ожоги и ушибы…» Фамилия уцелевшего пассажира – Мостовских. Он – слесарь завода. Парень летел как раз в хвосте, спал на ящиках с грузом. Проснувшись от удара, вскочил на ящик, проскочил сквозь огонь, затушил на себе телогрейку… Пошёл вниз искать помощи… Всё горело на склоне. Ведь больше 1000 литров бензина выплеснулось… И ведь парень дошёл до ближайшего посёлка Пезас!
– По каменистым осыпям, не имея представления, куда вообще идти… И один – в зиму, в горах!…
– На посёлок он вышел через сутки, 13 октября. Это было чудо… И это он объяснил, где упал самолёт, и начались поиски. 14 октября самолёт нашли… Работала большая комиссия… Всех погибших похоронили на месте… Среди рекомендаций отработавшей комиссии было на то время главное: усилить тренировки полётов вслепую…
P.S.
Предстоящая экспедиция группы Жолобова на Тыдын, на указанное охотниками место «Дугласа», возьмёт с собой две памятные таблички. Одну – с фамилиями 9 лётчиков, сделанную ещё в 2019-м. Вторая будет в память о 13 пассажирах… Так хребет Тыдын раскрыл свою тайну через 75 лет. Кстати, местные шорские слова, созвучные слову Тыдын, переводятся как «тайна, дым, прах»… А ещё – «терпеть и держаться». Уцелевший пассажир этого не знал. Но шёл и терпел боль, страх и продержался до конца, чтобы сообщить о трагедии «Дугласа»…