«Конёк-горбунок»: рецензия на фильм
Что было у создателей «Конька-горбунка»? Крупный по российским меркам бюджет, добротные актёры, хорошая съемочная группа. И что они выдали в итоге? На самом деле всё не так уж и плохо, но в то же время и не так хорошо, как хотелось бы. Во время просмотра мы то и дело сравнивали происходящее на экране с первоисточником, всё-таки рассматривать фильм в отрыве от сказки Ершова нельзя. Также это не первая и не последняя попытка осовременить сказку, поэтому и сравнения с другими фильмами и мультфильмами тоже не избежать. Кроме того, даже если рассматривать фильм в вакууме, всё равно останется несколько вопросов к творцам. Что именно удалось, а что по нашему мнению пошло не так? Разберёмся с КиноКузбассом.
Сюжет
Может показаться, что история фильма не сильно отходит от первоисточника, но это только если не задумываться и не включать голову. А если начать размышлять над происходящим на экране, то тут уже возникнут вопросы. Докапываться до мелких деталей, вроде того, что у Конька-горбунка в фильме один горб, а не два как в оригинальной истории, мы не будем. Но есть множество нововведений, которые сильно меняют основной посыл сказки. Причём они, казалось бы, небольшие, но переворачивают всё с ног на голову.
Если сказочный Иван-дурак дураком всё-таки не был, а был простодушным и бескорыстным пареньком, то киношный Иван действительно ведёт себя как умалишенный и к тому же порой поступает откровенно нехорошо. Сказочный герой не искал денег, славы или власти. И хотя большую часть времени он просто плыл по течению, когда речь заходила о поступках, то он сразу старался поступать по совести. При этом он вполне осознавал опасность ситуаций, в которые попадал — боялся царского гнева и неудачи. Киногерой же совсем не отдаёт себе отчёта в том, что творит. Он просто захотел и начал делать. Захотел увести коней и уйти из дома – ушел, захотел встретиться с царицей – встретился. А если скажут: принеси Жар-птицу или казним, он обрадуется тому, что ему такое интересное задание поручили, а про казнь и не подумает. Последствия, опасность – это для него не важно. Ванька начинает думать только после того, как натворил делов и кто-то начал плакать. Тут в герое просыпается запоздалое сострадание. Конечно, кому как, но по нашему мнению – это сомнительный пример для подражания.
Одним Иваном создатели не ограничились, антагонисты тоже пострадали. В сказке главной причиной несчастий героя был спальник, который лишился из-за него своей должности. У злодея был понятный мотив для того, чтобы сжить Ивана со свету. А что в фильме? Мы работаем без спойлеров, поэтому не можем сказать подробно, но если в трёх словах, всё очень плохо. Спальник превратился во второстепенного персонажа, у которого нет внятных причин ненавидеть Ивана. Но это полбеды. Главным злодеем в фильме теперь стал царь. Конечно, он и в сказке не очень хороший человек, но там он хотя бы вменяемый персонаж. Мотивация киношного царя вообще напоминает бред сумасшедшего. Тут надо один раз увидеть, чтобы понять. Реакция людей в кинозале, где мы смотрели, была красноречивей тысячи слов. На моменте, где царь решает избавиться от Ивана, стояла просто гробовая тишина, никаких перешептываний или смешков. Прямо в воздухе чувствовалось, как все зрители задались вопросом: «Что происходит?»
Любовная линия в фильме тоже вызывает вопросы. Не то, чтобы в сказке она была идеальной, но раз создатели начали отходить от первоисточника, то лучше бы здесь постарались чуть больше. Романтический интерес героев друг к другу выглядит притянутым за уши. Тут поневоле вспоминается «Шрек». У главных героев было время узнать друг друга, проникнуться симпатией и уважением. А что у нас? Любовь с первого взгляда? Сомнительный мотив. Не хватило хронометража и бюджета, чтобы снять хотя бы пару сцен? Можно было сэкономить на компьютерной графике и ненужном для истории экшене, тогда наверняка хватило бы и денег и времени. И раз уж зашла речь о графике, то перейдём к картинке.
Картинка и атмосфера
Когда речь заходит о визуальной составляющей фильма, то ругать и искать недостатки не хочется вообще. Видно старание и художников-постановщиков, и специалистов по компьютерной графике. Конечно, какой-нибудь фанат «Трансформеров» или «Марвел» может придраться, но это не про нас. Картинка в фильме на высшем уровне: костюмы, декорации, цветокоррекция – всё если не хорошо, то отлично. Всё дополняет друг друга и хотя бы визуально создаёт атмосферу современной сказки.
Особенно сильно фильм выделяется на фоне других российских произведений. Если «Последний богатырь» по нашему мнению безжалостно обесценивал всю славянскую специфику, то «Конёк-горбунок» старается обойтись с ней более деликатно. Конечно, можно вспомнить советский мультфильм, который почти идеально воплощал и атмосферу, и текст сказки. Но у анимации в принципе больше возможностей, чем у фильмов с живыми актёрами. Видно, что над художественной составляющей картины работали умелые и ответственные люди, за что однозначно стоит ее похвалить.
Единственное, что порой рушит атмосферу, это современная музыка в паре моментов и звуковые комедийные эффекты. Первое, на наш взгляд, совсем не было нужно фильму. А второе можно было бы сократить, один-два раза было бы уместно, но когда их так много, как здесь, это уже начинает нервировать.
Актёры
Каких-то серьёзных претензий к актёрскому составу тоже не хочется высказывать, хотя и повод можно найти. 36-летний Антон Шагин играет Ивана-дурака, который вроде всегда был юным пареньком. Но Шагин успешно справляется с ролью и претензии к возрасту пропадают спустя несколько минут просмотра. Михаил Ефремов в роли царя-самодура – хорош, Паулина Андреева в роли Царевны тоже смотрится неплохо. Немного жалко, что Спальник в исполнении Яна Цапника был отодвинут на второй план. Всё-таки актёр достаточно умелый и при другом сценарии он наверняка смог бы сыграть интереснее. Однако получилось как получилось: хорошо, но можно лучше. Павел Деревянко на озвучке Конька слышится вполне аутентично. Прямо слышно Конька, а не Деревянко, надеемся, вы поняли, о чём мы.
Массовки у фильма не так много, но и той, что есть, вполне достаточно. Людей на площадке хватает, для того чтобы создать ощущение населенности города. Таких провалов как в «Викинге», когда из 10 тысяч отрисованных воинов бьются полтора землекопа, у фильма нет.
Итог
Назвать фильм «Конёк-горбунок» плохим точно нельзя, но и петь ему дифирамбы не стоит. Его главной проблемой остаётся сценарий и основной посыл – твори дичь и не думай о последствиях. Конечно, кто-то скажет: «Но это же сказка и вообще детский фильм, не нужно так сильно копаться в нём и напрягать голову». Таких людей мы можем лишь спросить: «Вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос достойным и ответственным человеком или бездумным и безответственным индивидом, который вообще не включает мозги?». Фильм наверняка понравится детям: он красочный, шумный и пытается быть весёлым. Но показывать его на регулярной основе своим чадам мы бы не стали, пересматривать самостоятельно – тем более. Тем не менее, на него вполне стоит сходить в кинотеатр. Он заслуживает и внимания, и денег, при всех его недостатках, мы не жалеем о просмотре. Да и один раз посмотреть его с семьей на выходных – вполне нормальный отдых.